Теоретические  проблемы  композиционной  деятельности

                                                      М. Б. Джанаев  

              Таразский государственный педагогический институт, г. Тараз

 

Композиция является одним из важнейших и содержательных предметов  философского познания. Композиция рассматривается нами как художественно-творческая деятельность духовного бытия и сознания человека. В настоящее время в эпоху глобализации общества прогресс инновационной технологии и массовой коммуникации и вызванные им процессы существенно преобразили субстратный фундамент современного изобразительного искусства, видоизменили формы и способы бытия произведений. 

Важнейшими составляющими композиционной деятельности являются творческий процесс, выразительные пластические средства, приемы и способы выражения, язык, знаковые системы, структура, конструкция, построение, используемые для создания художественного образа изобразительно-пластическими средствами.

         Р.Ингарден, М.Дюффрен, Ж.-П.Сартр и другие изучают произведение искусства на основе многослойной структуры, рассматривая в нем материально - субстратный и перцептивный слой.

Все эти философские положения и высказывания изученные в науке можно применить к объяснению творческого процесса композиционной деятельности, его механизма. Композиционная деятельность это процесс объективации и субъективации реального мира, превращения материального в идеальное и наоборот. В философской теории материя дает возможность проявиться сознанию как мысли. А мысль существует как чистая субстанция и появляется из чувств, ощущении и эмоции. Так, композиция создается путем взаимодействия разных визуальных модусов и областей сознания. Художественно-эстетическое познание действительности осуществляется путем композиционно-творческого восприятия, осмысления и взаимодействия с реальной  действительностью.

Эффективность творческого процесса отражает результативность композиционной деятельности и измеряется изобразительно-пластическим осмыслением изображаемой действительности и художественной объективизацией сознания художника. Таким образом «творческий метод художника есть осмысление процесса художественной объективизации его сознания. Но не вне специфического материала данного искусства и не вне обработки (техники)        этого материала» [ 1, с.318,319].     

Художник определенного отрезка времени исходит в своей практике и пользуется средствами, приемами, методами художественного выражения соответствующими для выражения миропознания самого  художника. Дополняя и обогащая приемы, методы, художник пользуется различными средствами и методами в соответствии социально-экономическим отношениям, методам художественно-композиционного выражения.

Стимулом сознания полноценной художественно-образной композиции и активизации творческой инициативы является поиск методов выражения художественно-эстетического миропознания в бессознательной или в сознательной форме визуально-изобразительного мышления. При этом созданию художественного образа в композиции подчинены и все формальные  поиски средств и методов художественного выражения. Таким образом визуально-изобразительные установки миропознания, созданные на эмоционально-чувственной основе вырабатывают художественно-изобразительный метод выражения путем осмысления смыслового содержания визуальных форм объектов и средств изображения.

Философское осмысление тенденции развития композиционного мышления – это работа философско-эстетической мысли по развитию художественной культуры человека, формирования его духовной культуры и мировоззрения. Также это, обобщение актуальных проблем художественного сознания, композиционного мышления и явлений творческой практики изобразительного искусства, проблема прогресса искусства композиции.

В композиционной деятельности проблемы таланта и мастерства никогда не рассматриваются вне мировоззренческих, философско-эстетических, этических и художественно-творческих вопросов. В этом плане Кант отмечал особенное значение гносеологического «взаимодействия» воображения и рассудка в художественной деятельности.

«Первый этап художественного творчества интуитивный, следующий этап требует анализа сделанного. Только гармоническое соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение … Схема процесса творчества будет, пожалуй, такая:  интуиция – анализ – интуиция. Ибо искусство и начинается, и кончается, да и воспринимается чувством. Объясняется же с помощью анализа» [2.104].

Искусство постоянно развивается и эволюционирует в духовной деятельности человека. Культурно-духовные ценности создаются неисчерпаемыми возможностями специфического художественно-эстетического мышления и созидательной деятельности человека.

При эмоционально активной работе над композиционным изображением проявляются художественно-образные свойства мышления которые стимулируют изобразительно-пластические представления (то есть склонность вызывать сенсорно-чувствительные, визуально-изобразительные формы представления), возможно формирование генетически детерминированной (запрограммированной) склонности к художественно-образному выражению в композиции изображения. Искусство, композиционная деятельность также является продуктом сознания и подсознания человека. В процессе композиционной деятельности в композицию проникают художественно-пластические, визуально-образные, эмоционально-чувственные модусы человеческого сознания. «Искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме»  [3, 61].  

Композиция на основе художественного мышления соответствующими системами средств и элементов (линии, цвета, тона) выявляет внутреннюю суть жизни, чувство, содержание. Смысл художественного произведения, т.е. субстанциальное содержание. Композиция выступает как изобразительно-пластическая, конструктивно-структурная форма образного мышления, способный постигать сущность жизни, проникать в природу вещей изобразительными средствами линией, цветом, тоном. Так композиционная деятельность это уровень самопознания художника.

Художественная визуализация мышления, т.е. субстанциональное изображение (коренное, существенное), содержание раскрывающее, истину в визуально-чувственной форме и есть, основной компонент композиции художественного изображения.Кант связывал неосознаваемое с творчеством и подчеркивал что, «бессознательное, это акушерка мыслей».

В творческом процессе  композиций для зарождения новой идеи, творческого озарения и воплощения замысла мало одних знаний. В акте появления новой самостоятельной визуально-изобразительной мысли художник наносит ее изобразительную форму посредством линии, цвета, тона на изобразительную плоскость. При этом стремление к изяществу, гармонии, стройности и изобразительной завершенности становится не только стимулом, но и источником активизации композиционного творчества. 

Как известно с точки зрения диалектико-материалистической логики художественное мышление является специфической формой отражения объективной действительности. Эстетическое мировоззренческое созерцание, впечатление и представление о действительности являются формами ее непосредственного изобразительно-художественного восприятия, что становятся чувствительными связями сознания с внешним миром и началом композиционного творчества.

В настоящее время в эпоху глобализации новым этапом общественно-исторической практики расширились и углубились возможности объективного диалектического познания и художественного освоения мира. Увеличились внутренние возможности и ресурсы искусства в освоении мира целостно и универсально. В следствие чего,   в развитии художественной культуры предметом художественного освоения становятся вcе новые стороны, объекты действительности, развитие искусства на этой основе затрагивает и сферу художественной формы, возникновения новых стилей, направлении и течений, обогащения изобразительных и выразительных средств, приемов и техники исполнения.

Применение в композиции изображения строгих конструктивно-структурных геометричских построении, математических расчетов влияет на характер композиционного изображения и снижает его художественную выраженность. Это приводит к неадекватной оценке состояния картины, способствует утрате эмоционально-смыслового содержания.

В специфической сфере задача определения содержательных показателей эффективности композиционной деятельности весьма актуальна и сложна. Сложность задач обусловлена эмоционально-эстетическим своеобразием создания художественного образа в процессе композиционной деятельности. Актуальность объясняется психологическими и биологическими основами, актами сознания, подсознания, процессами познания и интуиции, их взаимодействия, важностью эмоционально-чувственных процессов создания художественного образа действительности.

В начале процесса изображения сигналы объекта сопоставляются в памяти художника образами – эталонами, содержащими в себе все, что может указать нам о визуально-изобразительной форме, пластическом мотиве, состоянии и т.п. На основе прошлого опыта, новые изобразительно-пластические мотивы начинают ассимилироваться (ассоциироваться)  с прежними. Художественный образ трансформируется и воспроизводится на этой основе. Художественные представление объекта и его смыслового содержания трансформируется в пластический образ и воспроизводится средствами и материалами изображения. И так композиционное творчество требует осмысленного восприятия и изображения. Смысловое содержание композиции, как результат художественно-эмоционального освоения, т.е. познания, эстетического переживания и является продуктом изобразительно-композиционного мышления. Смысл заложен в образах и человек ничего не воспроизводит при изображении, он только реконструирует свое восприятие и дополняет творческим художественным воображением, вносит смысл. В начале творческого процесса художник стремится передать смысл мотив, состояние явления, объекта отыскивая в нем смысловую и изобразительную гармонию и художественный образ. Отыскивая в нем конструктивно-структурные связи и композиционные закономерности. Когда же будут найдены закономерности, надо последовательно строить художественно-пластическое решение.

Идеи, мысли, чувства, переживания, впечатления  содержатся и вытекают из художественного образа композиции. Смысл продукт мышления создания образа. Смысловое содержание композиции имеет специфический характер принадлежащий художественному образу. Художественный образ создается посредством художественно-эстетического мышления и формируется изобразительно-функциональным значением средств и элементов композиции. Так композиция имеет прагматический аспект между художественным образом и восприятием зрителя, в этом контексте средства и элементы композиции выступают как функциональные значения являющийся философским компонентом. «Критерий художественности языка искусства требует гармонии смысловой нагрузки, эстетических различий и оттенков в средствах передачи идентифицированных сообщений, изобретения способов, гармонизации знаково-образной системы» [ 4,с. 236].

Личность складывается восприятием и осмысливанием «Мыслить о данной вещи значит сознавать ее каким-нибудь образом», - отмечал Джон Дьюи.   

Композиция всегда несет в себе определенную художественно-смысловую информацию, изображается как форма художественного образа и имеет определенную культурно-эстетическую цель. Но кроме художественно-композиционной информационной функции, композиция осуществляет воздействие на зрителей. Изобразительно-композиционная форма рассматривается как форма высшего конструктивно-пластического уровня и осуществляет свое художественно-эстетическое эмоциональное воздействие посредством всех изобразительно-пластических элементов и средств.

                                                                  Литература

 

1. Маца И. Творческий метод и художественное наследство. -М., Изогиз, 1933. -336 с., ил.

2. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. – Вопросы     

    философии, 1966, №10, с.104.

3. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. –М., 1968-1973, т.І.

4. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. –М., Искусство, 1982. -227 с.