Политология /10. Региональные политические процессы

Д.п.н. Колесников В.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы – Волгоградский филиал, Россия

К формированию этнотолерантной политической культуры  в регионах современной России

       В статье рассматривается политическая культура как содержательное понятие  и фактор стабильности системы межэтнических отношений, требующий всестороннего научного анализа, вычленяются аспекты формирования гражданской политической культуры и ее  значение для  межнационального согласия и активизации субъектов политического процесса  в регионах современной России. Ключевые слова: политическая культура, толерантность, этнос, этногруппа, межэтнические отношения, язык политической культуры, политическая стабильность в регионах,  муниципальная политическая культура.

      Толерантность в нашем труде определяется как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, мнениям, обычаям, чувствам, убеждениям, верованиям. Это один из основных демократических принципов, неразрывно связанных с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека, который стал утверждаться в качестве общезначимого принципа человеческого общения после буржуазных революций. Однако до сих пор зачастую нарушается и отвергается как на межличностном, так и на государственном уровне…» [1]. Проблема толерантности (по оси «свой-чужой») фокусируется, прежде всего, в сфере межэтнических отношений, конфессиональной среде,  системе социально-стратифицированных отношений (в силу  устойчивого большинства бедных граждан и отсутствия массива российского «среднего класса», сбоев в проведении последовательной государственной социальной политики), в сфере межличностных отношений на поведенческом уровне.

       Каковы особенности формирования политической культуры в современных российских условиях? Формирование политической культуры  консенсусного типа и преодоления конфронтационной политической культуры – одновременные составляющие, хотя и разновекторные к рациональной полноте становления демократического общества. Императив формирования в регионах современной России объективирован целями преобразований: укоренением рыночных отношений с диверсифицированной системой собственности, формированием правового государства с акцентированием  парламентских форм борьбы за электорат, преодолением маргинальности и наращивания среднего класса,   утверждением  приоритетности общечеловеческих начал в духовной жизни с культивацией патриотизма и нравственного образа жизни.

         В сущностной определенности демократическая политическая культура – универсальный способ преодоления отчуждения гражданина от собственности и результатов своего труда, власти и управления. Это способ активного участия в жизни, политической и общественной  деятельности, объективирующий новые знания и ценностные политические ориентации, способности и формы их реализации в конкретные результаты в различных сферах жизнедеятельности.  Заметим, что в условиях  преодоления «государственного патернализма» и формирования правового государства политическая культура выявляется, прежде всего, как интегральная характеристика становления личностной автономии. Принцип: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» в данном контексте универсален, однако, только в сочетании с нарастанием  ответственности за свои деяния. Важно подчеркнуть, что политическая культура как гражданская определенность выбора – реальный путь обретения справедливости. Следует согласиться с Ф. Хайеком, что социальная справедливость как инвариант марксистского понимания свободы  - «нонсенс в условиях рыночных отношений и экономического рационализма, конкуренции как процедуры открытия»[2]. 

       В современной России есть обстоятельства,  усложняющие формирование этнотолерантной составляющей гражданской политической культуры.  К трудностям объективного порядка отнесем: своеобразие становления  рыночных отношений; усложненность функционирования политико-надстроечных структур (реальность «асимметричного»  федерализма с многогообразием субъектов федерации, особая этно-идентификация субъектов республиканского типа); сложности с утверждением эффективной судебной системы; противоречия муниципального строительства и осуществления муниципальной реформы (органы и население, взаимосвязи с органами государственной власти,  межмуниципальное сотрудничество); трудности обеспечения институционализации гражданского общества (ассоциации и инициативы).

     Наиболее важным для политологического анализа является преобразовательный процесс общественного сознания. Именно здесь сегодня фокусируются принципы и идеологические предпочтения основных политических сил общества в борьбе за власть, политическую стабильность и определенность политического курса, формируются ориентации для толерантных отношений.

    В этой сфер живучи  стереотипы  возвратности и  возрождения  в превращенной форме единой государственной идеологии,  аргументируются  варианты политического  новоцентризма с авторитарной доминантой (заметим, что этому способствовала  концепция «усиления вертикали власти», а также объективно -  практическая   реализация курса на рецентрализацию в региональных системах государственного управления в России в период 2000 - 2008 гг.: введение в систему отношений федерального центра с регионами  семи федеральных округов – а  с 2010 г. их уже 8, нового порядка «формирования» – наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации посредством региональных представительных органов), идеологические  мимикрии национал-радикализма,   паразитирующего на инверсиях и аберрациях традиционного и харизматического планов маргинальной массы с ее  менталитетом («скинхеды» и «нацболы» Э. Лимонова, аберрации и лозунги: «лица кавказской национальности», «мы за русских, мы за бедных» …) и непримиримостью к частной собственности и индивидуальной справедливости, абсолютизацией коллективистского перераспределения, общего и особенного по отношению  гражданскому  и личностному.

        Неотъемлемой характеристикой новой политической культуры с доминантой этнотолерантности в многонациональной России и  зарождающегося  консенсусного  типа общественной психологии в России (с определенностью принципа «комплиментарности» в отношениях этносов  по Л. Гумилеву, Э. Геллнеру, Ю. Бородаю и др.) является гармонизация общественного и классового, демократического и национального, рационального и религиозного, где общечеловеческие ценности -  сущностная основа бытия  свободного общества. 

        Политическая культура, это - способ гражданского типа мыслительной деятельности, снимающий абсолютизацию противоположностей и односторонность «принципа борьбы». Потребность в адекватном осмыслении современной переходной исторической ситуации, суть которой в преодолении рудиментов политического устройства с авторитарной направляющей, объективирует необходимость  внедрения   переходных форм. В частности, в системе государственного управления в современной России целесообразны к утверждению медиативные формы управления: многообразие которых укорено в практике развитых стран и задает высокую степень эффективности взаимодействия между структурами различных уровней власти. Например: опыт земельной окружной администрации и земельных округов в федеральных землях ФРГ; опыт внедрения и деятельности  в период с 2000- 2008 гг. института полномочных представителей губернатора в 10 региональных округах Волгоградской области.

Следует подчеркнуть, что объективация результативных способов взаимодействия государственных и муниципальных органов – значимый политический фактор стабильности в условиях реформы местного самоуправления и наиболее востребована на уровне регионов - субъектов Российской Федерации (договорные способы, партнерство, формирование государственно-муниципальных организаций на основе согласования интересов и т.д.). Особого внимания, еще раз подчеркнем, заслуживают практика функционирования в Волгоградской области региональных округов и опыт деятельности полномочных представителей губернатора по обеспечению координации региональных и муниципальных органов управления, поддержки развития муниципальных образований на территории субъекта Федерации.

В деятельности по развитию локальных территорий региона (без вмешательства в решение вопросов местного значения) полпреды региональных округов Волгоградской области (Иловлинского, Калачевского, Камышинского, Михайловского, Новоаннинского, Палласовского, Фроловского, Урюпинского, Волжского, Волгоградского) разрабатывали антикризисные программы и  планы социально-экономического развития округа; способствовали выявлению резервов стабилизации экономики аграрного сектора; обеспечивали реализацию на муниципальных территориях Программы социально-экономического развития Волгоградской области 2005-2010 гг.; участвовали в решении вопросов газификации, тепло- и водоснабжения муниципальных образований; отслеживали ситуацию в поселениях с реформой ЖКХ; оказывали поддержку СПК, коллективным хозяйствам и сельскохозяйственным предприятиям; разбирались с задолженностью хозяйств по энергии и теплу.

Отметим также, то обстоятельство, что структура административно-территориального устройства Волгоградской области до 2005 г. включала только 39 основных единиц: 6 городов областного значения и 33 района, имевших по действовавшему на этот период региональному законодательству - статус муниципальных образований. Муниципальная реформа с ее количественной составляющей усложнила процессы управления: характерен рост и многообразие муниципальных образований в условиях двухуровневой системы местного самоуправления, а также полное использование в регионе  поселенческого принципа при преобразовании и формировании новых муниципальных образований (с 2006 г. в Волгоградской области образовано и функционирует  в 2012 г. - 492 муниципалитета: городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения). В значительной степени именно это диктует необходимость поиска эффективного координационного механизма и совершенствования форм взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации. Объективная потребность в эффективном управлении, результативность управленческой деятельности взаимосвязаны с профессионализмом кадров и формированием нового уровня правовой, организационно-управленческой, а вместе с этим  политической культуры политико-административной элиты в системе муниципальной публичной власти.

       Трансформация новых политических знаний рационального типа в устойчивые ориентации мыслительного содержания, а, следовательно,  в активные формы деятельности требует культивации и языка новой политической культуры: стандартизированные средства политической информации и коммуникации сегодня ориентированы на индивида, но качество вербализации и трансляции  далеко от языка высокой политической культуры [3].  Зачастую воздействием информационного материала на умонастроения достигается обратный эффект, так как тиражируются и упрочиваются в превращенных формах  стереотипы конфронтационной политической культуры.

        В условиях формирования гражданской политической культуры основные понятия: «этнос», «этногруппа», «этносоциальное ядро», «нация», «национальность» и др., отражающие реалии сферы межэтнических отношений - требуют четкой и содержательной идентификации. Здесь - одно из оснований преодоления и трудностей субъективного порядка в российских субъектах Федерации на пути формирования  позитива, например, в сфере этнокультурного поведения и гармонизации межэтнических отношений. 

       В  целях культивации толерантного поведения вычленим основные направления формирования  теоретической модели «включенности»  личности в гражданскую политическую культуру:  а) анализ «нивелирования» личностного начала в условиях доминирования государственной идеологии; б) исследование механизма включенности индивидуальных форм в сферу политики в рамках переходных авторитарных политических систем; в) анализ возможностей  развития творческой индивидуальности в рамках  функционирования демократической политической системы. На основе предложенных направлений возможна  конкретизация особенностей утверждения личностной автономии в условиях формирования современного демократического общества в России. Отметим также, что относительная целостность культивации политической культуры этнотолерантного типа базируется на учете аналитических аспектов: исторического, социологического, гносеологического, функционального, структурного.

       С позиций исторического аспекта политическая культура выявляется как явление, имеющее собственную логику возникновения и историческую этапность. Многие исследователи рассматривают генезис и историзм политической культуры (а вместе с этим, толерантности) в связи с основными формами развития общества: экономикой, политикой и правом, нравственностью, религией. М. Вебер усматривал историческую определенность политической культуры в этико-культурных пластах эволюции человечества. Марксизм, оперируя историческими типами общественно-экономических формаций, характеризует конкретно-исторические классовые типы политической культуры. Согласно Г. Алмонду, Г. Пауэллу (США) существуют две общие формы развития политической культуры: традиционная и секуляризированная, конкретизируется в трех основных типах – патриархальном, подданническом, активистском. Активистская политическая культура – тип заинтересованности и участия граждан в устойчивом функционировании демократической политической системы.

         Социологический аспект позволяет акцентировать внимание на анализе носителей политической культуры, определяет специфику проявления политической культуры на уровнях общего, особенного,  единичного. Рассматривая политическую культуру в зависимости от субъекта ее реализации, целесообразно выделить следующие разновидности: а) политическую культуру конкретно-исторического общества;  б) политическую культуру наций, социальных слоев и групп; в) политическую культуру личности. Признание фатальным субъектом политической культуры класса или нации, группы или общества в целом, характерно для тоталитарных и авторитарных режимов.

      Сравним позиции политической тотальности в условиях классовой диктатуры (воинствующая идеология большевистского мессианства  в  Советской России 30-40 гг. прошлого столетия) и условия «борьбы за государственное единство в нацистской Германии». В первом случае тотальное огосударствление утверждалось на основе классовой идеологии и пролетарского интернационализма; во втором – монолит государственности строился на основе гипертрофированной национальной идеи и принципа «расовой чистоты». Характерное совпадение: оба режима, руководствуясь государственной идеологией, отрицали идею демократического государства и принцип этнотолерантности - как чуждые прогрессу.

      Гносеологический аспект обусловлен тем, что политическая культура как специфическая форма отношения субъекта к политическим реальностям включает духовно-ценностное начало: политические знания и ценности, цели и принципы, идеи и теории, программы; взгляды, представления и ориентации; традиции, формы, способы и методы политической организации и деятельности. Гносеологический аспект ориентирован  на осмысление активно-познающего начала, позволяет охарактеризовать не только качественную сторону познания политической реальности:  Каков объект познания? Как и кем осуществляется познание политического бытия? Какова результативность познания?; но и  количественную:  Каковы уровни познавательного процесса? Степень его освоения?

       Что необходимо, в конечном счете, для результативности процесса культивации духовно-ценностной составляющей политической культуры, для обогащения  содержательности участия граждан в политической деятельности? Наличие развитых способностей. Развитые способности (например: усваивать субъектные  функции на уровне локального бытия и самостоятельно решать вопросы местного значения),  по справедливой констатации Бардакова А.И. - «необходимое условие становления не только местного самоуправления, но и общественного прогресса в целом» [4].

      Функциональный аспект связан с исследованием политической культуры как реальности, взаимодействующей с конкретными проявлениями политической жизни: различными подвидами глобальной культуры - экономической, правовой, нравственной, религиозной и др.; политическими и социальными ценностями (их анализ предполагает аксиологический инструментарий); способами действий индивидов и общественных групп; нормами и эталонами, образцами политической деятельности, регулирующими отношения и поведение субъектов (востребованы нормативный и регулятивный аналитические аспекты); различными политическими институтами и организациями, политической системой в целом (институциональный аспект).

      Функциональное многообразие этнотолерантной политической культуры и политико-культурных соотношений  позволяет охарактеризовать анализируемый феномен и как качественно-функциональный предикат исторического субъекта политических отношений и политической деятельности,  меру его политического развития и толерантности. Например, политическая культура муниципальной представительной власти; органов муниципальной исполнительной власти; народовластия в муниципальных образованиях   России. Так, политическая и правовая  формы  культурного и духовного развития населения Волгограда,   обеспечения интересов муниципального образования со статусом муниципального городского округа в первую очередь  нацелены  на формирование активного типа поведения и участия граждан в решении конкретных вопросов местной жизнедеятельности, ориентируют на демократические преобразования и утверждение ценностей гражданской политической культуры, способствуют преодолению  отчуждения  жителей от власти и собственности. В Уставе г. Волгограда (основной закон муниципальной жизнедеятельности и обеспечения муниципальных интересов ) основные направления деятельности городской исполнительной власти по культивации политической культуры связаны,  прежде всего,  с развитием форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления  (см.: ст. 9-13; с реализацией правотворческой инициативы граждан - ст.14, с развитием ТОС  - ст.15, и др. [5].

       Структурный аспект нацеливает на выявление структурообразующих компонентов политической культуры в их взаимосвязи, и, прежде всего: соотношения политического знания и политической деятельности. Анализируя уровень политического знания индивидуумов и групп, необходимо учитывать такие аспекты знания как: а) состояние объективного знания о современных политических явлениях (например, своеобразие политической партийной системы, федерального устройства и соотношения уровней публичной власти, особенностей политической жизни в регионах Российской Федерации др.); б) степень адекватности общей картины воспринимаемой действительности, проявляющейся в реальных формах (например: «встроенность» местного самоуправления на данном этапе государственного строительства в региональные политические системы; особенности формирования институтов гражданского общества в стране); в) историческое знание, опирающееся на неискаженную историографию при исследовании объективного политического противоборства властных сил (см.: например,  итоговое заключение по осмыслению периода  смутного времени в Российском государстве начала XVII столетия [6]); вытекающие из отмеченных выше пунктов политические ориентации элит и акторов политического участия с элементами научного прогноза .

       В целостности аналитических аспектов значима конкретика субъектной составляющей культивации этнотолерантности в современной России. К этому субъектному фактору целесообразно отнести: деятельность органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, общественных организаций и др. с точки зрения эффективного воздействия на процесс культивации межэтнических отношений; содержательность Закона  Волгоградской области «О национальных отношениях на территории Волгоградской области» № 586 от 13.09.2001 г.; предметность мер по реализации областной целевой программы «Этносоциальное развитие населения Волгоградской области на 2003-2005 гг.» и планы работы «Комитета по делам национальностей и казачества администрации Волгоградской области»,  например в 2002 г. и др.

        Представляет несомненную важность фактор обмена опытом и воспитательные мероприятия, семинары и научно-практические конференции (например: опыт по проведению  семинара-тренинга  в Перми  в 2006 г. «Толерантность как фактор формирования культуры межнациональных отношений»; уникальный опыт обобщения этнопрактики при проведении межрегиональной конференции в 2005 г. в г. Ростове-на-Дону «Юг России без нетерпимости и вражды: преодоление проблем ксенофобии и экстремизма»). Существенной представляется, в связи с сказанным, эталонная модель и ее практическое внедрение посредством системы мероприятий по обеспечению этнотолерантности в российской столице (см.: Постановление правительства г. Москвы от 16.01. 2007 г. 20-пп «О мерах по повышению эффективности органов исполнительной власти города Москвы в области межнациональных отношений».).

Литература:

1. Понятия и термины политической науки  [Текст] / Словарь-справочник (для студентов всех специальностей). И.Б. Бородин, В.А. Колесников и др. - Волгоград: Комитет по печати, - 1995. – С.41 .

2.  Хайек, Ф. Конкуренция как процедура открытия / Ф. Хайек [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. – 1989, - № 12 – С. 49.

3.  Скородумова, О.Б. Культура информационного общества: особенности и тенденции развития / О.Б. Скородумова   [Текст] // Вестник Российского философского общества, - № 2 (46), 2008, - С. 80.

4. Бардаков, А.И. Актуальные проблемы местного самоуправления в Волгограде и Волгоградской области / А.И. Бардаков [Текст] // Конституция России и проблемы местного самоуправления. – Волгоград: Перемена, 1999. – С.22.

5. См.: Устав города-героя Волгограда. - Волгоград, -2005., п.8, ст.27.

6.  Тюменцев, И.О. Смутное время в России начала XVII столетия: движение Лжедмитрия ІІ /  И.О. Тюменцев [Текст] //  Южный. Научный Центр РАН. - М.: Наука, 2008, - С. 573-577.