Философия / 2. Социальная философия

К.ф.н. Максютова З.Г.

Филиал Тюменского государственного университета

 в г. Новый Уренгой, Россия

Ценностные ориентации как фактор развития личности

 

Каждая эпоха вырабатывает определенную систему ценностей. Материальные и духовные ценности составляют необходимое условие для жизни человека и социума, а ценностные ориентации группируются в зависимости от преобладающей тенденции в обществе. Ценность, прежде всего, - это жизненная и практическая ориентация личности, помогающая ей устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл жизни. Поляризация ценностей ставит личность в положение выбора жизненных установок, как мы видим из эпохи постмодерна, эпохи коренной ломки вековых ценностных ориентаций. Однако ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человеческой личности, выражая то, что в мире, включая и то, что значимо для личности. Постоянная в ходе жизни переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни, изменения, перестройки взаимоотношений личности с миром, прежде всего с другими, с обществом. Однако не только в связи с конкретной ситуацией, а в связи с восхождением, развитием, становлением человеческой личности может быть понята история актуализации одних ценностей и низвержения других. Процесс разрушения системы ценностей, в свою очередь, является свидетельством деградации личности. Значение предметов и явлений и их «смысл» для личности есть то, что детерминирует поведение, которое может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Личность, подчинясь социальным нормам, регулирующим поведение, прекращает быть собой, становится абсолютно похожей на других. Подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. В итоге сформировался такой тип людей, который получил название «массового человека».

Русская философия пыталась преодолеть социологическую трактовку человека, считая, что не общество создает личность, а, наоборот, личность творит общественные отношения. Никакие внешние влияния автоматически ничего не изменяют во внутреннем мире человека. Века просвещения, к примеру, не создали никакого нравственного иммунитета для большинства людей, оставшихся индифферентными к проблеме добра и зла, способными к злу и насилию. Следовательно, формирование системы ценностных ориентаций осуществляется отнюдь не как плавное развертывание неких изначально присущих человеку потенций. Все, что составляет содержание ценностей, связано с мировоззренческой проблематикой. Поэтому оформление ценностной системы зависит не только от выбора главной жизненной цели, но и от поиска человеком своей философии жизни. Жизненный путь личности формируется в процессе непрерывного становления и разрешения разнообразных противоречий, а также в зависимости от умения человека преодолевать обстоятельства, прежде всего, самого себя. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество.

Как отмечают некоторые авторы, «предпосылку и содержание модернизации составляет движение от ценностно-рационального к целерациональному отношению к миру» [2]. Здесь ценностная рациональность есть имманентное свойство традиционного общества, предполагающее приоритет ценности над целью, т.е. ценностная рациональность является рациональностью целого, где человек ориентируется на общие ценности, не выделяя себя четко из целого, что обеспечивает человеку выживание, функционирование и в определенной мере развитие. В современном, т.е. модернизированном, обществе рациональность представляет собой способность достигать поставленную цель. Это общество эффективно в реализации целей, формирует приоритет индивидуальных целей и делает цель – достижение интересов, а не следование ценностям – своей главной предпосылкой и основным содержанием [2].

Каждое общество характеризуется специфической иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности, ее ценностных ориентаций. Кроме этого ценностные ориентации являются важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности. В этом смысле развитые ценностные ориентации являются признаком зрелости личности, показателем меры ее социальности. А неразвитость ценностных ориентаций приводит к непоследовательности в поведении, говорящей о том, что во внутренней структуре личности господствуют внешние стимулы. Таким образом, ценности группируются в зависимости от преобладающей тенденции в обществе. Они навязываются обществом отдельной личности, если личность не принимает общественные ценности, становится изгоем. Люди не просто выбирают ценности, они придают им различную значимость. Поэтому проблема ценностей не может рассматриваться вне связи с такими аспектами проблемы, как соотношение материального и духовного, а, следовательно – природного и социального, без рассмотрения проблемы личности, взаимосвязи личности и общества.

Эпохи различаются не тем, что производится и не тем, как производится, а принятыми системами ценностей. Сами ценности, после того, как они однажды были выбраны, имеют тенденцию превращаться в чрезвычайно консервативное образование. Поэтому подлинная природа ценностей раскрывается не в их обретении, а в их последействии. Выбираемая ценность на период процесса выбора еще не ценность. Она станет таковой, лишь утвердившись в сознании и поведении личности. В наиболее общей форме ценности проявляют себя как предельные основания свободного выбора. Ценностные ориентации людей в большинстве случаев не являются их изобретением, а заимствуются из господствующих систем ценностей, которые правят миром [1]. Несомненно, личность живет в обществе, которое снабжает ее готовыми моделями мышления и поведения, эти стереотипы создают иллюзию смысла жизни. И хотя такие представления в сознании большинства людей сидят очень крепко, однако внушенные стереотипы постепенно утрачивают свою силу, и все чаще не срабатывают. Об этом свидетельствует рост наркомании, снижение уровня интересов, интеллектуальной и творческой активности населения, а также рост преступности, насилия и деструктивности [3]. Обобщая, скажем, что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. Оценивая окружающие блага, человек или социальная группа наделяют их положительным смыслом и вовлекают в ценностное пространство смысла жизни. Социализация и самоактуализация являются взаимодополняющими сторонами формирования смысла жизни личности, при все более возрастающей роли саморазвития личности. Поэтому одной из главных задач современной эпохи становится поиск новых смысложизненных ориентиров, что создает такое духовное поле, в котором все стороны жизни личности обрели бы целостность и цель.

 

Литература:

1.     Анисимов М. Проблема истины и ценностей в историческом познании // CREDO NEW. № 2. 2002. С. 28.

2.     Федотова В.Г. и др. Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества // Вопросы философии. №8. 2008. С. 9.

3.     Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 25.

4.     Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. С. 222.

5.     Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89,  1997.