Психология и социология / 7. Общая психология

Погорелова В.А.

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», Россия

К вопросу о морально-нравственном компоненте духовности личности студенческой молодежи

 

В современных условиях глобальных социально-политических изменений состояние современного российского общества и в особенности молодежи характеризуется в определенной мере дефицитом духовности (В.А. Кольцова, А.В. Юревич). Для многих молодых людей характерен нарастающий прагматизм, не подкрепленный патриотическим чувством. Это ставит перед высшей школой задачу поиска таких технологий нравственного воспитания студентов, которые будут соответствовать вызовам XXI века. Целью университета является «образование личности гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической, духовно-нравственной ориентации, владеющего современным антропологическим знанием…» (В.А. Сластенин).

Значимость воспитания нравственных качеств у студентов подтверждается статистикой постоянного роста негативных тенденций в молодежной среде, которую отличает неверие в социальный прогресс, духовная апатия, нравственный нигилизм, потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые были выработаны предыдущими поколениями и обеспечивали приемлемую социальную идентичность. На этом фоне широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. В 2003-2009 годах около 45% лиц, совершивших преступления, составляли молодые люди в возрасте 18-29 лет (в первой половине 1990-х годов – около 39%). В г. Ставрополе и Ставропольском крае, по данным краевого клинического наркологического диспансера, по состоянию на 1 июля 2009 года общее количество лиц, состоящих на учете в связи с немедицинским употреблением наркотиков, составило 8404 человека. За первое полугодие 2009 года в наркологических учреждениях края поставлено на учет 523 человека, из них: больных наркоманией - 259 человек, лиц, употребляющих наркотики, - 264 человека, в том числе: женщин - 13 человек, несовершеннолетних - 21 человек. Удельный вес молодежи, совершившей преступления, связанные с оборотом наркотиков, - 55,3%, притом отмечается постоянный рост вовлекаемой в этот оборот студенческой молодежи. Это заставляет все чаще задумываться о том, что непринятие всех возможных мер приведет к потере Россией целого поколения. При этом проводимые социологические опросы среди студентов и старшеклассников выявляют увеличение (до 47%) числа молодых людей с общей неблагополучной, пассивно-потребительской и индивидуалистически-приспособленческой направленностью образа жизни. Только 2% из опрошенных молодых людей видят себя в будущем учеными, педагогами, писателями, 10% - государственными служащими, зато 70% - предпринимателями, имеющими собственное дело. До 30% молодых людей хотят жить в свое полное удовольствие, 34% пессимистически ставят прогноз будущему страны; для 65% опрошенных нормой является употребление алкоголя. Негативны тенденции в брачно-семейных отношениях: по разным подсчетам, от 43 до 60% студентов одобряют добрачные, внебрачные и беспорядочные сексуальные отношения; 10% студентов уже успели заключить брак и развестись. Все это заставляет говорить о серьезной деформации, которая произошла прежде всего в структуре нравственных представлений молодого поколения.

Формирование ценностного сознания молодого человека на уровне общества и личности представляет собой некоторую совокупность установок и ориентаций на общественные ценности – идеалы, нормы, обычаи, традиции, и т.д. Содержание ценностного сознания человека определяется многими факторами, среди которых главную роль играют духовно-нравственные ценности. Поэтому важнейшей задачей сегодня в нашем обществе является выработка социально одобряемых мировоззренческих, политических и нравственных убеждений и действий, чувства патриотизма и интернационализма, толерантности у широких слоев населения, и прежде всего молодежи.

Ядро личности связано с духовностью - высшем уровнем развития и саморегуляции, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. П.В. Симонов трактует духовность как качество личности, которое может быть реализовано только в плане отношения личности к другим людям, связывает духовность с ценностями альтруизма, бескорыстием и самоотречением. По определению У.С. Хэтчера, духовность есть «процесс полного, адекватного, правильного и гармоничного развития духовных способностей человека. И.В. Силуянова определяет духовность как «управление собой с целью достижения максимальной независимости от... условий с целью сопротивления и активного воздействия на них с помощью смысложизненных ценностей и идеалов».

Под духовно-нравственной сферой личности мы понимаем область развития личности человека, предусматривающую становление его сознания на основе понимания и приятия своего внутреннего мира – души, духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качеств; развитие нравственных переживаний и чувств; формирование нравственного поведения. Именно на основе развития духовно-нравственной сферы личности происходит постепенное формирование отношения к себе, людям, обществу, окружающему миру.

При рассмотрении духовно-нравственных ценностей А.М. Коршунов утверждает, что для индивида ценностно то, что служит его интересам, что способствует его физическому и духовному развитию. Ценность, по его мнению, представляет собой положительную значимость или функцию тех или иных явлений в системах общественно-исторической деятельности человека. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему.

В основе духовно-нравственных ценностей находится нравственное сознание, которое имеет свою структуру, где выделяются нравственные категории, нравственные чувства и нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практике общения людей, затем, аккумулируясь, превращаются во внутренние их убеждения, чувства и идеалы. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Процесс формирования духовно-нравственных основ личности предусматривает развитие духовно-нравственной сферы, а именно ее основных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе общественных ценностей.

В структуре духовно-нравственных ценностей важное место занимают мораль и нравственные нормы. Мораль - исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в которой находят свое выражение общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла. Главная функция морали заключается в регуляции поведения человека посредством оценки. Возможность оценки базируется на способности его различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности.

Нравственность – это исторически сложившаяся система неписанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Принимая то или иное жизненно важное решение, человек, если он нравственно воспитан, должен исходить не из соображений внешнего порядка (карьера, выгода и пр.), а исключительно из веления долга. Нравственный человек наделен чуткой совестью – удивительной способностью самоконтроля. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное. Нравственные нормы, принципы и оценки, в конечном счете, выражают и закрепляют поведение, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающие из него сознание вины и покаяния. Правила, которыми люди руководствуясь в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности, которые формируются стихийно и выступают как неписанные законы; им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Нравственность в историческом развитии обладает известной преемственностью, относительной самостоятельностью - каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их. Именно профессиональное образование является той областью социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности.

 

Литература:

 

1.     Ахвердова О.А. Формирование духовности молодежи как фактор оздоровления российского общества // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2009. Т. 26. С. 8-11

2.     Бондаренко М.А. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов (на примере отечественной литературы) : дис. . канд. пед. наук / М.А. Бондаренко. М., 2006.

3.     Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей (в 2-х ч.): Тез. докл. Республиканской коф. Гродно: ГТУ, 1992.

4.     Шаповалов В.А. Высшее образование в поликультурном обществе. – Ставрополь, 2006.