Основы социокультурной деятельности студентов – специалистов профиля «Начальное образование»

                                   

Кандидат пед. наук, доцент  КФУ Камалова Л. А.

 

             Модернизация системы российского образования выдвигает особые требования к личности педагога, что обусловлено новыми и все более сложными задачами, стоящими перед образовательными учреждениями. В Законе РФ «Об образовании» высказывается мысль о том, что необходимо уделять самое пристальное внимание повышению профессиональной компетентности учителя [5]. В Национальной доктрине образования в качестве главной фигуры образования выдвигается личность учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образовательных процессах, активно реализовывать свой личностный и творческий потенциал в профессиональной деятельности. В Концепции развития педагогического образования в РФ признается важность педагогического профессионализма, наличие специальных знаний и широкой эрудиции, сформированность профессионального поведения в целом, включая эмпатию, психолого-педагогическую грамотность и профессиональную рефлексию [10].

        В  культурологической  и   социально-педагогической   литературе   все многообразие  индивидуальной  и  социальной  активности  в  сфере   культуры характеризуется  категорией  «социально-культурная  деятельность» [1].

     Сегодня социально-культурная деятельность и ее теоретическое осмысление происходят в ситуации динамичных трансформаций, переоценки, модернизации устоявшихся систем и представлений. Социально-культурная  деятельность    определяется  как   деятельность социального субъекта (личности,  общности,  социального  института,  этноса, нации),  сущность  и  содержание  которой  составляют   процессы   создания, сохранения, трансляции, освоения  и  развития  традиций,  ценностей  и  норм культуры        художественной,     исторической,     духовно-нравственной, экологической, политической и т.д.  [11, с.34].

       Огромное разнообразие форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволяет донести до людей идеи духовного возрождения общества в целом и каждого человека в частности. Содержание социально-культурной деятельности обусловлено потребностями общества в расширении демократии, гласности, совершенствовании общественных отношений, это именно та деятельность, в которой каждый человек приобретает навыки самоутверждения в творчестве, опыт самореализации, культурного поведения в обществе.

      Проблема взаимосвязи деятельности и личности отражена в работах выдающихся педагогов и психологов, таких как Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В.П. Зинченко, Н.В.Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г.В. Суходольский, В. Д. Шадриков и др.

      Научные представления о профессионализме, профессиональном мастерстве специалиста, профессиональном становлении педагога раскрывают труды Е.А. Климова, Е.А. Левановой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Е.М. Павлюченкова, Н.С. Пряжникова, A.A. Реана, В.А. Сластенина и др.

       Проблема  взаимосвязи сущности, функции, содержания и технологии социально-культурной деятельности отражена в трудах  М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, В.И. Кислицкого, Ю.Д. Красильникова, О.Ю. Мацукевич, А. А. Сукало, В.В. Туева, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко и др.

       Культура и социальные отношения - два аспекта воспроизводственной человеческой деятельности, при этом в обществе постоянно возникают противоречия между социальными отношениями и культурой, т.е. социокультурные противоречия [1]. Социокультурное противоречие обнаруживается в появлении культурных программ, которые смещают воспроизводственную деятельность таким образом, что в результате разрушаются, становятся нефункциональными жизненно важные социальные отношения. Это противоречие проявляется в конфликтах между исторически сложившимися программами и инновациями, которые их изменяют, между сложившимися и новыми социальными отношениями, что в конечном итоге обусловливается противоречиями внутри воспроизводственной деятельности, которая направлена на преодоление социокультурного противостояния, на удержание этого противоречия в определенных пределах.

      В любом социальном субъекте – от общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ – существует своя субкультура. Она содержит и программу деятельности соответствующего субъекта [1].

       Сегодня социально-культурная деятельность - это уже вполне утвердившееся наименование специализированной области общественной практики и осмысляющей ее закономерности научной теории. По определению В.В. Туева,  «социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» [11,с.29].

      Сегодня все отчетливее формируется философский взгляд на культуру, не сводящий культуру к какой-то частной форме деятельности человека. Этот подход делает закономерным рассмотрение культуры как производного от многосторонне-целостной деятельности человека и в силу своей целостности включающей в себя все многообразие результатов человеческой деятельности (ценности, в том числе религиозные, символы, игру и мн. другое) [1].

       Формами превращения природных явлений в культурные предметы при этом становятся научные модели, теории, технические конструкты и мифологические, а затем художественные образы природы. Среди многочисленных формы превращения натуры человека в культуру (аккультурация и социализация) ведущее место занимает педагогическая деятельность, направленная на воспитание, образование и научение человека и его физическое развитие, и игровая деятельность.

      Так, к примеру, М.С. Каган, обосновывая целостный подход к философскому анализу культуры, справедливо отмечает, что при всей очевидности таких процессов, как превращение природных явлений в культурные предметы и превращение натуры человека в культуру, пока остается практически неразработанной и научно не отрефлексированной проблема соотношения культуры и социальности. Он пишет: «Широкое хождение получило бинарное понятие «социокультурный». Все это свидетельствует о назревшей потребности наук, изучающих общество, включить культуру в сферу своих теоретических интересов, и вряд ли можно сомневаться в том, что теория культуры должна пойти им навстречу, сделав предметами специального рассмотрения не только все конкретные социокультурные образования, но и саму возможность и необходимость скрещения культуры и общества» [7, с.105].

       М.С. Каган вплотную подходит к  проблеме содержания социокультурной деятельности, излагает аргументы, которые еще раз убеждают в возможности и необходимости опредметить социально-культурную деятельность как самостоятельную область общественной практики через понятие социального взаимодействия [7, с.107].

       Итак, по М.С. Кагану, культура - форма, социальное взаимодействие – содержание [7,с.107]. Но философ не указывает на механизм, обеспечивающий качественное преображение общественных отношений под воздействием культуры. Продолжая  мысль ученого, Н.Н.Ярошенко добавляет, что механизм этот педагогический по своему содержанию и характеру   [13,с.178].        Н.Н.Ярошенко отстаивает определение, согласно которому социально-культурная деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы [13,с.179].        

       С этих позиций социально-культурная деятельность может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых общественных отношений (в динамике духовно-ценностных оппозиций: личность-общество, социальная группа-общество, социальная группа - социальная группа и др.) [4].

          Воспитательная внеаудиторная работа преподавателя со студентами создает необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия и развития их креативных способностей, эмоционально-духовной сферы личности, утверждения высоких нравственных ценностей, способности к сотрудничеству, умения работать в коллективе. Эти качества необходимы для реализации социально-культурной деятельности в системе качественно новых общественных отношений: личность - социальная группа-общество.

        Праздник «Детский игровой фольклор», проведенный со студентами группы 130701 4 курса ПиМНО, ставил основными целями и задачами углубление знаний о «материнской поэзии», игровом детском фольклоре, воспитательном потенциале устного народного творчества. Мероприятие было проведено  как творческий отчет студентов после завершения изучения  курса «Детская литература». Подготовка к проведению литературного праздника вылилась в коллективное творческое дело, в котором каждый из студентов нашел воплощение своих творческих замыслов и индивидуальных склонностей. В ходе подготовки мероприятии царила особая доверительная атмосфера, позволяющая  с наибольшей полнотой  раскрыть актерские способности каждого студента. Красивое, выразительное чтение позволило ведущим данного мероприятия  Васильевой Д. и Давлетхановой Л.донести до зрителей  идейное содержание всего литературно-музыкального праздника. Чтецы Идиятуллина С., Карымова А., Прохоров А., Самигуллина Л., Слесарева Т., Лещева Ю. проникновенным исполнением колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток ввели  зрителей в счастливый, гармоничный мир раннего детства, в котором царит добро, согласие и радость. Незаурядные актерские способности раскрылись в студентах Осиповой А., Малкиной Н., Булатовой Д., Багимовой И., Гарявиной К., талантливо исполнивших роли в театрализованных сценах по русским народным сказкам «Колобок», «Яичко», «Теремок». Яркая наглядность и реквизиты, выполненные Гарявиной К. и Булатовой Д., музыкальное сопровождение, подготовленное Прохоровым А., позволило создать атмосферу быта и культуры Древней Руси, органично войти в мир детского игрового фольклора.

        Данное мероприятие отвечает целям и задачам современного высшего профессионального образования, так как является продуктом интеллектуальной творческой деятельности студентов, выполненной в рамках социокультурной деятельности. [6].  Праздник «Игровой детский фольклор» несет в себе огромные возможности духовно-нравственного воспитания и развития студентов, формирует  ценностные установки, ориентирует на нравственный идеал, воспитывает семейные и личностные ценности гражданина.

       Именно в вузовских аудиториях студенты должны получать опыт организации социокультурной деятельности, которая предполагает не только создание в вузе педагогически воспитывающей среды, особой культуры  мышления и общения, но и общей атмосферы, способствующей развитию умений, навыков, компетенций, талантов молодежи [2].  Наша студенческая молодежь – это будущие учителя начальных классов, которые скоро войдут в класс к детям, чтобы научить их учиться, любить свою семью, школу, город, село, край, республику - все то, что мы называем святым словом Родина.

 

 

 

Литература

1.Ариарский М. А. Прикладная культурология // Монография. СПб., 2001.-562 с.

2.Бархаев Б. П. Социальная роль специалиста как элемент содержания профессионального образования / Б. П. Бархаев, В. В. Владимиров // Инновации в образовании. 2002. - № 2.

3.Васильева Е. Н. От «культпросвета» к социокультурному образованию. Тюмень: Типография «Печатник», 2007. - 252 с.

4.Долженко О. В. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования // Альма матер: Вестн. высш. шк. -2000, № 6.-С. 24-30.

5.Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 2010.

6.Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. - 2003. -№5.-С. 34—42.

7.Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.

8. Каган М. С. Формирование личности как синергетический процесс // Обсерватория культуры. 2005. - № 2. - С. 4-9.

9.Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / под ред. Е. С. Смирновой. Л.: ЛГУ, 1984. - 177 с.

10.Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 1996.

11.Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.

12.Юдин Б. О гуманитарной составляющей высшего образования / Б. Юдин Н Alma Mater. 2004. - № 5. - С. 3-5.

13.Ярошенко H.H. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография / H.H. Ярошенко М.: МГУКИ, 2000.-204с.