Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного процесса

К.п.н. Корнилко И.А., к.п.н. Битабаров Е.А., Алтаева Б.С.

Южно-Казахстанский государственный университет, Казахстан

Семейные традиции казахского народа как фактор нравственного воспитания современных школьников

В условиях социально-политического обновления общества одно из важных мест занимает проблема  воспитания нравственных качеств человека. Одним из решающих факторов в осуществлении этой задачи является семья, ибо она  обитель, откуда человек вступает в общественную жизнь.

Богатую историю имеет казахский народ, на протяжении длительной истории  жители степных просторов накопили богатый опыт семейного воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются нравственный опыт народа, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических  условий у казахов сложились свои требования к семейному воспитанию детей.

Семейные традиции, представленные богатым набором ритуалов, связанных с рождением, новым годом жизни ребенка, обрезанием, свадьбой и смертью человека, дают основание для построения целостной ритуальной системы семейной жизни казахов, содержательная сторона которой способствует формированию нравственных норм поведения у детей.

Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах, пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков,  устами деда говорит прадед. Из поколения в поколение передается сыновнее почтение, уважение к родителям и старшим – характерная черта и лейтмотив многих семейных афоризмов. Педагогика аксакалов – бабушек и дедушек – проявляется в самых разнообразных формах, то есть здесь мы видим проявление  преемственности поколений на вековых гуманистических семейных традициях народа.

В этой ситуации как никогда возникает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его нравственной культурой, с народными семейными традициями, в потенциале которых заложено нравственное начало. Нравственное воспитание подрастающего поколения – тема актуальная во все времена, но особое значение она приобретает сейчас, в период обновления общества.

На основании изучения этнопедагогической литературы (К.Б.Жарикбаева, С.К.Калиева, С.А.Узакбаевой, А.А.Калыбековой, К.Ж.Кожахметовой, К.Б.Болеева, Р.К.Дюсембиновой, М.Х.Балтабаева, Т.А.Кишкашбаева) мы рассмотрели и определили сущность, содержание казахских семейных традиций, выявили их воспитательный потенциал,

Уважение к старшим внедряется в сознание подрастающего поколения как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа. Поэтому с самого раннего возраста детям внушают: «Слово старца – мед», «Слово старца – лекарство», «К молодому дереву прислонясь, старое дерево стоит», «Как отблагодаришь отца, так отблагодарят дети тебя». Данные пословицы служат подтверждением того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и этикетного поведения. В семейном воспитании идеи почитания предков, уважительного отношения к старшим, проявления заботы и ответственности по отношению к представителям старшего поколения наиболее ярко выражены в таких семейных традициях, как «жеті ата», «кенже ул», «кара шанырак». Благодаря таким семейным традициям, незыблемость которых поддерживалась религиозными воззрениями народа, формировались устойчивые нравственные взаимоотношения между поколениями, поддерживалось соблюдение неписаного морально-этического кодекса казахского народа.

Трогательное проявление заботы о старшем поколении находим также в традиции «бел көтерер» - угощение для пожилых, которые нуждались в особом уходе. Для них готовилось вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовили и приносили дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой, пожилые выражают свою признательность «бата» (благопожелание). Участие детей в «бел котерер», несомненно, является мудрым педагогическим приемом, позволяющим на основе эмоциональных переживаний (видя одобрение со стороны взрослых, ощущая значимость собственного вклада в доброе начинание) стимулировать детей на дальнейшее проявление нравственности и благородства по отношению к пожилым людям. Такие созидательные взаимоотношения между поколениями подчеркивает народная мудрость: «Старик меж двух детей ребенком становится, ребенок меж двух стариков мудрецом становится».

Начиная с появления на свет, ребенок был окружен заботой и вниманием, что ярко отражено в таких семейных традициях, как «Шилдехана», «Ат кою», «Бесикке салу», «кыркыдан шыгару», «тусау кесер» и др. При этом следует отметить, что яркая эмоциональная насыщенность этих семейных традиций, искреннее проявление чувств по отношению к малышу со стороны родителей и родственников служили прочной основой для формирования и развития личности ребенка, а также  являлись примером для подражания другим детям, ориентируя их на проявление заботы о малыше, прочные семейные взаимоотношения в будущем.

Еще в глубокой древности у казахов, как и у других народов, ведущих полукочевой образ жизни, предпочитающих среди основных видов трудовой деятельности скотоводство, земледелие и охоту, наряду с передачей трудовых навыков, детям прививалась любовь к труду, ответственное отношение к трудовым процессам, бережное отношение к ценностям, созданным руками человека, его трудом. В связи с этим сердцевиной формирования личности в семье является труд. Многие семейные традиции способствовали формированию у детей с самого раннего возраста понимания значимости коллективного труда, осознания ценности добрых взаимоотношений с окружающими людьми, потребности в оказании помощи и поддержки тому, кто в ней нуждается. Ярким подтверждением сказанному служит «Асар» - одна из древних казахских традиций, согласно которой аульчане, собравшись, выполняли вместе работу, требующую больших сил. Это могли быть постройка дома, загона, кошение сена, стрижка овец. Помогающие не брали плату за свою работу. Хозяин дома готовил для них специальное угощение, оказывал всяческие почести. «Асар»  - показатель сплоченности казахского народа, заботы о ближнем.

Традиция уважительного отношения к гостям строго соблюдалась в семейном укладе жизни казахов. Родители всячески стремились привить детям навыки гостеприимства, считая это своим долгом. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Гостей делили на три вида. «Аранайы қонақ» - специально приглашенный или приехавший, «қудайы қонақ» - случайный путник, «кыдырма конак» - специально ждавший и пришедший на угощение. Человека, не давшего «қонақасы», штрафовали (штраф – лошадь, верблюд и т.д.). За гостем ухаживали и заботились вплоть до его отъезда. В казахской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Несомненно, в этом проявляется высоконравственный принцип гуманности. Об этом свидетельствуют такие обычаи и традиции, как «сыбага»: для почетных гостей и родных всегда хранится часть (муше) мяса, каждому приезжему, останавливающемуся на ночлег у кого-либо, положен «сыбага», в противном случае он имеет право осудить хозяина, обидеться на него.

Нравственное отношение к миру окружающей природы является неотъемлимым качеством воспитанного человека. Природа служила для казахов неиссякаемым источником и гарантом жизни, поэтому особое внимание в традициях семейного воспитания уделялось формированию норм и правил взаимодействия с миром природы, бережного отношения к животным, растениям, природным ресурсам. С самого раннего возраста родители внушали детям: «Срубил одно дерево, посади десять»,  «Где вода, там достаток», «Отец богатства – труд, земля – мать», «Человек без Родины, что соловей без леса».

Важное значение в плане воспитания ребенка в гармонии с природой отражено в «көгентұп» – традиции дарить ребенку новорожденное животное (көгендік). Если в гости приехал родственник или хороший знакомый с ребенком, то хозяин дома в знак уважения и любви дарил ребенку животное (теленка, жеребенка, ягненка) . Такой обычай дает возможность детям с самого раннего возраста узнать анатомию и повадки животных, оказывать им первую и «ветеринарную» помощь, получить ранние умения и навыки по уходу за скотом в разное время года, наблюдать за его развитием.

Календарно-обрядовая деятельность являлась у казахского народа  одним  из важнейших средств приобщения подрастающего поколения к национальной культуре. Почти все обрядовые  и  праздничные церемонии проходили в присутствии детей, которые внимательно следили за их исполнением, запоминали слова, песни, движения. Все увиденное и услышанное воспроизводилось ими в играх. Казахские семейные традиции обеспечивали воспитание у детей таких нравственных качеств, как патриотизм, любовь к Родине, верность роду, общине, следование единым правилам общежития, уважительное отношение к обществу. Особенно отчетливо это выражается в единстве и согласии, взаимодействии семей друг с другом во время традиционных праздников, в которых принимали участие все от мала до велика. Народный праздник сам по себе представляет нравственно-социальное явление. Массовость, красочность, приподнятость и романтическая окрашенность народных праздников делают их эффективным средством формирования нравственных чувств, мировоззрения, навыков нравственного поведения детей и  молодежи.

Во всех приведенных выше образцах выражено представление казахского народа, его идеи о совершенном человеке, которые служат моделью современной личности, одновременно выступая как богатейший нравственно-этический материал, способствуя формированию у подрастающего поколения устойчивых нравственных норм поведения.

Таким образом, воспитательный потенциал семейных традиций казахского народа выражается в том, что они:

- достаточно доступны для восприятия, что не требует для их усвоения и осмысления специальной педагогической подготовки;

- основаны на общечеловеческих ценностях, что не ограничивает их использование в рамках сугубо одной национальности;

- позволяют решать достаточно широкий спектр воспитательных задач (умственного, нравственного, эстетического, экологического, физического, правового, трудового воспитания);

- способствуют эффективности организации и осуществления процесса воспитания в школе (использование содержания, форм, методов и приемов воспитания на основе казахских семейных традиций, личный пример и авторитет учителя, нравственные взаимоотношения в коллективе учащихся);

- направлены на установление благоприятной атмосферы во внутрисемейных отношениях, на воспитание отношения членов семьи к обществу, ориентируют семьи на взаимодействие друг с другом для достижения более эффективных результатов воспитательной работы, осуществляемой общими усилиями;

- обеспечивают единую направленность воспитательных усилий школы и семьи, ориентируя на главные принципы народной системы воспитания,  основу которых составляют: гуманное отношение к детям, обеспечение преемственности поколений, естественность и природосообразность в воспитании детей, опора на положительное.