Педагогические науки/ 3.Методические основы воспитательного процесса

К.п.н. Исабаева А.С., к.п.н. Битабаров Е.А., Алтаева Б.С.

Южно-Казахстанский государственный университет, Казахстан

Идеи трудового воспитания в устном народном творчестве казахов

Педагогические идеи и традиции народной педагогики, отражающие идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения, демонстрирует связь между прошлым и настоящим. Социально значимая информация (знания, умения и пр.) удерживается в ходе исторического развития и передается из поколения в поколение. Знание прошлого (как своего народа, так и всего человечества) является важным показателем духовной сформированности личности. Отношение к прошлому – существенный фактор, определяющий социальную ориентированность  человека, его образ жизни.

Народная педагогика воплощает в себе, прежде всего, опыт формирования трудового образа жизни подрастающих поколений, подготовку их к той деятельности, которая в будущем составит основу их существования. Надо отметить общечеловеческий характер главных задач трудового воспитания детей, что определило и общность главных целей, методов, средств казахской народной педагогики.

В каждый период своей жизни человек ориентирован на те или иные виды деятельности. Вся его жизнь представляет собой поток сменяющихся во времени актов деятельности, познания, творчества, преобразования социальных отношений, общения. Ориентированность человека и его образ жизни будут в конечном счете определяться тем, на какую деятельность они направлены.

Формирование трудового образа жизни предполагает не только выработку трудовых умений и навыков, подготовку к конкретным видам трудовой деятельности, но и моральную и психологическую подготовку к трудовой жизни.

Совокупность моральных требований к человеку, правила и нормы поведения человека, ведущего трудовой образ жизни сконцентрированы в различных видах устного народного творчества, являющегося своеобразным моральны кодексом народа. У каждого народа сформировалась своя «система» норм и правил поведения, нашедшая воплощение и закрепленная в специфических формах устного народного творчества: в былинах, пословицах, поговорках, песнях, сказках. Изучение материалов устного народного творчества казахского народа свидетельствует о том, что в народной  педагогике основными критериями оценки человека-труженика является его отношение к труду, к семье, к Родине, что определяет цели и задачи трудового воспитания.

Детский фольклор занимает важное место среди разнообразных средств формирования трудового образа жизни в народной педагогике Казахстана. Народная поэзия входила в жизнь ребенка с колыбели. Тема колыбельных песен казахского народа теснейшим образом связана с жизнью ребенка, окружающим его миром, с чувствами матери. Колыбельные песни дают первые представления об окружающем мире, о природе, о трудовых занятиях взрослых. Характерными являются тексты, отражающие специфику быта. Также в колыбельных и обрядово-бытовых народных песнях казахского народа также можно проследить мысль, что достоинство человека оценивается  прежде всего по труду: «Лошадей в ночь выпасая, от набегов сохраняя, ты джигитом, может, будешь? Иль, узоры, соплетая, и кругом всех удивляя, ты умельцем, может, будешь?».

Не только колыбельные начинают воспитывать у детей чувство добра, справедливости, развивают логическое мышление и фантазию, прививают трудовые навыки. Развитию логического мышления также способствуют различные загадки, скороговорки, считалки. Например, различные скороговорки (жанылтпаш): «Вырыл колодец, вымыл руки, землю в кучу сгреб, и саженцы посадил, и водичкою полил».

У казахов, как и других народов, возникновение и первоначальное развитие идей и традиций трудового воспитания подрастающего поколения уходит своими корнями в древность. В народной мудрости: «Отец богатства – труд, земля – мать» заложен огромный философский смысл, подчеркивающий огромные возможности труда, определяемые богатством его содержания, значением для людей, ибо труд (скотовода, ремесленника, земледельца и т.п.) выступает решающим условием нравственного, умственного, физического и эстетического развития личности.

От поколения к поколению передает казахский народ важную мысль о том, что труд – это источник морального удовлетворения, источник жизни на земле: «Без тяжелого легкого нет, без труда жизни нет», «Плача будешь арык рыть, смеясь будешь воду пить», «От хорошей работы на душе покой». Здесь труд рассматривается в его психологическом значении, как моральный фактор в процессе воспитания. Наиболее ценной из всего многообразия идей о трудовом воспитании, необходимо считать идею о воспитательном значении труда. Казахский народ выразил ее в следующих пословицах и поговорках, утверждающих, что только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как человеческое достоинство, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за доведение до конца начатого дела: «Три дела человеку делают честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги», «Пока на лбу пот не выступит - в котле не забурлит», «Земля красна плодами, джигит – делами», «Чем глубже колодец, тем слаще из него вода», «Хозяин скота тот, кто его пасет; хозяин земли тот, кто ее пашет», «Труд ведет к подвигу, подвиг – к признанию» и др.

Прямо противоположно отношение казахского народа к проявлению праздности, лени: «Лень – скверная болезнь», «Лентяю дай только присесть, разлечься сам  причину найдет», «Не работал – на людей не пеняй, не сеял – на землю не серчай», «Лодырю всякая работа легка, если  отложить ее на завтра». Праздному образу жизни народ всегда противопоставлял трудолюбие, готовность выполнить любую работу: «У хорошего чабана ягнята резвыми родятся, у плохого – полумертвыми», «Трудолюбивого ждет удача каждый день, бездельника – раз в году».

Следует отметить, что умелое использование пословиц и поговорок позволило создать и выразить общественное мнение, которое по праву является ведущим фактором воспитания подрастающего поколения, а в особенности трудового воспитания. Наиболее актуальным это было, когда нужно было высмеять тех, кто не хотел и не умеет трудиться. Народ последовательно и настойчиво осуждал и высмеивал в пословицах и поговорках отсутствие у человека трудовых знаний, умений и навыков: «Плохому косарю плохая коса мешает», «Хотел бы пасти, да скота нет; хотел бы постонать, да болезни нет», «Посеяв колючку, травы не накосишь», «На словах все может, а как делать – ничего не может», «В своем ауле не кроили простой чекмень, а в чужом берется кроить бархатный».

Закреплению у детей приобретенных умений и навыков способствовало регулярное выполнение ими трудовых обязанностей: «Бегущий обгонит, лежащий отстанет», «К настойчивому джигиту счастье само идет навстречу», «Пока пальцы не сойдутся - и иголку не ухватишь», «Без мук труда не будет достатка никогда».

Важный аспект трудового воспитания детей связан с сообщением необходимой суммы знаний, отражающих тот или иной вид труда. Казахский народ для решения этой задачи также широко использовал пословицы и поговорки: «Пока овца жир не нагуляет, ягнят не принесет», «Жирная овца ягнят по двое приносит, на жирной земле травы сдвоенными колосками растут», «За  выпасами ухаживать – всегда молоку быть», «Обилие белого снега – к обилию белого хлеба», «Снег землю питает, а влажная земля урожаем награждает», «Платье кроят не по тени», «Одежду крои длиннее – укоротить можно, железо режь покороче – удлинить можно», «Хоть и наперсток кроишь, подумав крои». Все эти пословицы содержат элементы трудового обучения – практические сведения по труду.

Также народ высоко ценил трудовую взаимопомощь, солидарность, взаимовыручку, основанные на единстве трудовых интересов и усилий, формирование этих качеств у молодежи: «Истинное богатство не в достатке, а в единстве», «Шуба, скроенная сообща, не будет коротка», «Легка ноша, поднятая сообща», «Пока  пальцы не сойдутся вместе, руки не согреются», «Джигиту нет счастья без труда, народу – без единства», «Пока земля не насытится, народ не будет сыт», «Человек идет по проложенной человеком дороге, чего один не знает, узнает другой», «Десять человек оставляют следы на земле, сто человек протаптывают тропу, тысяча человек протаптывает дорогу».

В понимание трудового образа жизни  казахский народ включает целый ряд качеств, таких как:  трудолюбие, уважительное отношение к людям труда, и к самому труду; дисциплинированность (строгое следование установленного режима трудовой жизни); воспитание чувства коллективизма, товарищества; честность; нравственную добродетельность (человек должен сочетать добрые поступки в отношении к своим близким с добрыми делами, направленными на благополучие других людей); скромность, совестливость, умение сохранять свою честь и достоинство в любой ситуации.

Утрата трудовых и нравственных добродетелей расценивается казахским народом как величайшее несчастье: «Труд к цели ведет, лень  - к бесчестью», «Не гордись, что землю топчешь, если нет на ней твоих следов»; «Пашню сорняк портит, джигита – лень».

В казахской народной  педагогике имеется готовое общественное мнение по поводу таких человеческих пороков, которые не позволяют вести трудовой образ жизни, как лень, скупость, жадность, расточительство, упрямство, неопрятность, неблагодарность, зависимость и т.п.

Народ не только дал оценку роли труда в жизни общества, раскрыл его значение, показал общественную роль, но и сформулировал, исходя из этого, конкретные задачи трудового воспитания, которые нашли свое специфическое преломление в процессе приобщения подрастающих поколений к труду с учетом своеобразия, общественно-экономического уклада жизни.   В числе задач трудового воспитания можно выделить:

- воспитание уважения к простым труженикам и результатам их труда, беречь то, что сделано их руками («Колодец роет один человек, воду из него пьют тысячи», «Земля не оставит труд без награды», «Честный труд ведет к признанию, ложь и хитрость – к позору»);

- воспитание готовности оказать посильную помощь труженикам в тяжелом труде («Ищешь только развлечения – наживешь беду, дело ищешь – найдешь казну», «Хорошего коня похвали, хорошего человека поддержи»);

- приучаться к труду, брать пример с простых тружеников («Умельцу голод неведом», «Пахарь как мать свою землю любит, земля как сына пахаря любит», «Зимой скот паси, летом сено коси»);

- приобретение знаний и умений для того, чтобы трудиться, сделать самую простую вещь («Джигиту знание и семидесяти ремесел мало», «Стремись изучить семи народов язык и семь разных наук», «Чем во многих делах быть учеником, лучше в одном деле быть мастером»);

- понимание необходимости и значимости честного труда, в том числе и умственного («Тот труд благо, который не напрасен», «Труд города украшает, безделье их опустошает», «Не гонись за золотом, гонись за знаниями»).

Таким образом, в пословицах и поговорках казахского народа верно сформулирована идея о том, что труд является основным фактором физического, умственного и нравственного совершенствования подрастающего поколения.