«Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства  образующих его личностей.»  Д. Милль

   Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится расколов  во мнениях. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверена, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.

В мировой теории нет и не было общепринятого определения государства. Определения, относящиеся к концу ХIХ – началу ХХ века, как правило, включают в качестве специфических видовых отличий государства как общности народа, публичную власть и территорию.

 Государство, таким образом, определяется как общность, в основе структуры которой лежит территория, народ и государственная власть, то есть через перечисление его основных элементов.

История государства – сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другими факторами. Тем не менее возможна обобщённая генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.

  1-й этап. На ранней стадии становления государства сохраняются

 остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т.е. на свободных граждан – членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты т.п.) с

 очевидным делением на правящую верхушку общества и подчинённые низы (в Риме – патриции и плебеи) и рабов, а также различные категории полусвободных. Это ещё не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских ни политических прав. Две функции государства чётко различаются – устройство “общих дел” в сообществе свободных и господство – подавление по отношению к порабощённым в буквальном смысле слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляетсяв монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития.

      2-й этап. Средние века и начало нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотия, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) – собственность монарха. Разрушенные (в Европе), но ещё сохраняющиеся по типу отношений кровнородственные связи порождают власть сеньориального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. На Востоке и на Западе  сохраняются формы неэкономического принуждения (теория Н. Макиавелли). Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т. Гоббс).

      3-й этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы  государства,  в  Европе завершается  процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII век стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, исшившимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса – формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т.д. – одно из основных – образование общества суверенного народа, которое высвобождается из под гнёта государства и способно стать равным ему партнёром, участником политического процесса и вступать в договорные(конституционные) отношения с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства. Активизируется идея гражданского развития общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, в XVIII в. – Ж.Ж. Руссо, И. Кант и другие)  и преобразования власти государства: абсолютизма, как одной из его форм, правом, разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И. Кант и другие) и ограничения правом самого государства, превращая его в правовое государство. Однако полного развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже.

 4-й этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой «за» и «против» таких объединений (Югославия, бывший СССР) и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграций. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся материальной основе; формирование динамичных, способных на быстрые и адекватные ответные реакции на изменение условий окружения механизмов стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в обществе (динамический тип политической стабилизации); стабильность государства благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства государства.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное можно сказать, что государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство  представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления – государство, власть и политика вполне естественно  отождествляются.

Рассматривая тему происхождение государства в общем и целом, можно задуматься и над таким вопросом: - а была ли неизбежность возникновения государства? Ответ на этот вопрос однозначен – да, его зарождение было результатом исторического развития общества.