Алибаева Ж.Е.

Павлодарский государственный педагогический институт

 

Исследование этнической идентичности студентов

 младших курсов ПГПИ

Собрание этнопсихологической информации, знаний, можно найти в трудах многих древних ученых и философов. В них центральными категориями исследования, анализа были такие, как культура, этнос, народ, государство, которые были раскрыты в них средствами описания традиций, обрядов, культурных установок, этических и моральных принципов, а также способов воспитания, механизмов государственного управления и др.

 Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социо-культурном  пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

Этническая идентичность - это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Она также означает построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. С ее помощью человек определяет свое место в полиэтническом обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.[1,78]

Необходимость этнопсихологических исследований исходит из того, что каждые племена, народности, нации в определенные период своего исторического развития обладают рядом психических свойств, присущих данной общности в меньшей степени, чем другой. Географические, экономические, исторические условия породили значительные различия в психологии народов, некогда единых по этническим признакам, близких по происхождению, языку, таких, как американцев, канадцев, новозеландцев, австралийцев. В результате чего возникли заметно отличающиеся культуры со своими традициями, механизмами воспитания, типами семейных взаимоотношений, отношений между полами, возрастами и т.д.

Интенсивное развитие межкультурных контактов делает актуальной проблему не только культурной, но и этнической идентичности. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, в современных условиях, как и раньше, культурные формы жизнедеятельности с необходимостью предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к этнической общности. Среди многочисленных социокультурных групп наиболее стабильными являются устойчивые во времени этносы. Благодаря этому этнос является для человека самой надежной группой, которая может обеспечить ему необходимую безопасность и поддержку в жизни.[1,94]

Во-вторых, следствием бурных и разносторонних культурных контактов становится ощущение нестабильности окружающего мира. Когда окружающий мир перестает быть рациональным, начинается поиск того, что помогло бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитило бы от трудностей. В этих обстоятельствах все больше людей (даже молодых) начинают искать поддержку в проверенных временем ценностях своего этноса, которые в данных обстоятельствах оказываются самыми надежными и понятными. Результатом становится усиление чувства внутригруппового единства и солидарности. Через осознание своей принадлежности к этносам люди стремятся найти выход из состояния социальной стагнации, почувствовать себя частью общности, которая обеспечит им ценностную ориентацию в динамичном мире и защитит от серьезных невзгод.[2,123]

В-третьих, закономерностью развития любой культуры всегда была преемственность в передаче и сохранении ее ценностей, так как человечеству необходимо самовоспроизводиться и саморегулироваться. Это во все времена происходило внутри этносов путем связи между поколениями, - это главный механизм развития человечества.

Современное обоснование необходимости введения и объяснения этнической идентичности вызвана тем, что «каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей».

Для этого он должен добровольно усвоить господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Поэтому суть культурной и этнической идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества общностей и разнообразных групп обусловлены социально-политической обстановкой в сообществе, задающей контекст исследований и целей исследования.

. Важнейшим этническим идентификатором является родной язык. Через него человек ощущает сопричастность к своему народу, происходит усвоение родной культуры, ее воспроизведение и трансляция от поколения к поколению. Индивиды, утратившие родной язык, теряют и родную культуру, особенности национальной ментальности и духовности, мировосприятия и этнической картины мира. Развитие этноса неразрывно связано с культурой и историей других социально-этнических общностей, с которыми он постоянно вступает во взаимоотношения.

В рамках практической работы было осуществлено исследование, целью которого стало выявление когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности. В нем приняли участие около 200 студентов младших курсов ПГПИ, из них 120 обучаются на казахском языке и 78 человек на русском.

Материалами и методами исследования послужили: методика Дж.Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности, а также методика исследования эмоционально-ценностного компонента этнической идентичности.[3,13]

По методике Дж.Финни результаты были следующие: у русских познавательный компонент-11,3 баллов, у казахов-11,6 баллов,  аффективный компонент: у русских-9,5 баллов, у казахов-9,5 баллов.

Таким образом, у русских и казахов одинаково выражена этническая идентичность, немного более выражен эмоционально-ценностный (аффективный) компонент  у казахов.

На выявление эмоционально-ценностного компонента было обработаны ответы группы из 100 человек казахской национальности. На вопрос «горды ли они , что родились казахами», 90% ответили –да.

На вопросы о национальном гимне и флаге ответы составили 95%. А вот национальную музыку не все предпочитают слушать-70 %. В общем аффективный компонент в данной этнической группе высок.[4,11]

На дополнительные вопросы о том, на каком языке вы говорите в семейном кругу, с друзьями, нам представилась следующая картина.

 

На каком языке вы чаще всего разговариваете?

На казахском

На русском

На том и другом

Дома

        70

     7,8

     22,2

В учебном заведении

       63,4

      20

     17,2

С друзьями,знакомыми

       55,4

     22,2

    24,5

В общественных местах (магазинах,на улице)

      45,3

     35,7

      18

 

Нужно  отметить, что  в данном опросе принимали участие студенты казахской национальности, обучающиеся  как в казахских так и в русских группах.  Таким образом, у опрошенных доминирующим является родной язык.

 В результате исследования выявлено, что этническая идентичность совпадает с декларируемой. Все студенты проявили одинаковый уровень позитивной этнической идентичности.

В нашем казахстанском полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Полученные результаты свидетельствуют о  позитивном развития личности студентов в современном образовании, что позволяет формировать полноценную самостоятельную личность, способную быстро реагировать на события и ситуации на основе высоких ценностных ориентаций и подтверждается отношением к собственной и другим этническим группам, которое позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой — как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

 Таким образом, все вышесказанное невозможно реализовать, если мы не будем формировать в учебно-воспитательном процессе уважение студентов в отношении каждого народа с типичными в проявлениях социально-психологическими чертами, типичными для данного этноса. Без такого подхода невозможно воспитание этнокультуральной личности, формирование ее неповторимых духовно-нравственных качеств. В настоящее время одной из главных задач в общественной жизни нашей страны является стабилизация межнациональных отношений и учет этнических особенностей, интересов каждого народа. Историческое желание каждого народа – сохранить свое лицо и свою культуру.

 

1.     Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир Психологии: Научно-методический журнал Академии Педагогических и Социальных наук.- М., 2004.- № 2 (38).- С. 48-53.

2.     Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. Т. 25.  № 1. С. 52-60.

3.     Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003

    4.Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учеб. Пособие для

                 студентов вузов – М.:  Аспект Пресс, 2008. – 208 с.