Аспирант Распопов Е.И.

Восточноевропейский национальный университет им. Леси Украинки, Украина

Иммортализм в структуре религиозного мировоззрения: философская рефлексия

На протяжении всех времен исторического развития человечество едва ли не больше всех проблем интересовал вопрос вечного бытия и временности бытия земного. Как только человечество столкнулось с танатологическими проблемами, возникновением страха перед неизвестными факторами, явлениями, мифология и религия стали отвечать на них. Проблема бессмертия волнует человечество во все времена и периоды своего существования. Ее подходы настолько разнообразны, что охватывают многие сферы человеческого бытия. Известно, что на уровне подсознательного человеческий дух стремится бессмертия. Однако, даже сейчас эта проблема в большинстве своих вариациях, подходах остается не решенной.        

В XVIII в. известный нидерландский философ Бенедикт Спиноза сделал свой вывод как следствие своих антропологический рассуждений: "Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлениях не об смерти, а о жизни." Однако, по мнению многих такие умозаключения есть несколько поспешными и не имеют в себе вероятно модернизированного элемента. Однако, такое утверждение не совсем верно. Танатологическая рефлексия интересует человечество постоянно.

Одним и из компонентов иммортологической рефлексии стала постановка танатологической проблемы, - значение смерти во всех возможных вариантах и ​​формах в антропологической составляющей. Причем огранку и смысловую нагрузку следует наблюдать не только со стороны ее констатации, но сквозь проекцию иммортологической рефлексии созерцать все возможные составляющие. Дело в том, что рамки интерпретации смерти настолько довольно широкие, что перед исследователями бессмертия возникает много вопросов о том, как ее осмыслить, с позиции которой стоит проанализировать и метанаративно вывести в единое наиболее общее ключевое понятие а определением бы дать хотя бы определенную наиболее общую картину. И такие попытки, как показывает рефлексия теоретической и праксиологической философии не оставались никогда бесследными.

Дихотомия проблемы "жизнь-смерть" является одной из фундаментальных в философском дискурсе. Имеет место немалое количество попыток подать проблему бессмертия как метанаративную, что включает в себя универсальную систему понятий, вектором которой является разработка единого описания философской проблемы иммортализма [3].

Ведь именно религиозное мировоззрение на уровне обыденного сознания раскрывает всю систему представлений о загробной жизни, возмездие человека за все свои поступки, совершенные во время земного бытия. Фактически, религия выступает своеобразным коммуникатором между бытием земным (выполнением религиозным правил, постановлений, предписаний) и бытием небесным (взаимодействия индивида с объектом его религиозной веры).

Фактически без учения, которое определяет загробной, или не предусматривает определенных иммортологических представлений, религия теряет смысл. Из мировых религий особенно это касается христианской религии, с чего неоднократно видными тезисы богословов прошлого и современности. Немецкий богослов Мартин Лютер писал: "Если вы не верите в будущую жизнь, то я и грош не дам за Богу [9, 14]." Американский философ XX века У. Джеймс (1842 - 1910) в работе "Многообразие религиозного опыта" подчеркивает то, что "для большинства людей ... религия означает, прежде всего бессмертие [4]." Безусловно, что Бог в мировоззрении верующего человека выступает в качестве "гаранта" бессмертие и выполняет роль предохранителя за выполнение определенных действий. Американский философ К. Ламонт (1902 - 1995) анализируя проблему иммортализма в христианстве в труде "Иллюзия бессмертия" делает вывод: "Все [христианские авторы, - Р.Е.] писали в духе христианской традиции. И, возможно, ни одна другая крупная религия так не настаивала крепко на бессмертии, как христианство [2]. "

Иллюзийность веры в бессмертие пытался показать и немецкий философ Людвиг Фейербах. В ней приводится немало аргументов способных объяснить подобную позицию. Философ констатирует, что диалектика религиозного сознания - это всегда желание лучшего, стремление к счастью, состояния блаженности. Однако, в фантазии она реализуется, как утверждает Фейербах, лучше в той мере, насколько его желания в земном бытии воплощаются той или иной степени. Фейербах описал такое состояние человека в следующей форме: "Где ты не слышишь траурных песен о смертности ... там ты не услышишь и хвалебных гимнов бессмертным и блаженным богам." Явление иммортализму в религии характеризуется как конкретный психологический "механизм", которая производит представление о загробной и роль божества в нем.

Танатологическая проблему бессмертия предпринял попытку решить известный голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) В своем труде "О Боге, человеке и его счастье" утверждает что "свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти [3]." При рассмотрении проблемы смерти и бессмертия, особо следует отметить роль философов  - экзистенциалистов XX века: Сартра, Камю; немецких философов Хайдеггера, Ясперса и др. Иммортализм экзистенциальных философов онтологически не только возникает, как попытка показать эту проблему отдельно от религии, как это считается традиционно, но и показать несостоятельность ее окончательно дать ответ. По их мнению, танаталогическая проблема возникает в антропологическом контексте актуальной в критических ситуациях, "предельных" между жизнью и смертью.

Перед лицом смерти, с точки зрения французского исследователя А. Арьеса, "человек способен найти понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей [1]."

Однако, несмотря на всю сложность иммортологической проблематики, функция не предстает в виде дифференциации духовного бытия и материального, скорее - как попытка выразить с помощью понятия "универсальной всеединства." Тенденции развития научного иммортализма в будущем определят дальнейшее развитие новейших форм религиозности, которые в себе смогут комбинировать предыдущие формы иммортологических представлений.

Литература:

1.    Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: 1992. – с.22-34.

2.    Гуревич П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. - М.:1997. – 200 - 256 с.

3.     Ламонт К. Иллюзия бессмертия: [пер. с англ. А.В. Старостина] / К. Ламонт.  М.: Политиздат, 1984. -  с.14 – 80.

4.    Рассел Б. Почему я не христианин? // Мир философии. - М.: 1991. - Ч.2. - С. 108-115.

5.    Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии // Мир философии. - М.: 1991. - Ч.2. - С. 98-106.