Музыка и жизнь/4. Эпохи, стили, жанры

 

Магистр искусств Федорцова А.А.

Аспирантура Белорусского государственного университета культуры и искусств, Республика Беларусь

Развитие вокально-инструментальной эстрадной музыки Беларуси в последней трети XX столетия

 

Развитие вокально-инструментальной эстрадной музыки Беларуси последней трети ХХ века можно условно разделить на два этапа: 1) 1970 – 1990 гг. и 2) 1991 – 1999 гг. Период 1970 – 1990 гг. стал этапом качественных преобразований в развитии вокально-инструментальной эстрадной музыки Беларуси. В 1973 г. в Минске прошёл Всесоюзный конкурс исполнителей советской песни, в 1974 г. был организован первый республиканский конкурс артистов эстрады. Вокальное эстрадное музыкальное искусство в Советской Беларуси стало развиваться прогрессивными темпами: возникали новые коллективы, появлялись талантливые исполнители, в репертуар которых широко включались произведения белорусских композиторов и поэтов-песенников.

В 1970-х гг. “семья” белорусских композиторов-песенников – И.Лученок, Э.Ханок, Э.Зарицкий, И.Капланов – пополняется новыми именами: В.Иванов, Л.Захлевный, В.Будник, В.Доморацкий, Ю.Семеняко, Н.Литвин, Л.Мурашко и др. Выдвигается плеяда эстрадных исполнителей – Н.Богуславская, В.Вуячич, Т.Раевская, О.Шутова и др. В жанре песни особенно ярко проявляется творческое содружество поколений, процесс тематического обновления, а также преемственности и дальнейшего развития национальных традиций.

С начала 1970-х гг. популярность приобретает «бит-песня». Массовое исполнение песен возрождается в новой культурной традиции – в движении вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). В республике образуются ансамбли «Песняры», «Купалінка», «Сябры», «Верасы». Их репертуар составляют популярные песни советских композиторов, аранжировки белорусского музыкального фольклора (в том числе и ориентированные на западные поп-образцы), а также оригинальные песни и песенно-танцевальные композиции белорусских композиторов. В республике и за ее пределами самое широкое распространение получили песни художественных руководителей ВИА: Ю.Антонова («О добрых молодцах», «Стой, не стреляй, солдат!», «Нет тебя прекрасней» ВИА «Тоника»), В.Мулявина («Александрына», «Белая Русь», «Завушніцы» ВИА «Песняры»), В.Раинчика («На карнавале», «Миражи» ВИА «Верасы»). Эти коллективы приобрели статус профессиональных, завоевав себе широкое признание общественности.

В этот период повышается интерес белорусских композиторов к наследию народно-песенной культуры – музыкальному фольклору. Осуществлялась попытка осмыслить и развить средствами музыкальной выразительности духовный опыт своего народа. Этими побуждениями обусловлено обращение белорусских композиторов к творчеству классиков национальной литературы – к поэзии В.Дунина-Марцинкевича, М.Богдановича, Я.Купалы, Я.Коласа, Э.Пашкевич, а также к лучшим образцам современной национальной поэзии – стихам П.Бровки, А.Кулешова, М.Танка, Н.Гилевича. Ярко выраженная фольклорная направленность эстрадного творчества, представленная в репертуаре многих популярных ВИА («Песняры», «Сябры», «Купалінка»), позволяет говорить о «новой фольклорной волне» в белорусской песне как о доминирующем стилевом направлении развития вокально-инструментальной эстрадной музыки периода 1970 – 1980-х гг. Большую роль в формировании этого направления сыграло творчество ансамбля «Песняры».

На IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (Москва, октябрь 1970г.) в разделе «артисты-вокалисты» выступил самобытный вокально-инструментальный ансамбль из Минска – «Песняры». Коллектив не пел «чужих шлягеров», а использовал в репертуаре авторские обработки народных песен «Ой, рана на Івана», «Касіў Ясь канюшыну», «Скрипят мои лапти», с мастерством и вдохновением исполнил песню белорусского композитора Ю.Семеняки на стихи М.Богдановича «Ты мне весною приснилась», смело сочетая электроинструменты с подлинно народными – лирой, дудочкой, старинной гармоникой. Такое новаторство принесло «Песнярам» не только звание лауреатов конкурса, но самое главное – признание новой творческой направленности, признание массовым зрителем белорусской песни. За два десятилетия 1970-х – 1980-х гг. ВИА «Песняры» популяризировали белорусскую вокальную эстрадную музыку в Чехословакии, Болгарии, ФРГ, Швейцарии, Румынии, Франции, Югославии, США, Финляндии, в странах Центральной Америки, Польше, Индии, Бирме, Монголии, Вьетнаме. Их творчество неоднократно было высоко оценено на многочисленных международных и всесоюзных фестивалях и конкурсах.

В творчестве ВИА «Песняры» прослеживаются тенденции к использованию приёмов драматургического построения своих концертных программ, к развернутости и сложности музыкального изложения инструментальной партитуры песни, к усложнению многоголосия в вокальных аранжировках, к расширению исполнительского состава, введению хора (например, «Хатынь» И.Лученка). Ценностью обладает песенный материал белорусского фольклора, собранный ансамблем в нескольких этнографических экспедициях. Также коллективу принадлежит заслуга расширения стилевого и жанрового разнообразия вокальной эстрадной музыки Беларуси за счёт введения в свой сценический репертуар крупных музыкальных форм, насыщенных рок-стилистикой: рок-оратория «Гусляр» И.Лученка, опера-притча «Песня пра долю» В.Мулявина (направление фолк-рок, или прогрессивный рок), рок-сюита «Праз усю вайну» В.Мулявина и др.

Жанр песни, звучащей на эстраде в этот период, представлен разнообразным тематическим содержанием. Гражданско-патриотическая песня широко представлена в творчестве И.Лученка («Мая Беларусь», «Радзіме», «Жураўлі на Палессе ляцяць» «Спадчына», «Радзіма бацькоў», «Мой родны кут»). Пародийно-шуточная песня характерна более всего для творчества Э.Ханка («Давай поговорим», «Разговоры», «Песня первоклассника», «Я у бабушки живу», «Шуточная спортивная» и др.). Детская песня привлекала внимание разных композиторов, большую известность приобрели детские песни Л.Захлевного («Песенька дзеда-барадзеда», «Скоро в школу», «Куд-кудах!», «Зубраня» и др.). Народная песня обретала вторую жизнь и активно популяризировалась в эстрадном творчестве ВИА «Песняры» («Касіў Ясь канюшыну», «Купалінка», «Рэчанька», «Калядачкі»).

Важную роль в развитии белорусской эстрадной песни сыграл Государственный концертный оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь под управлением М.Финберга (1987 г.), большой популярностью пользовались белорусские эстрадные исполнители Я.Евдокимов, В.Вуячич, Н.Микулич, А.Ярмоленко, дуэт Я.Поплавской и А.Тихоновича.

В 1980-е гг. уклон в развитии вокальной эстрадной музыки ведётся к закреплению жанра традиционной белорусской эстрадной песни. В 1983 г. началась эпоха «административного заземления электрогитар» – вышло постановление, ограничивающее ВИА в исполнении авторского песенного репертуара до 20 процентов, если авторы песен не являются «друзьями Союза композиторов» [3, с. 38]. 

Во второй половине 1980-х гг. наступил кризис советского лёгкого жанра, «инфляция песенного творчества» [2, с. 5], к концу 1980-х гг. поток ВИА иссяк. Отставание белорусских технологий в области электронного, компьютерного музыкального «инструментария» привело к тому, что белорусские дискотеки отдавали предпочтение западным и российским образцам “популярной” музыки. В некоторых городах республики создавались коммерческие коллективы, ориентированные на подражание этим модным образцам: «Дельта» (г. Минск), «Имидж» (г. Добруш), «Парадокс» (г. Мозырь) и др., – но их творчество носило преимущественно подражательный характер и не получило широкой известности. Как самостоятельное, стилевое направление «диско» сформировалось лишь к середине 1990-х гг.

После тяжелого периода перестройки наступило время распада СССР (1991 г.) и приобретения Беларусью статуса суверенного независимого государства. Тяжёлый процесс реорганизации и изменения коснулся каждой стороны жизни белорусского народа. С 1990 г. после тридцатилетнего перерыва продолжаются организационные “скитания” Белгосэстрады: с 1990 г. – в объединении «Минскконцерт», с 1992 г. – в Республиканской дирекции эстрадно-циркового искусства, с 1996 г. – в объединении «Белконцерт». Однако со второй половины 1990-х гг. налаживается определённая стабильность в организационной части эстрадного творчества. В 1995 г. в Минске открыт Молодёжный театр эстрады (с 1997 г. музыкальный руководитель – В.Раинчик). На территории РБ проводятся многочисленные фестивали, конкурсы республиканского и международного масштабов, наиболее значимые из которых Молодечненский фестиваль белорусской песни и поэзии (с 1993 г.), международные фестивали “Славянский базар в Витебске”, “Золотой шлягер в Могилёве” (с 1995 г.), в рамках которых проводятся конкурсы молодых эстрадных исполнителей (вокалистов). В 1998 г. был разработан Белорусским университетом культуры и утверждён Министерством образования стандарт высшего образования по подготовке кадров по специальности “Искусство эстрады”. Также подготовкой артистов эстрады кроме Белорусского университета культуры занималось Минское музыкальное училище им. М.Глинки.

Наиболее мощным развивающимся и доминирующим жанром в вокально-инструментальной эстрадной музыке остаётся песня (в этом жанре продолжают работать композиторы-песенники В.Доморацкий, И.Лученок, И.Капланов, В.Серых, В.Кондрусевич, Д.Долгалёв, О.Елисеенков, В.Коризна-младший и др.). Однако уже к 1990-м гг. в белорусской вокально-инструментальной популярной музыке прослеживается тенденция запаздывающего развития. Традиционная белорусская эстрадная песня, которая бытовала на эстраде в 1970 – 1980-е гг., отошла на задний план. Её немногочисленные исполнители – Я.Науменко, О.Семёнов (оба – выходцы из ансамбля народной песни «Бяседа»), Алеся (студия «Сябры»), Н.Романская, С.Кульпа, Н.Микулич, дуэт Я.Поплавской и А.Тихановича (экс - «Верасы»), В.Дайнеко («Песняры»), дуэт Г.Галенды и В.Кудрина, Н.Скориков.

В середине 1990-х гг. в Беларуси развился стиль «диско». Однако в большинстве своём его представители ориентировались на российские образцы, что вполне закономерно: Беларусь в силу различных факторов продолжала находиться в зоне влияния российской массовой культуры. К числу представителей белорусского «диско» поп-музыки 1990-х гг. можно отнести С.Сухомлина, дуэт «Анжелика» (А.Ютт и В.Станкевич), дуэт «Ди Бронкс и Натали». Под влиянием зарубежной и российской поп-музыки обозначилась также тенденция к сближению эстрадной песни и танцевальной музыки. К их характерным чертам можно отнести незатейливость мелодий, их лёгкую запоминаемость, минимальную содержательность, чёткую ритмическую пульсацию. К числу наиболее ярких представителей данного направления можно отнести И.Афанасьеву, И.Дорофееву, Л.Ялинскую (Минск), И.Абалян (Могилёв), группу «К.Слука и Ковалёв», А.Солодуху и др. Фолк-роковое направление, начатое в 1970-х гг. ВИА «Песняры», в 1990-х гг. продолжили коллективы «Палац», «Крыві», «Юр’е». Песенное творчество этно-трио «Троіца» протекает в русле мирового музыкального направления world music (англ. – мировая музыка) в стремлении сохранить как можно больше аутентичных элементов белорусского фольклорного наследия [1, с. 26]. Наряду с развитием поп-, фолк-направлений вокально-инструментальной эстрадной музыки, в творчестве белорусских эстрадных музыкантов развивались рок-стилистика, прогрессивная и электронная музыка и др.

Прогресс в науке и технике обусловил появление множества новых электронных инструментов, разработку музыкальных компьютерных программ, что повлекло за собой обогащение и усложнение системы средств музыкальной выразительности. Создание музыки на основе интерактивного взаимодействия пользователей персональных компьютеров с музыкальными программами стало доступным для людей, не имеющих даже минимальной музыкальной подготовки. В этой связи развитие непрофессионального композиторского творчества приобрело массовый характер. Создатели-компиляторы такой музыки стали именоваться ди-джеями. В компьютерной музыке вокальные произведения любительского песнетворчества при сомнительном содержании эстетической их ценности были перегружены компьютерными штампами, к тому же в них существенно уменьшилась роль вокальной партии, значение которой было низведено до рядового инструментального вкрапления. Однако такая музыка у большинства белорусского населения не получила широкого распространения.

В 1990-е гг. в условиях экономической нестабильности страны в сфере музыкальной эстрады начался процесс коммерциализации искусства, и появилось понятие “шоу-бизнеса” как коммерческой деятельности, связанной с организацией эстрадных концертов, представлений, развлекательных программ. В силу недостаточно развитой инфраструктуры (финансово-творческих связей) белорусской музыкальной эстрады, вопрос “Есть ли шоу-бизнес в Беларуси?” оставался открытым. Некоторая экономическая несостоятельность вокальной эстрадной музыки Беларуси стала следствием превалирования в творчестве некоторых деятелей эстрады ориентации на коммерческий, а не на высокохудожественный успех произведения. В такой ситуации непрерывной погони за успехом (социальным, экономическим) вокальная популярная музыка в её рыночном аспекте способна нивелировать личность исполнителя, автора, то есть может стать средством лишь материального благополучия, что ведёт к определённой деградации эстетического и художественно ценного в произведениях вокально-инструментальной эстрадной музыки и отражается на её развитии [4, с. 686].  

Таким образом, последняя треть ХХ века знаменовала собой период расцвета национальной вокальной эстрадной музыки, её репрезентации в самобытном многообразии музыкального, тематического и художественного содержания, что выразилось в плодотворной деятельности белорусских композиторов и исполнительских коллективов. Для этого периода характерен расцвет самодеятельного творчества (как композиторского, так и исполнительского), появление “новой фольклорной волны” – стилевого направления, оказавшего плодотворное влияние на развитие вокальной эстрадной музыки, – всё это позволяет говорить о всенародном признании и популярности национальной вокальной эстрадной музыки в названный период. Кроме того, это время структурной реорганизации системы функционирования вокально-инструментальной эстрадной музыки в социуме – в условиях рыночного экономического курса суверенного государства Республики Беларусь для неё характерны некоторая коммерческая несостоятельность при попытках создания рынка музыкальной продукции, отставание на мировом уровне в электротехнической оснащённости, определённые трудности в области перестройки инфраструктуры учреждений культуры. Эволюция вокальной эстрадной музыки в кардинально изменившихся социально-культурных условиях продолжала происходить в русле создания самобытного национального репертуара. Так, наряду с откровенным подражанием образцам западной популярной музыки творческие искания деятелей белорусской вокальной эстрадной музыки были направлены на популяризацию белорусского песенного фольклора.

 

Литература:

1. Гурчанка, А.І. Інтэрпрэтацыя музычнага фальклору: этнатрыо “Троіца” // Музычнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. – № 1. – С. 26 – 29.

2. Оякяэр, В. Хоровод вокруг лёгкой музыки // Советская эстрада и цирк. – 1987. – № 6. – С. 4 – 6.

3. Падбярэзскі, Дз. Забарона на творчасць, альбо Як зазямліць электрагітару. Главы з нявыдадзенай кнігі па гісторыі музычнага шоу-бізнесу // Мастацтва. –  1993. – № 10. – С. 38 – 45.

4. Эстрада в России. ХХ век. Лексикон. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. – 784 с., ил.