Философия/4. Философия культуры

 

К.филос.н. Бажанова Р.К.

Казанский государственный университет культуры и искусств, Россия

Феномен успеха в творческой деятельности артиста 

 

     Одним из признаков жизненной философии современных людей является их стремление к успеху. Достижение успеха связано с проблемой  понимания его разновидностей. В обществе потребления весьма характерной тенденцией выступает массовое устремление людей к материальному благосостоянию, комфорту и роскоши. Успех чаще всего понимается как внешние достижения: материальные, денежные приобретения, карьерный рост.

     В сфере художественной культуры показателем успешной деятельности творческого индивида принято считать еще и славу, известность, широкую популярность. Для их достижения сегодня необходимы активные, энергичные, но также внешние для творчества действия: взаимодействие с прессой, телевидением, критиками, авторитетными коллегами, чиновниками, спонсорами. Кроме того, сама публичная или светская  жизнь представляет отдельную, трудоёмкую и, в конечном счёте, отвлекающую от творческого процесса сферу жизнедеятельности, без которой невозможны широкий успех, долговременная память публики и реализация очередных проектов. Для академического искусства значение перечисленных факторов славы не столь велико, как скажем, для артистов эстрады, кино и телевидения. Но успех крупных дирижёров и коллективов с мировой славой поддерживается во многом именно ими.

     Несмотря на активные усилия, многие люди искусства успеха, тем не менее, не добиваются. Внешние достижения, материальное благополучие очень часто дают обратный результат: человек переживает не столь большое, как изначально предвкушалось, удовольствие, а часто и разочарование. 

     Человек должен выбрать: оставаться ему в своем поверхностном бездумном существовании, по мере возможности получая эстетическое наслаждение от жизни, или выбрать свою собственную природу, стать человеком нравственным. Путь ко второму уровню существования идет через отчаяние. Отчаяние - это не средство утешения или состояние, а подготовительный душевный акт, требующий серьезного напряжения всех сил души. Именно он дает победу над миром. Ни один человек, не вкусивший горечи отчаяния, не в состоянии схватить истинной сущности жизни[3,с.226]. В повседневной практике философская категория отчаяния рассредотачивается и приобретает вид хронической неудовлетворенности, мучительного и одновременно сладостного поиска художником, артистом красоты, выразительности произведения.

   Таким образом, проблема успеха, а значит, и достижения счастья, состоит в  определении природы успеха, в нахождении его оснований, располагающихся и в философии деятельности, и в сфере смыслов культуры, а не только обыденных значений.

     Общепринятое понимание природы успеха исходит из утилитарно-прагматических установок: успех – это внешняя, материальная по преимуществу выгода, переживание удовольствия, приобретение богатства, славы, восхождение к их вершинам. Подобное определение фиксирует лишь одну разновидность успеха, а именно, жизненный успех. Здесь не представляет ценности качество деятельности, а только количественные результаты личных усилий индивида. Хотя повседневное представление имплицитно  содержит понимание нравственной цены успеха и преувеличение  роли  слепой фортуны, фактора случайной удачи, «незаслуженного везения».

      Культурологическое знание не может не учитывать обыденные толкования успеха, циркулирующие в реальной и репрезентативной культуре. Если учесть рациональные идеи, содержащиеся в обыденном подходе к явлению успеха, то можно дать следующую дефиницию жизненного успеха.  Жизненный успех – это высокий материальный уровень жизни человека, наличие необходимых для повседневного комфорта вещей и собственности, определённое политическое или социальное влияние, качественное образование, престижная профессия, профессиональное мастерство, а также личная эмоциональная удовлетворённость самого индивида, вызванная их обладанием.

    Вместе с тем,  определения  одной разновидности  в понимании успеха  не достаточно для оценки успешности человека, особенно личности творческой. На наш взгляд, следует вывести ещё одну дефиницию, исходящую из деятельностного подхода   в оценке сущности успеха. Здесь на первый план выступают категории деятельности, воли, целеполагания  и творчества. С.Ю. Ключников, отмечает, что добиться успеха – это значит «достичь максимального результата при наименьших затратах энергии, эмоций, времени и получить при этом как можно более полное удовлетворение, не забывая соотносить свою деятельность с нравственно-духовными ценностями» [2,16] . Но подобные определения относятся к деятельности в более динамичных и однозначных в плане единства цели и средств сферах, например, в хозяйственной или политической. В культурной деятельности приходится, например, сталкиваться с другими обстоятельствами. Творчество требует максимальных душевных и эмоциональных затрат, мучительных поисков стиля, оригинальности, возобновления усилий в достижении серьёзной творческой цели, а поэтому описывается в категориях закона отрицания отрицания и принципа герменевтического круга.

      Причём, успешная деятельность творческого человека напрямую связана с внешним признанием со стороны публики, критики, коллег, и оно всегда, так или иначе, соотнесено с явлением творческой удачи. Творческая удача определяется нами как скачок, новое качество профессиональной деятельности. Это каждый очередной шаг, сознательно подготавливаемый индивидом; обусловленный  талантом и совершенствованием техники, а также  реакцией, зачастую, интуитивной на вызов времени культуры. Творческие удачи особенно ярко характеризуют периоды культурных взрывов или  предугадывают их в виде весьма неординарных, и даже эпатажных художественных идей и действий. Подобный скачок представляет действительное развитие содержательной формы, культурное изменение, продвижение, пусть даже самое небольшое  с точки зрения общего прогресса. Успешная деятельность состоит из целой цепочки творческих удач, составляя линию неуклонного поиска творческой индивидуальности. Но, в целом, она представляет не только личные действия отдельного человека, но более всего совокупный  результат и не представима без коллективного творчества близких, друзей, коллег, публики, поклонников, а сегодня и спонсоров, политических персон и масс-медиа. В подтверждении данного тезиса  можно сослаться  на работы А.Моля, П.Сорокина, Г.Козлова, В.Петрова. Заметим также, что жизненный успех может  и отсутствовать при успешной творческой деятельности.

     Для успешной деятельности творческого человека присуща  соотнесённость мыслей, эмоций и действий с духовными идеалами, и здесь, в частности, на первый план выходит значимость такого компонента, как эстетико-художественные ценности, предполагающие нередко предпочтительное служение чистой красоте, но не  морали или  политике. В периоды культурных взрывов творческая личность идёт на разрыв с установившейся и непреложной системой ценностей, канонов и традиций. Разрыв представляет сплав сознательных и бессознательных движений, духовных состояний человека-артиста. В этом плане творческий человек, артист очень близок к особому сорту людей - авантюристам, игрокам, которые постоянно рискуют, идут «ва-банк», бросают вызов судьбу,

     Исходя из указанных посылок, можно дать определение успешности творческого индивида. Она представляет целостную систему действий, направленную на поддержку внутреннего равновесия, на  творческую эволюцию личности и на внешнее признание её художественных достижений в конкретной сфере искусства. В этом определении выделим ряд существенных моментов. Необходимость внутренней гармонии связана с наличием соблазнов, намеренно воспроизводимых обществом потребления, а значит, и  с такими следствиями, как неизбежность выбора творческого человека между художественной правдой и социальными гарантиями внешнего успеха, а также позиция вынужденного конформизма. Вспомним цитату из А.С.Грибоедова: «Служить бы рад - прислуживаться тошно», но «прислуживать» артистической личности приходится, например, в составлении репертуара или  при выборе доминирующей интонации роли, сценария,определяемой идеологическим или политическим контекстом.

    Хотя в моностилистических культурах сервилизм, следование канонам как раз и выступают факторами внешнего успеха, но успешность творческой деятельности в философско-культурологическом аспекте неотделима от состояния согласия индивида с собственной совестью и требованиями высокого художественного вкуса.

         П. Рикёр в  ряде исследований раскрыл новый аспект субъективности, имеющий прямое отношение к явлению успеха. Речь идёт о способности человека признавать другого и быть признанным им [1, 25-39]. Руководящей идеей философии признания является примирение и согласие людей. В трактовке И.Канта, от которой отталкивается П.Рикёр, она звучит как мысль о всеобщем гостеприимстве, что означает право любого чужестранца на то, чтобы с ним в стране, в которую он прибыл, не обращались как с врагом. Признание основывается на благожелательности, совести и ненасилии. Творческая деятельность очень часто затруднена отношениями единоличного управления и власти режиссера, дирижёра и т.п.  над большим коллективом, что предполагает некое насилие  над рядовым участником и делает эпизодической обоюдную благожелательность руководителя и подчиненного. Но признание  вряд ли возможно во всей полноте без стремления руководителя коллектива, дирижёра к благой жизни с другими людьми (артистами, музыкантами, публикой, поклонниками) в рамках справедливых взаимоотношений, незаметно перетекающих в такое качество общения как дружба. На наш взгляд, весьма плодотворной и отвечающей духу высокого профессионального искусства является идея П. Рикёра об «этике взаимности». Это тот вид разумности, который  делает признание  действительностью. Осуществление «этики взаимности» невозможно без проявления взаимной заботливости, основанной на дарении. При дарении даритель и одариваемый являются субъектами взаимности, осуществляющими операцию взаимного признания, которое сообщает значение всему тому, что является подарком. Это признание выражается символически в подарке. П.Рикёр, ссылаясь на Марселя Энафа, утверждает, что «обмен дарами не является ни предком, ни конкурентом, ни заменителем товарного обмена: он существует в ином плане – в плане того, что не имеет цены.<…>Революция в мышлении <…>состоит в том, чтобы перенести акцент с отношения на дарителя и одариваемого, искать ключ к разгадке во взаимности самого же обмена между главными действующими лицами и назвать эту совместную операцию взаимным признанием» [4,с.222-223]. При дарении, идущем от сердца, дарящий отдаёт частицу собственного «я», но в ответ он не ждёт аналогичного подарка, ожидание ответной реакции есть, но оно бескорыстно. Негласная, подразумеваемая обязанность принести ответный дар выступает в виде теперь признательности (высшей формы признания), ведущей к великодушию, равному тому, которое вызвало первый дар.

     Деятельность артиста с точки зрения философии признательности также наделяется качеством необходимой множественности духовного и дружественного  одаривания. Так, например, очень часто концерты, устраиваемые признательным руководителем и его коллективом, так и называются «музыкальным приношением», «музыкальным подарком»  в честь какого-либо композитора, музыканта, дирижёра.  Крупные руководители, дирижёры, обладающие  «аристосом», относятся к своим оркестрантам или певцам, не забывая быть не только требовательными, но  и неизменно благосклонными  и благодарными личностями. Так известен факт особого ритуала признательности, совершаемого В.Т.Спиваковым в отношении музыкантов сразу после исполнения трудного произведения. Он  выражает благодарность своим взглядом, адресуемым по очереди каждому музыканту, невзирая на то, что  пауза между номерами может затянуться. Из общего чувства признательности людям-творцам, миру музыки вытекает и постоянная благотворительная деятельность этого выдающегося человека, основанная на разностороннем дарении. Мы можем утверждать, что одно даже имя этого коллектива вызывает в слушателях чувство особенно сердечной и нежной признательности.

   

Литература:

1.Вдовина И.С. Поль Рикёр о необходимости разработки философской теории признания. // И.С.Вдовина / Философские науки, 2010. № 7. С. 25-39.

2.Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ/ С.Ю.Ключников // М.: МУС. 2003. 112 с.

3.Кьеркегор С. Наслаждение и долг / С.Кьеркегор // Киев, 2004. 350с.

4. Рикёр П.Путь признания: три очерка/ П.Рикёр //М.:РОССПЭН.2010.268 с.