Г.Х. Джиоева – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Северо – Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

 

ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ ОСЕТИН

 

Огромную роль в жизнедеятельности любого народа играет семья.  Она, выполняя важные социальные функции, открывает перед человеком мир духовных ценностей и контролирует поведение своих членов. Семья обеспечивает им сохранение чувства стабильности, безопасности, эмоционального равновесия. Семья формирует личность ребенка, оказывает решающее воздействие на её духовное и физическое становление, готовит её к будущей трудовой деятельности. Традиционное воспитание в осетинской семье является частью народной педагогики. В этнопедагогике любого народа семейное воспитание является одним из наиболее эффективных, наиболее созидательных форм социализации подрастающих поколений.

Идеал совершенного человека в этнопедагогике осетин отражается в произведениях устного народного творчества: нартских сказаниях, легендах, песнях, пословицах и поговорках, сказках, семейных преданиях, в рассказах о знаменитых людях народа и т.д. Поэтому программу формирования гармоничной личности необходимо строить с учетом этнопедагогического знания.

Решение проблемы идеала совершенного человека в нартовском эпосе осетин связано с исследованиями индивидуального и общественного, нравственного, эстетического и других, связанных между собой аспектов жизни. Важной стороной определения идеала человека, общества является потребность. Возникновение в человеке, в обществе какой-либо потребности связано с его неудовлетворенностью чем-либо. Это порождает стремление справиться с ним. Потребности, как и идеалы, носят конкретно-исторический характер. Каждая эпоха вырабатывает свою систему потребностей. Идеал нартовского эпоса осетин в художественно-образной форме отразил определенные потребности индивидуального и общественного развития. Так, например, нартовские герои Сослан и Батраз, осознавая свое относительное несовершенство, испытывая потребность отвечать духу времени, подвергают себя закалке. Нартовский Сослан выражает это в следующих словах: «…Если вы хотите, чтобы я стал настоящим человеком, отдайте меня Курдалагону, пусть он закалит меня в молоке волчицы». Также рассуждает и Батраз: «Нельзя мне оставаться таким, как я есть. Если я не закалюсь, то какой-нибудь враг непременно осилит меня. Пойду-ка я к небесному кузнецу Курдалагону, пусть он закалит меня [6].

Идеал эпоса осетин формируется как средство решения противоречия между реальным и желаемым, но пока не в духовно-нравственном плане, а в плане телесности, с точки зрения исторической необходимости индивидуального и общественного развития [2]. Оценка героем своего физического состояния происходит из потребности определенного вида деятельности – героического, необходимого ему для защиты рода Ахсартагката и также всего нартовского народа. В обществе, в котором живет герой, значимы и ценны качества, благодаря которым он мог бы соответствовать требованиям героической эпохи. В эпосе выделяются четыре завета богатырства (героизма): любовь к своему народу, защита его от врага; деятельная помощь своим боевым друзьям, товарищам; воинская доблесть; забота о своей чести, высокое сознание своего достоинства [5].

Абсолютным идеалом в эпосе признается Батрадз. Он вместе с другими совершенными образами нартовского эпоса является для поколений осетин образцом патриотизма, мужества, добра, других совершенных качеств человеческой личности. Не случайно по этому поводу пишет  В.И. Абаев: «Великую свою воспитательную силу эпос не утратил вплоть до наших дней. Выражение «нæртон» (нартовский) и сейчас является символом силы, доблести, величия и изобилия. Быть в юности таким, как нарт Батраз, стальной рыцарь без страха и упрека, который сокрушал земных врагов; быть в старости таким, как нарт Урузмаг, мудрый и щедрый патриарх, чье слово ценится на совете и кто не уступает молодым в минуту опасности; быть такой женщиной, как Сатана, вещая и прозорливая мать народа, чьи руки - символ изобилия и хлебосольства, чей ум в трудные минуты спасает народ, затмевая ум мужчин – вот идеал, который еще в недавнем прошлом стоял перед каждым осетином и осетинкой… Нарты для осетин не покрытая пылью веков архаика, а жизнь, трепещущая, близкая, волнующая и неувядаемая» [1].

Прослеживая развитие идеала нартовского эпоса осетин, В.И. Абаев замечал: «Когда война становится нормальной функцией общественной жизни и военные вожди задают тон в формировании общественной идеологии, рождается новый тип эпического героя, необоримой силы, сокрушающей врагов богатырской мощью, без примеси хитрости и колдовских приемов. Таким героем в осетинском эпосе является Батраз» [1].

Если совершенное тело героя является первым и одним из основных компонентов идеала нартовского эпоса осетин, то другим важным его компонентом является правда слова. В устах героев нартовского эпоса «правда» и «ложь» являются определителями истины, справедливости и несправедливости. «Правда слова имеет широкий социальный смысл, так как она сплачивает народ, а ложь, наоборот, разъединяет, что может иметь опасные для общества последствия» [2]. Свидетельством этому является то, что из всех сокровищ нарты больше всего дорожили чашей Уацамонга, чудесное свойство которой заключалось в способности определять, когда нарты говорят правду, а когда лгут. И «если кто-то из пирующих говорил правду о своих подвигах и о своей доблести, то она (чаша) поднималась прямо к губам этого человека. Если же кто-то хвастался, говорил неправду, она не трогалась с места» [6]. Осуждая хвастовство некоторых Нартов, чаша Уацамонга трогалась с места только тогда, когда о своих подвигах начинал рассказывать Батраз, этим самым она признавала его самым правдивым из Нартов.

В сказании «Собрание Нартов, или кто из Нартов самый лучший» наиболее полно решается проблема идеала. На ныхасе старейшины создают словесный образ идеального нарта. Этот образ относительно прост, но достаточно возвышен и социально значим: «Нарты до тех пор были нартами, пока умели умирать за свой народ, сдерживали свои страсти, когда из уст нартовского человека можно было услышать только правду …, когда были воздержаны в еде, знали меру в питье ронга, пока умели почитать старших» [6]. Именно эти эталонные черты характеризовали национальный характер.

Существенными элементами в структуре идеального героя нартовского эпоса считаются также воздержание в еде и знание меры в питье ронга, уважение к старшим, к женщине. Идеальный нарт из-за женщины не теряет голову и своей совести. Все названные качества идеального героя в эпосе ранее были уже  сформированы, но разрозненно. Здесь они все вместе образуют целостный образ. Это необходимые качества члена родовой общины. Только обладая всеми ими, можно стоять на уровне эпохи «военной демократии». «Целостный образ идеального человека, созданного творцами нартовского эпоса осетин, - пишет Дробницкий О.Г., - носит программный характер» [4]. Он ориентирует людей на то, чтобы их поведение соответствовало ему, в чем проявляется его функция социального контроля.

Эпос не только создает образ идеального человека, но и указывает пути и средства достижения человеком такого идеального состояния. Нарты решили узнать, каким образом Батраз достигает такого совершенства. Для того, чтобы проверить это, они сначала устраивают ему засаду, но Батраз, применив военную тактику, одерживает над ними верх. Неделю, находясь на пире, Батраз не пил и не ел, а плясал лучше всех и пел веселее других.

В другой раз нарты решили проверить отношение Батраза к женщине. До возвращения его из похода они подговорили его жену притвориться, изобразить сцену измены с другим мужчиной. Вернувшись домой, Батраз  увидел такую картину: его жена лежит рядом с молодым пастухом, голова её на руке пастуха. Батраз осторожно вытащил руку пастуха из-под головы жены. Сам же вышел во двор, постелил под себя бурку, положил под голову седло, лег и не шевельнулся до восхода солнца [6]. По достоинству оценили нарты благородство Батраза по отношению к жене. Это убедило их в том, что его слова не расходятся с делом.

В разговорах с нартами Батраз делился с ними тем, как ему удалось достичь идеального состояния. Из его рассказов видно, что ему в этом помогали наблюдательность, внимательность, новаторское отношение ко всему. Признав Батраза абсолютным идеалом, нарты однако всесторонне проверяют его «право на звание самого лучшего». Немалые трудности, препятствия преодолевает Батраз, доказывая нартам свое право носить это имя.

Много веков гений народа создавал, оттачивал, совершенствовал образ идеальной человеческой личности. С каждым разом грани этого образа становились совершеннее. Их свет подсказывал народу путь к желанной цели, приближал мечту, делал её реальной. Большое место в обосновании идеала совершенной человеческой личности в этнопедагогике осетинской семьи занимают личности-символы. Истинно духовных личностей на уровне национальных символов, являющихся национальной гордостью осетинского народа – много десятков. Воспитательное начало изучения подрастающими поколениями их жизни, творчества, подвигов не только в том, что их жизнь – образец служения нации и человечеству, но и в наглядных уроках нравственного мужания. В такой педагогической работе важны акценты на том, что люди, о которых идет речь, способны отдавать себя служению народу. Готовность к гражданскому, героическому подвигу давалась им не всегда легко и просто, не являлась качеством прирожденным, а воспитывалась окружающими, средой, обстоятельствами и конечно, самой личностью [7].

Гражданский подвиг Коста Хетагурова, Хаджи-Мурата Дзарахохова, Исса Плиева, Васо Абаева и многих других представителей осетинского народа заключается в том, что они «возложили на алтарь национального развития свои творения, подвиги, жизни». Они наряду с сопутствующими им событиями-символами, произведениями-символами становятся духовным ядром, систематизирующим началом этнической жизни [3].

В обращении к изучению жизни и наследия национальных личностей-символов видится шаг к школе, которая научит любить мир, служить ему, сформирует людей не только грамотных, но и добрых, гуманных, способных на братские отношения. Пример таких людей не может не помочь преодолеть национальную вражду, шовинизм, нетерпимость, религиозное противостояние [7].

Достижение основной цели воспитания – формирование совершенного человека в этнопедагогике осетин рассматривается не как дальняя конечная перспектива, а как практическое руководство к непрерывному поэтапному формированию характера, личностной сферы (физической, духовно-нравственной, интеллектуальной) младенца, ребёнка, подростка, юного человека, взрослого. Ее осуществление связано с реализацией содержания воспитания посредством методов, приёмов, средств и форм педагогического воздействия.

 

Литература

1.     Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. – Нарты. Осетинский героический эпос. Т.1 – М.: Гл. редакция восточной литературы, 1990.

2.     Алборов Т.М. Проблема идеального героя в нартовском эпосе/ В сб.: Вопросы Осетинской культуры и фальклора. – Орджоникидзе, 1988.

3.     Волков Г.Н., Цаллагова З.Б. Этнопедагогика как педагогика межнациональной гармонии. – М., 2002.

4.     Дробницкий О.Г.  Проблемы нравственности. – М., 1977.

5.     Дынник В.А. Сюжетика нартовского эпоса и его идеальный герой/ В сб.: Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. – М., 1977.

6.     Нартовский эпос. Цхинвал, 1981.

7.      Цаллагова З.Б. Общечеловеческое значение личностей – символов, как фактор гармонизации межэтнических отношений// Педагогика любви, ч. 1. – Горно – Алтайск, 2008.