К.п.н., ст.преп. Ширинбаева Г.К.

Казахский национальный педагогический университет им. Абая,

Республика Казахстан, г. Алматы

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

 

Актуальность проблемы самоактуализации личности в поликультурной среде заключается в спорах по поводу роли этничности в развитии личности. Одни считают, что в условиях глобализации этническая идентичность теряет свою роль в индивидуальной судьбе человека. Другие, напротив, отмечают, что унификация современного общества и личности только усугубляет проблемы психического и духовного развития. Отмечая возрастание роли этнических факторов в жизни как общества в целом, так и отдельной личности, мы придерживаемся взгляда о значимой роли этничности в развитии личности.

Данное теоретическое положение было уже доказано в исследованиях  казахстанских психологов С.М. Джакупова, К.Б. Жарикбаев, И.К. Амановой, где экспериментально было выявлено, что развитие этнокультурной идентичности влияет на формирование творческой личности, а также способствует развитию высокого уровня самоактуализации студентов [1,2,3].

 В поликультурной образовательной среде личность вступает в межнациональные отношения. Она является носителем системных качеств, которой наделена группа, выразителем национально своеобразного, типичного для той или иной этнической общности, человеком, который выражает широкий спектр системных отношений его нации к окружающей действительности и другим этносам. Здесь также говорится о влиянии культуры отдельного социального сообщества на становление личности, которое выражается в усвоении ею ценностей, норм, целей социальной группы.

Формирование личности связано с социальными ценностями и любые элементы образа «Я» формируются под влиянием непосредственного этнокультурного окружения, того этнического пространства, в котором личность развивается. Игнорирование этнической составляющей в структуре личности обусловливает нивелирование этнических традиций, ценностей, что упрощает понимание сущности человека.

Между тем, в проведенных зарубежными и отечественными психологами исследованиях самоактуализации личности вопросу о влиянии на ее становление этнических особенностей не было уделено достаточного внимания. В современных условиях высшая школа является важнейшим социальным институтом, влияющим на социализацию личности как активного субъекта общественного производства и носителя общественных ценностей. Перед современным студентом стоит проблема профессионального самоопределения как процесса его интеграции в социально-профессиональную структуру общества. Этот процесс реализуется на личностном уровне. Выбор профессии связан с выбором того или иного вуза, специальности, с перспективами самоактуализации не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах: общественной деятельности, семейной жизни, собственных увлечений.

Как отмечает известный казахстанский этнопедагог К.Ж. Кожахметова, «этнокультурное образование – это система обучения и воспитания, направленная на сохранение эхтнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры» [4]. Ж.Ж. Наурызбай под поликультурной личностью понимает «индивид, ориентированный через свою культуру на другие... глубокое знание собственной культуры для него – фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими – основание для духовного обогащения и развития». Также Ж.Ж. Наурызбай понимает этническую идентичность – как понятие, обозначающую точку соприкосновения, как ядро этнического воспитания и этнокультурного образования. Таким образом, этническое воспитание – это первая, но основная  ступень воспитания поликультурной личности. Этническое воспитание не дискретна, она беспрерывна, продолжается в течении всей жизни человека [5].

Формирование полиэтнической личности зависит от того, насколько этнические особенности макросреды и микросреды были вовлечены в процесс социализации личности, а также зависит от того насколько личность погружена в специфическую для данного этноса социокультурную среду в условиях социально-образовательной и культурной систем. Все содержательные аспекты социально-образовательной и культурной систем, интенсивно развивающие способности личности, интегрируются в учебно-воспитательном плане. Отбор культурно-образовательного материала проводится по критерию полноты и системности этнокультурного содержания учебных предметов, воспитательных мероприятий на различных уровнях его сложности необходимого для развития интеллектуально-познавательной, эмоционально-ценностной, волевой и физической сторон полиэтнической личности. С этой точки зрения процесс образования есть усложняющееся действование формирующейся полиэтнической личности в специально организованной среде. Она апеллирует личность к активности, поощряет его, насыщает его новым, все более трудным, посильным, увлекательным культурно-образовательным материалом. Целенаправленное использование этнических особенностей среды, эффективного использования этнического компонента содержания образования при формировании полиэтнической личности поможет сформировать у подрастающего поколения позитивное отношение к представителям различных народностей, уважение к истории и культуре своего народа, лояльного отношения к этнопсихологическим особенностям различных этносов. В конечном счете, социальное формирование полиэтнической личности определяется влиянием среды в широком смысле этого слова, а также возможностями этнического компонента содержания образования. Они накладывают своеобразный отпечаток на личность человека, на его характер, сознание, на отношения с людьми своей и другой национальности.

Среди казахстанских психологов исследование М.Ж. Аплашовой было посвящено проблеме особенностей развития познавательной деятельности студентов в полиэтнической среде. В ходе исследования ею была доказана гипотеза о позитивном влиянии на учебную деятельность студентов в полиэтнической среде совместно-диалогической познавательной деятельности как преподавателя со студентами, так студентов между собой [6].

Формирование полиэтнической личности, через расширение границ целенаправленного учебно-воспитательного процесса с использованием возможностей среды и этнического компонента содержания образования является задачей современного педагогического осмысления средового подхода.

Полиэтническая среда – это способ существования, деятельности и общения людей различных наций и народностей в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры, через которую происходит присвоение общечеловеческой культуры.

Образовательная среда есть постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности формирующейся личности, включающая в себя все большее богатство опосредствованных культурой его связей с окружающим миром.

 Понятие «полиэтническая образовательная среда» можно определить как часть окружающей среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т.д.

В условиях развития полиэтничности общества нравы, обычаи, традиции, ценности и социальные нормы общества постоянно приобретают наиболее общий характер для представителей всех наций в процессе их постоянного взаимодействия. В результате, поведение человека в обществе имеет своеобразный этнический оттенок, и оно подчиняется социальным нормам, выработанным в обществе. Этнический характер поведения полиэтнической личности, можно рассматривать как выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в ее социотипическом поведении, т.е. в том поведении, в котором личность слита с конкретной социальной этнической общностью.

Таким образом, социализирующее значение образования как фактора социализации полиэтнической личности заключается в передаче накопленного опыта, знаний, основных этнических ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему, в конечном результате – индивидуальное и коллективное поведение людей. Культура (общечеловеческая, этническая культура), как фактор социализации развивает сущностные силы полиэтнической личности, являясь основой, целью, содержанием образования.

Литература:

1.  Джакупов С.М. Этническая картина мира и ее влияние на эффективность познавательной деятельности // Материалы межд. конф. «Проблемы и перспективы педагогического образования в современных условиях». – Бишкек, 1997. – С. 75-79.

2.  Жарикбаев К.Б. Состояние и перспективы развития этнопсихологии в Казахстане // Состояние и перспективы развития этнопсихологии и этнопедагогики в странах СНГ. – Алматы, 1998. – С. 3-7.

3.  Аманова И.К. Формирование этнокультурной идентичности в студенческом возрасте // Актуальные проблемы высшей школы в третьем тысячелетии: Материалы международной научно-теоретической конференции, 5-7 декабря 2002 г. г. Петропавловск.

4.  Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы: «Гылым», 1998. – 317 с.

5.  Наурызбай Ж.Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников: Автореф. дис. докт. – Алматы, 1997. – 45 с.

6.  Аплашова А.Ж. Полиэтностық ортадағы студенттердің танымдық іс-әрекетінің даму ерекшеліктері: психол.ғыл.канд ... авторефераты. – Алматы, 2009. – 24 б.