Филологические науки/1. Методика преподавания языка и литературы.

 

К.ф.н. Чабристова Е.В.

Владимирский государственный университет имени

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Лингвострановедческий анализ  поэзии А.А.Блока с иностранными студентами

 

Что такое поэзия? А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединяться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут" (Гарсия Лорка).

 Обучение иностранных студентов лингвострановедческому чтению поэтического текста следует проводить на продвинутом этапе обучения русскому языку. При анализе стихотворного произведения на первый план выступает задача усвоения стихотворной речи, в которой действуют законы стихового и строфического членения, размер, рифма. «Стихотворное построение речи, - пишет В. Кожинов, - как типовое является, казалось бы, чисто формальным моментом, но необходимо видеть его внутреннюю обусловленность, его громадную содержательность; ведь в этом особом построении объективируется, становится очевидным для всех глубочайший внутренний смысл» [Кожинов 1970: 101].

 При работе над стихотворным текстом с иностранными студентами средства художественной выразительности следует рассматривать с точки зрения выражения идейно –эстетического замысла писателя. В поэзии исключительно активно авторское субъективное начало. Пропуская через себя все настроения эпохи, поэт, находясь на вершине эмоционального напряжения, доносит до читателя дух своего времени, свои переживания. Личность поэта в общественно – политическом контексте стихотворного произведения вырастает до размеров самой истории. Для иностранных студентов среди мотивов, побуждающих к изучению русского языка, мотив познания русской духовной культуры занимает важное место.

Студенты, интересующиеся творчеством А.Блока, подходили к процессу познания России достаточно серьёзно, нацелившись на глубинное, целостное постижение материала. Так как одна из главных задач работы с поэзией А.Блока – познакомить студентов с произведениями и творческой судьбой поэта, рассмотреть его место в движении русского символизма и в культуре Серебряного века.

Во вступительном слове преподаватель ставит перед студентами задачу, найти ответы на следующие вопросы:

1)            Чем характеризуется Серебряный век?

─ Век изящного, неординарного, самобытного искусства. Для этого времени характерны активная литературная жизнь: поэтические вечера, литературные салоны и кафе, огромный интерес к поэзии, в первую очередь к модернистским течениям.

2)Что такое модернизм?

─ Модернизм начала ХХ века в России обращается к поэтике ассоциаций, иносказаний и символов.

3) Что такое символизм?

─ Символизм был одним из самых известных направлений модернизма. Символизм – литературное направление конца ХIХ начала ХХ века, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового искусства через символы.

4) Что такое символ?

─ Символ (от греческого условный знак) – предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого – либо явления с определённой точки зрения, которая и определяет характер символа (революционный, религиозный и др.).

Работа по изучению творчества А.Блока начинается с занятия, посвящённого жизни поэта. Трагическая судьба, его одухотворённость, разносторонность таланта вызывают у студентов большой интерес и симпатию к личности поэта. Отдельные факты биографии А.Блока требуют введения более широкого культурно – исторического фона. И здесь возможно использование фотографий, документов, видеофильмов и репродукций, отражающих период жизни и деятельности поэта. Наглядный материал поможет показать иностранным студентам особенности событий, характеризующих Россию начала ХХ века. Без осмысления времени, в котором жил А.Блок, невозможно понимание его стихов.

Следующим, на что нужно обратить внимание при изучении поэзии А.А.Блока – показать иностранцам отношение поэта к событиям, происходящим в России в первой четверти ХХ века. Одной из важных тем, волнующих поэта, является тема Родины, тема России.

А. Блок создал свой, самобытный образ России: не матери, как у других поэтов, а красавицы, подруги, “светлой жены”:
В таких стихах, как “Русь”, “Россия”, “Осенний день”, “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?”, исполненных сыновней любви к родному краю, возникает образ страны со своей тайной и своей судьбой. Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой- царевич, князь, жених. Необходимо иностранным студентам разъяснить особенности символов в поэзии А.Блока.   «Комментированное чтение, элементы лингвистического анализа и другие приёмы интерпретации текста помогают снять трудности, связанные с восприятием поэтической речи, наличием большого количества закодированных образов в стихах» [Новикова 2007:83].    

Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике, например в стихотворении "Ночь на Новый год", возникает образ Светланы, героини баллады В.Жуковского. Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.
Надежды на революцию как на обновление к лучшему не оправдались. Готовый разделить судьбу родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме “Двенадцать”.

Поэзия А.Блока в этот период пронизана любовью к России и горечью за её судьбу. Это чувство сближает творчество А. Блока с великой поэзией XIX века.

Лингвострановедческое чтение стихотворения позволяет студенту понять эстетическую ценность стихотворно–лирического произведения.

Важный аспект работы со стихом – это усвоение новой лексики. До разбора текста обычно даётся студентам список новых слов. Одновременно с семантизацией лексики идёт подготовка студентов к  эмоциональному восприятию стиха, к личной ассоциации с чувствами поэта.  Студенты сначала слушают стихотворение в исполнении преподавателя, затем читают его самостоятельно. На занятии обсуждаются темы произведения, анализируются средства поэтического текста, их смысл. Лингвострановедческий анализ поэтического текста, производимый со студентами – иностранцами продвинутого этапа обучения, расширяет их языковую компетенцию, позволяет лучше понять поэтическое произведение в целом. Именно лингвострановедческое чтение художественных текстов даёт возможность познакомить студентов из разных стран с культурой России, русским менталитетом.

Изучение поэзии развивает интерес иностранных студентов не только к русскому языку и русской литературе, но и к русской культуре, русскому народу.

 

Литература:

1.Бельская Л.Л. Осень в русской поэзии // Русская речь. 2010. №6. С.3 – 13. 2.Васильева А.Н. Художественная речь. Курс лекций по стилистике для филологов. Учебное пособие. – М.: Русский язык, 1983. – 256 с.

3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. К вопросу о лингвострановедческом аспекте прочтения произведений русской и советской классической литературы// Лингвострановедение и текст: Сборник статей/ Сост. Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров. – М.: Русский язык, 1987. – 179 с.

4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970. 320 с.

5.Конева Н.Н. Приёмы работы над художественным текстом с использованием инновационных технологий// Русский язык за рубежом. 2008. №3. С. 38 – 44.

6. Новикова Т.Л. Александр Блок в американской аудитории// Русский язык за рубежом. 2007. № 4. С.82 – 86.