Психология и социология/8.Педагогическая психология

 

Д.б.н. Тарасова Т.В., к.п.н. Лебедева Л.А., Андреева Е.В.
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Россия

Формирование представлений об идеале личности

младших школьников как психолого-педагогическая проблема

 

 

В условиях радикальных изменений, происходящих в современном обществе, связанных с распадом привычного уклада жизни, социальной нестабильностью, отказом от прежних норм и идеалов, у подрастающего поколения возникает необходимость самостоятельного выбора своих ценностных ориентиров, идеалов. Отсутствие способности осуществлять выбор подлинных идеалов приводит к ценностной дезориентации детей, подростков, молодёжи, выбирающей в качестве жизненных оснований мнимые, утилитарные ценности. Отсюда, важнейшей составляющей школьного образования должно являться нравственное развитие личности учащихся.

Перед современным российским обществом стоит цель воспитания личности, свободной, способной к активной, творческой, трудовой деятельности. Для этого необходимо изучение психолого-педагогических особенностей личности, познание законов формирования личности ребенка ещё в младшем школьном возрасте, когда начинается активное психологическое развитие за счет включения в мир ребенка новых институтов социализации.

Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу, позволяет не только отражать действительность, но и ориентирует личность на изменение, развитие. Необходимо отметить, что в психологической литературе понятие «идеал» сопряжено с понятием «ценность»: ценности формируются как идеалы, то есть как некие модели должного.

В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных ценностным ориентациям и идеалам. Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И. Канта, М. Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях В.И. Вернадского, В.С. Соловьева, Н.Л. Бердяева, раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах О.Г. Дробницкого и В.П. Тугаринова, отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем, общественных и личностных ценностей, ценностных ориентации содержат работы П.М. Ершова, А.Г. Здравомыслова, Е.В. Золотухиной-Аболиной, М. Рокича, В. Франкла, В.А. Ядова. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (А.И. Адамский, Н.П. Аникеева, А.А. Бодалев, П.П. Блонский, З.И. Васильева, З.И. Новикова, Р.М. Рогова, Т.А. Стефановская и др.) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс) психологов и педагогов.

Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, педагогике и психологии, мы пришли к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Можно говорить о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни,

2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую [10].

Под понятием «идеал» (от греч. - идея, первообраз) понимается форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном образе, являющимся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида [7]. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности.

В самом общем виде, идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений, другое значение - совершенное воплощение чего-нибудь, например, идеал доброты и т.п. [11]. Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, - образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает [14].

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы - свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты.  Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности [14; 15].

Ценности, идеалы, ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит воспитанию и образованию.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал ребенок, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей [4].

Отдельно хотелось бы остановиться на рассмотрении вопроса о нравственном воспитании, которое может выступать фактором формирования идеалов учащихся начальной школы. «Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении» [9].

Согласно теории ориентации личности в мире ценностей                       А.В. Кирьяковой присвоением ценностей характеризуется первая фаза процесса ориентации личности в мире ценностей, соотносящаяся с младшим школьным возрастом [5].

Основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, Л.И. Божович,               Э. Эриксона, мы полагаем, что сензитивность данного возраста к присвоению ценностей, в том числе и духовно-нравственных, обусловлена такими возрастными особенностями младших школьников, как произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, внутренний план действий, сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения; способность к обобщению переживаний, рефлексия, интенсивное формирование моральных чувств, безграничное доверие взрослым, самооценка, чувство компетентности, доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда, выделение труда (в том числе и учебного) в самостоятельную, ответственную деятельность [10].

Основополагающим педагогическим фактором присвоения ценностей являются знания о них. Включенные в содержание учебных предметов знания о ценностях позволяют расширить круг представлений ребенка о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях. Анализ обязательного минимума содержания начального общего образования позволил выделить содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия (человек, знание, творчество, труд, семья, Отечество, мир, культура), ориентация на которые в младшем школьном возрасте может способствовать развитию духовных потребностей личности [17].

Осмысление сущности, ценностей, их поиск и оценка происходит в духовно-практическом опыте личности. Ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира. Отсюда, деятельность, актуализирующая личностные функции учащихся выступает вторым педагогическим фактором присвоения ценностей [15].

Третьим существенным педагогическим фактором присвоения ценностей, в том числе и нравственных, младшими школьниками является оценка ребенка извне (другими людьми). С позиции гуманистической психологии, появлению духовных потребностей в процессе индивидуального развития личности предшествуют потребности самооценки, самоуважения, которые в свою очередь базируются на потребностях в любви и признании у других людей. Самоуважение в онтогенезе строится из отдельных конкретных самооценок и оценок индивида другими людьми [13].

Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [16].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [6].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения           С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения [15]. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [9].

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш и др. В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности [8; 12].

По мнению О.Г. Дробницкого практически любая деятельность имеет нравственную окраску [3], в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, обладает большими воспитательными возможностями [2]. Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, нравственные отношения. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду [16]. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. [1]. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений [8].

Очевидно, что проблема изучения особенностей личностной направленности, мировоззрения, как детей, так и подростков, молодежи необходима в современной динамичной экономической, социальной, политической обстановке. Практическая значимость изучения проблемы личностной направленности, идеалов является очень важной и достаточно актуальной в плане разработки психолого-педагогических рекомендаций по формированию личностной направленности, ценностных ориентиров и идеалов младших школьников в плане разработки коррекционных, тренинговых программ как по развитию у детей позитивного ценностно-нравственного мировоззрения в целом, так и по формированию отдельных его составляющих, например, идеалов, ценностей, гражданской идентичности.

 

Литература:

1.                      Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979. – 322 с.

2.                      Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей /  Л.И. Божович // Вопросы психологии. - № 3. - М.: Просвещение, 1975. – С.28-32.

3.                      Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977. – 135 с.

4.                      Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 213 с.

5.                      Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников / А.В. Кирьякова. // Ориентация и деятельность школьников / под ред. Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой. - М.: Педагогика, 1991. - С.56-70.

6.                      Ковалев Н.Е. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1987. - 386с.

7.         Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011. - 582.

8.                      Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л. И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1989. – 311 с.

9.                      Момов В. Человек, мораль, воспитание / В. Момов. - М.: Прогресс, 1975. - 166с.

10.                 Моральные ценности и личность // под ред. А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. - М.: МГУ, 1994. - 176с.

11.                 Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53000 слов /  С.И. Ожегов. - М.: ООО Оникс, 2011. – 1199 с.

12.                 Регуш Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие / под. ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011.- 414 с.

13.                 Роджерс А.В. Взгляд на психотерапию. Становление человека / А.В. Роджерс. - М., 1994. - 480с.

14.                 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2011.- 712 с.

15.                 Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1981. – 421 с.

16.                 Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990. – 270 с.

17.                 Шалютин С. М. Что такое общечеловеческие ценности / С. М. Шалютин  // Человек, его ценности и жизненный путь. - Ч.1. - Барнаул, 1997. – 84 с.