Филологические науки/8. Родной язык и литература

Тимошкова В.В.

Донецкий национальный университет, Украина

Проблема тоталитаризма в романах-антиутопиях на материале произведений Дж. Оруэлла «1984» и Р.Брэдбери «451º по Фаренгейту»

Основываясь на работе В.Д.Бородинова «Тоталитаризм», отметим, что политический режим, стремящийся к установлению тотального контроля над различными сторонами жизни каждого человека и общества в целом с помощью насилия, называется тоталитарным режимом. Имея тотальное влияние над человеком, государственный аппарат устанавливает диктатуру в свою пользу. Таким образом, человек превращается в винтик, которым управляют [4].

В XX веке одним из жанров, в котором тема тоталитаризма является доминирующей – является антиутопия.  Роман Р.Брэдбери Дж. Оруэлла «1984» и роман «451º по Фаренгейту» - одни из самых ярких примеров.

Одним из свидетельств отражения тоталитаризма в романах-антиутопиях является изображение жизни общества. Так, «роман Дж. Оруэлла «1984» - это антиутопия, в котором многие из гипербол, использованных автором для достижения большей выразительности и яркости изображаемого им «нового мира» будто списаны с реальных событий. Здесь имеется в виду описание жизни и быта Океании, что означает недавнее прошлое страны и вместе с тем в какой-то мере настоящее, которого в итоге достигло человечество, т.к. цель автора антиутопии не констатация факта, а взгляд в будущее, предпосылки которого зреют в настоящем.» [6, c. 382].

 «…Общество всеобщего счастья, «Свободы. Равенства. Братства», дано здесь изнутри, через чувства его единичного обитателя, испытывающего на себе, своей частной судьбе законы общества «идеальной несвободы»» [6, c.383]. Такие категории как счастье и благополучие созданы самой партией, которая убеждает с помощью различных методов, что человеку в тоталитарном обществе спокойно и нет надобности что-либо менять. «WAR IS PEACE; FREEDOM IS SLAVERY; IGNORANCE IS STRENGTH» - партийные лозунги, видимые из окна жилого дома, на телекранах, на двуминутках ненависти, въедаются в сознание и диктуют правила жизни. Похожие лозунги можно увидеть и у О.Хаксли «COMMUNITY, IDENTITY, STABILITY» [7, с.7].Человечеству неизвестно, что если эти принципы нарушить, то иерархия будет разрушена.

Цель сохранения партии как единственный и стабильный орган, обеспечивающий жизнь достигается различными способами. Первый из них – это мнимое ведение войны, которое и обеспечивает экономическую и психологическую базу для высшего общества. Ведение войны с психологической стороны приведет человечество в состояние страха, ненависти, слепому поклонению и веры в то, что война настоящая и Океания победит. Что касается экономической стороны, то сущность войны – уничтожение плодов человеческого труда с целью не улучшить уровень жизни народа, иначе разрушится неравенство между людьми, а это грозит гибелью иерархическому обществу. Поэтому очень важно вести нескончаемо войну, так же как если бы державы заключили мир и каждая оставалась бы неприкосновенной и замкнутой, т.е. без внешней опасности, тогда мир означал бы тоже самое что и война.

О войне упоминается и у О.Хаксли в «Дивном, новом мире», только здесь это девятилетняя война, которая привела к экономическому краху и принудила человечество выбирать между всемирной властью, что означало стабильностью, или полным разрушением. У Р. Брэдбери война представлена как результат технического прогресса, потому что в романе «451º по Фаренгейту» это атомная война, которую скрывают с помощью зрелищ, изображаемых на телевизорных стенах. Также примером произведения Р.Брэдбери, в котором уделяется внимание войне, является «Марсианские хроники». Здесь автор изображает человечество, разрушившее планету Земля, планету океанов и морей. Человек изобрел атомную бомбу и развернул войну, которая может продлиться всего лишь три секунды, но во время этих мгновений будут подняты в воздух американские города, превращены в пыль и люди, и машины, и здания. Р. Брэдбери акцентирует внимание на страхе человека перед войной, отчего становится актуальным колонизировать неизведанную планету Марс.

Следующим способом закрепления тотальной власти над человечеством является умышленное снижение уровня образования с тем чтобы, пролетариат не стал сильнее, ведь необходимо сохранить структуру общества, т.е. деление на высших, средних и низших. Главой общества в «1984» является «Big Brother» - глава государства «the face of a man of about forty-five, with a heavy black moustache and ruggedly handsome features» [6, c 15]. Никто не мог достоверно сказать сколько на самом деле ему лет, никто его не видел, кроме как на плакатах и экранах.  О том, сколько лет вождю было неизвестно и у О.Хаксли в «О дивный новый мир», потому как проблему старения в произведении решает технический прогресс.  «А stranger–a man of middle height, black-haired, with a hooked nose, full red lips, eyes very piercing and dark» - Мустафа Мондглавноуправитель [7, c. 23]

Следующие слои общества У Дж.Оруэлла были представлены внутренней партией – «Inner Party», внешней партией – «Outer Party» и бессловесной массой – пролами – «the proles». Для низшего слоя общества движение в высший было невозможным, в противном случае была бы нарушена иерархическая пирамида [6, c.115].

Яркий пример деления общества на классы можно привести из произведения О.Хаксли «О дивный, новый мир». Здесь имеется ввиду деление на альфы, беты, гамы, дельты и эпсилоны. Высшим обществом считались альфы и беты. Отметим, что классовая принадлежность была распределена еще на зародышевом уровне. Будучи в бутылях, яйца получают этикетку с описанием наследственности, датой оплодотворения и поступают в Зал социального предопределения – «Social Predestination Room». Далее все зависело от касты, т.е. чем ниже уровень, тем слабее умственное развитие. Самыми слабыми у О. Хаксли считались эпсилоны. Так, тоталитарное общество подвержено кастовому распределению, каждому партией была предписана судьба и роль в жизни общества [7]. 

Еще один способ сохранения партии за собой контроля – это прививание человеку веры в несовместимые факты. Также как люди тоталитарного общества верили в лозунги, диктуемые партией, так они способны верить в то, что 2+2=5 или что черное является белым, потому что так требует партийная дисциплина. С самого детства человек приучен без сомнения верить и глубоко не задумываться над сущностью очевидных фактов. Таким же образом люди убеждены, что уровень их состояния повышается с каждым днем, за что преклоняются перед мудростью партии и всемогущим Старшим Братом, а ведь живут в ужасных условиях  «…his skin roughened by coarse soap and blunt razor blades…» [6, c.43]. В произведении Дж.Оруэлла «1984»  упоминается о том, что трудно было достать станок или мыло, поэтому главный герой ощущал сухость кожи из-за некачественного мыла и тупых лезвий. Также в романе описывается питание сотрудников, от которого Уинстон чувствовал изжогу. Еще говорится об экономии перед неделей ненависти, из-за чего урезали порции шоколада.  Очень важно, что наряду с проведением политики экономии проводилась и другая политика: навязывание мнимого благополучия и успеха страны, за что человечество было обязано Старшему Брату и таким образом, слнпо верило в силу партии.

Здесь можно говорить о создании мнимого рая. Сходную идею можно проследить и у О.Хаксли, у которого в его «Дивном новом мире» все беспрестанно развлекаются и не знают горести, им некогда сидеть и думать, в противном случае можно принять сому и хорошенько отдохнуть, а потом снова на встречу к ощущениям. Чувство счастья прививается с самого детства с помощью гипнопедии, т.е. во время сна детям нашептывают все необходимые фразы для их благополучного проведения жизни. Например, о том, что каждый счастлив, повторяли еженощно по сто пятьдесят раз в течение двенадцати лет и таким образом, каждый житель дивного нового мира уверен в том, что всем живется хорошо. Так фразы, всплывали уже на подсознательном уровне и обеспечивали определенный поведенческий образ, т.е. личность изменить уже нельзя, а значит каждый будет вести именно такую жизнь, которую предназначила ему партия. 

 У Брэдбери в «451º по Фаренгейту» люди окружены зрелищами. В созданной искусственной среде для счастья они не знают о том, что ведется война и не видят, что человек, изображенный на экранах якобы тот самый преступник Монтэг, является ложью. Так обеспечивается управление человечеством с помощью тотального контроля над действиями и мыслями.

В романах-антиутопиях писатели описывают проблемы, с которыми сталкивается тоталитарное общество. Одна из проблем, свидетельствующей о проявлении тоталитаризма, это отсутствие возможности побыть наедине с самим собой. Авторы романов-антиутопий отображают данную проблему различными способами. Например, у Дж.Оруэлла в романе «1984» это вездесущие лики «Big Brother», которые не дают остаться наедине со своими мыслями – «…the poster with the enormous face gazed from the wall. It was one of those pictures which are so contrived that the eyes follow you about when you move. BIG BROTHER IS WATCHING YOU» [6, c.7]. Уинстон – главный герой романа Дж.Оруэлла «1984», знает, что следят за ним даже во сне, что спина может тоже выдать. Он был уверен, что его распылят, если его дневник кто-то увидит. Тот факт, что еще недавно советские вожди точно также взирали на свой народ с портретов, которые находились в каждом доме, свидетельствует об отражении проблемы, изложенной как в романах-антиутопиях, так и в реальной жизни. У О.Хаксли в романе «О дивный новый мир». Герой его романа Бернард, будучи специалистом-гипнопедом, все время отказывался находиться в толпе. Он предпочитал пешие прогулки или разговоры при луне, в то время как Линайна – его новая подруга, не представляла себе, чем можно заниматься наедине с собой.  «In a crowdhe grumbled. «As usual[7, c.57]. Бернард ищет уединения, а в тоталитарном обществе это невозможно, потому как находясь наедине с собой можно погрузиться в раздумья, но мысли согласно признакам тоталитаризма неприемлемы. Поэтому тоталитарная власть делает все возможное, чтобы человеку некогда было думать и незачем.

К следующей проблеме тоталитарного общества можно отнести конфликт личности и социума.  Исходя из того, что доминирующей темой романов-антиутопий, является тема тоталитаризма, то вполне естественно, что в таких произведениях главные герои противостоят обществу.  «Центральная проблема романа «1984», как, впрочем, и замятинского «Мы» и романа О. Хаксли «О дивный новый мир», - человек, и мир, а это «гамлетовский», «раскольниковский» конфликт личности и существующего миропорядка.» [2, c.23-29]. Так, герои  Оруэлла Уинстон Смитт и Джулия такие же как герои Е. Замятина Д-503 и I-330 или Монтэг у Брэдбери – личности, восставшие  против общества, и надеящиеся победить его. Партия их уничтожает, т.к. они враги и их распылят или их преследует механический пес. У О.Хаксли это два  альфа  плюса Бернард Маркс и Гельмгольц Ватсон - личности, которые возникли на фоне большинства, с самого начала не  могут полностью вписаться в структуру «дивного нового мира» из-за  своих физических недостатков; «что они оба разделяли, так это  знание  о том, что они были личностями».[2] А Бернард  Маркс протестует и говорит, что хочет быть собой, хоть и отвратительным, но не кем-то другим. Вывезенный  из   резервации Дикарь, становится идеологическим противником:  «Well, I'd rather be unhappy than have the sort of false, lying happiness you were having here.»[7, c. 150]. Присутствует элемент бунта, например, когда Дикарь пытается сорвать раздачу государственного наркотика - сомы. Личности, которые стремятся к самосознанию и к свободному  нравственному  выбору  изолируются, т.е. Бернард  Маркс и Гельмгольц Ватсон отправляются  «на  острова»  специально, а свободолюбивые речи Дикаря стали  всеобщим  посмешищем  - осознав  это,  Дикарь повесился. «Slowly, very slowly, like two unhurried compass needles, the feet turned towards the right; north, north-east, east, south-east, south, south-south-west; then paused, and, after a few seconds, turned as unhurriedly back towards the left. South-south-west, south, south-east, east. …»[7, с. 365]. При  этом, происходит это на фоне радостных восклицаний  жителей  «дивного нового  мира»,  жаждущих  необычного   зрелища.

Авторы романов-антиутопий разрешают этот конфликт с разных точек зрения. В то время как тоталитарная власть побеждает у Е.Замятина и Дж.Оруэлла – герои предают своих возлюбленных, а у О.Хаксли Дикарь заканчивает жизнь самоубийством, то у Р.Брэдбери остается надежда на победу личности над существующим режимом – Монтэг убегает и находит сообщников. Таким образом, доминирующей темой антиутопических произведений является тема тоталитаризма, которая достигается с помощью отображения идеологии власти и существующих порядков тоталитарного общества. Авторы акцентируют внимание на способы достижения тотального контроля над человеком, особенно придается значение ведению политики войны, которая обеспечивает удерживание человечества в страхе; разделению общества на классы, что означает иерархичность и главенство ведущей партии; конфликту личности и социума, который возникает если человек не следует установленным порядкам.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Андреев К.К. Предисловие // Брэдбери Р. Фантастика. - М, 1963. -  С. 5-24

2.                 Дьяконова Н. Я. Олдос Хаксли и жанр интеллектуального романа // Типология жанров и литературный процесс. – М, 1994.- С. 23-29.

3.                 Бережная С. Р.Брэдбери и биография//Книжное обозрение. – 2005. - №35 – с. 3,10

4.                 Бородинов В.Д. Политология: Учебное пособие. – Донецк, 2006. – 364с.

5.                 Брэдбери Р.Д. «451° по Фаренгейту», М.: Правда, 1988. - 652 с.

6.                 Оруэлл Дж. 1984 и эссе разных лет. М.: Прогресс, 1989. 384 с.

7.                 Хаксли О. «О дивный новый мир»,  М.: Прогресс, 1994, 368 с.