Фирер Н.Д.               

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СИБИРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Лесосибирский педагогический институт –

филиал Сибирского федерального университета, г.Лесосибирск, Россия

 

         В настоящее время возрастает актуальность изучения положительного исторического опыта своего народа.  Все социальное наследие, традиции, ценности, культура являются накопленным результатом этого опыта. На первый план  выдвинулась задача воспроизводства культурной личности. Ее главными ценностями должны быть образованность воспитанность, гуманизм, ответственность, патриотизм, позитивная общечеловеческая мировоззренческая ориентация, то есть все то, что и составляет содержание культуры личности.           

         Ценность, по существу, есть все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений. Они могут выступать в качестве  «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра или зла, истины или неистинны, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.; подобные оценки отмечают различные уровни соответствующего качества. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и  проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру [1].    

          Ценность выступает как интенция потребностей субъекта. Именно в этом смысле дается определение ценности как способности быть средством удовлетворения материальных и духовных потребностей субъекта [2]. Есть и другое понимание ценности – это не средство и не цель, а должное [3].

          Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества, поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни. Каждая историческая конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.

          Сибирь удивительным образом смогла соединить традиционную систему ценностей с прогрессивной. Обусловлено это было свободным трудом сибиряка на своей земле, где центром мира была личность собственника, живущего по нормам обычного права «общества».

         На первом месте в системе ценностей стоял труд человека. Ценность земледельческого труда осознавалась как «физиолого-психическая потребность, условие права на сытый кусок хлеба» с установкой на нравственное оправдание источника благосостояния. В картине мира старожила совмещались представления о самоценности личности и общественная оценка: они определялись  качествами  трудолюбия,  умениями и навыками землепашца, результативностью домохозяйства и демонстрированием ее.

          Деньги в долг всегда давали под честное слово. В наиболее ответственных случаях даже именитые сибирские купцы договаривались «рукобитием», без письменных расписок. Отмечали, что сибиряки «расчет делают всегда в срок, честно и добросовестно». В случае обмана веры человеку больше не было. «Изверишься в рубле – не поверишь и в игле», - говорили по такому случаю сибиряки.

         Индивидуализм и свобода предопределили уважение к личности: мужчине-домохозяину, женщине, ребенку. Уважение исходило, прежде всего, из оценки нравственности, совестливости человека. В оценках качеств нравственной личности в картине мира рядом с понятием «честь» стояло «достоинство».

         Источники позволяют говорить, что в понятие «уважаемый человек» включалось множество составляющих, и в первую очередь честность. Писатель А.П. Чехов свидетельствовал в письмах о Сибири: «…по всему тракту не слышно, чтобы у проезжего что-нибудь украли. Нравы здесь в этом отношении чудесные, традиции добрые. Я глубоко убежден, что если бы я обронил в возке деньги, то нашедший их вольный ямщик возвратил бы мне их, не заглянув даже в бумажник» [Цит. по: 4, с.137].

          Бесчестьем считалось покушение на чужую собственность. «Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели», - говорили в Сибири. Честность и уважение к собственности – вот черты, присущие, по мнению старожила, сибиряку.

         Представления о системе позитивных адаптирующих ценностей сохранялись и возобновлялись прежде всего в патриархальной семье. Здесь происходила передача ценностных стереотипов-значений семьи и семейных отношений в картине мира старожилов приенисейского края. В центре ментальной ценностной иерархии субъектов рода и семьи стоял собирательный образ «предков» («стариков»). Это выражалось в уважительном отношении к старшим, в «угожденье» им, в авторитете «суда стариков». В сознании пожилых крестьян главенствовали чувства собственного достоинства и осознание значения своей возрастной группы.

         По «заветам отцов», установкам «предков» выстраивалась иерархия патриархальной семьи. Глава семьи – домохозяин, «большак», глава-распорядитель всего домохозяйства – строго регламентировал права и обязанности членов семьи, руководил всем производственным процессом. Одновременно статус отца закреплялся в нормах обычного права. В субъективной картине мира сибирских детей власть отца, освященная традицией, воспринималась в мотивации социально-хозяйственной и нравственной целесообразности уклада жизни патриархальной семьи.  Семья предстает в картине мира целостной системой, живущей в мире и согласии.

         Говоря о ценностных представлениях в «картине мира» членов семьи, нельзя не рассмотреть традиционных оценок женщины в сибирском обществе. Как и в Европейской России, главой женской половины дома считалась «большуха» (мать, свекровь, бабушка) – жена хозяина дома. Оценочные представления об экономическом статусе женщин обеспечивались и их равным участием в хозяйственной жизни семьи. Сибирская женщина имела на подворье собственную голову скота, которую могла продать и приобрести украшения, наряды и прочее.

         Источники XIX века свидетельствуют о взаимном стремлении поддерживать авторитет и достоинство членов патриархальной семьи. Наиболее выражена данная установка в поговорке: «Учи жену без детей, а детей без людей». Одновременно важнейшей установкой для всех членов семьи было «выглядеть в глазах» соседей, односельчан рачительными, трудолюбивыми, «достаточными» людьми. Детей нацеливали на постоянную заботу о поддержании «чести» семьи, рода.

         Образ жизни старожилов сформировался в процессе приспособления к суровым природно-климатическим и ландшафтным условиям.  Новые правила жизни, нормы социальных отношений, обряды, праздники становились традицией: с каждым десятилетием образ жизни сибиряков более и более отличался от великорусского. В каждом новом поколении воспроизводились адаптированная культура и система ценностей мира старожилов. Процесс социализации проходил под руководством пожилых людей – носителей знаний, традиций и опыта предков, которые учили следованию и умножению трудовых традиций народа, привязанности и любви к родным местам. Сибирский патриотизм как ценность, по характеристике Е. Н. Поддубного, «…одновременно способен сплачивать, объединять многих людей в единые, внутренние солидарные общности, в «мы»…[5].  Содержание и нравственность сибирского патриотизма определяются, прежде всего, «духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколения» [там же].

         Только осознание внутреннего родства и единения с малой Родиной, познание духа и традиций сибирского народа приводит к истинному патриотизму, сибирской идентичности, внутреннему чувству, что ты – сибиряк.

 

  Литература:

         1. Курбатов В.П. Ценности праздничной культуры / В.П. Курбатов  // Ученые записки НИИ прикладной культурологии: науч. журнал Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств.- 2008.- С. 43.

         2. Большой энциклопедический словарь.- М., 1998. - С.220.

         3. Культурология ХХ век. Энциклопедия в 2 т. – СПб., 1998. – С.219.

          4. Андюсев  Б.Е.  Традиционное сознание крестьян-старожилов Приенисейского края 60-х гг. XVIII – 90-х гг.XIX вв.: Опыт реконструкции / Б.Е . Андюсев:  Моногр. Красноярск: РИО КГПУ. – 2004. – 264 с.

         5. Поддубный  Е.Н. Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России / Е.Н. Поддубный // Дисс… канд. пед. Наук. – Ставрополь,2004. - С.85-86.