Философия №2

Дулин П.Г.

Национальный институт стратегических исследований

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ  ДОКТРИНЫ

ФЛОРЕНСКОГО В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ

КОНСОЛИДАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

22 января с.г. исполнилось 125 лет со дня рождения Павла Александровича Флоренского - мыслителя серебряного века. В чём актуальность его творческого наследия в контексте проблем и перспектив консолидации современного украинского общества?

Во-первых, Флоренский чётко показал отличие христианина от прежнего человека, при­надлежавшего к последней великой дохристианской культуре и цивилизации - древнегреческой. Так, у эллинов были прекрас­ные скульптуры, но в течение 500 лет они делали одно и то же: высекали из мрамора людей, очень похожих на живых. Евклид создал геометрию, от которой был один шаг до аналитической геометрии, но этот шаг так и не был сде­лан. Архимед применил к вычислению объёма фигур вращения метод, который был, по сути, интегральным исчислением, но обобщить его, как это сделал в XVII веке И. Ньютон, никто не отважился. Что-то сковывало огромные творческие возможности греков. Ответ на этот вопрос дала греческая драматургия, посвящённая теме рока, который висел над каждым эллином с рождения. Уверенные в том, что не могут изменить свою судьбу, греки старались хотя бы узнать её. И платили за это огромные деньги оракулам, астрологам, предсказателям. Их угнетала не толь­ко предопределённость жизни, но и более страшная вещь: её бесперспективность, безнадёжность и бессмысленность. Древние греки интуитивно чувствовали и пони­мали, что, независимо от земной жизни, их посмертная судьба будет для всех одинакова: и плохие люди и хорошие, и честные и бессовестные, и жестокие и добрые, - все сойдут в мрачный аид. И от этого, конечно, опускались руки.

Во-вторых, Флоренский исключительно самобытно показал, что своею крестною смертью Господь искупил пора­бощённое грехом человечество и разрушил висевшее над ним заклятие. Жизнь во Христе стала отныне якорем спасения. А необходимым условием такой жизни является исполне­ние двух главных заповедей.

В-третьих, он проанализировал эпоху раннего христианства и, в частности, показал, что в I веке от Рождества Христова, сразу после Пятидесятницы, когда Святой Дух так обильно нисходил на христиан, что они стали говорить на незнакомых им языках, - небо было отверзнуто перед ними. Это был век христианской патетики, нетерпеливого стремления взойти в Царство Божие, век восторженного искания мучени­ческих венцов. Этот массовый порыв так озадачил образован­ную публику, что многие учёные задумались над вопросом: если христианство способно так воодушевить миллионы людей, зна­чит, в нём есть какая-то истина, и её надо отыскать. Так начался следующий век - апологетики. А за ним последовал век экзегетики: приняв­шие крещение интеллектуалы стали смотреть на Священное Писание как на источник знания и учились его истолковывать. Но Бог при­ходит только к тому, кто ищет Его,  а просто к вы­учившим катехизис остаётся чужд.

В-четвёртых, Флоренский показал, что насущная потребность сделать книжного Бога ка­техизаторов живым и своим возникала особенно  остро в те периоды, когда Цер­ковь становилась больше казённым социальным институтом, чем телом Христовым. Такое, например, случилось с РПЦ в XIX веке, когда в известной ме­ре сказались последствия амбивалентной петровской реформы, превратившей РПЦ в одно из министерств. Синодальный период неблагоприятно сказался на духовной жизни России. Деятель­ность епархий, консисторий, благочинии и даже приходов стала значительно формально-бюрократической. Старцы, у кото­рых можно было бы окормляться, почти перевились, как сето­вал святитель Игнатий Брянчанинов. Простой народ, почув­ствовав это, потерял определённое уважение к попам, о которых Пушкин написал свою знаменитую сказку, и повалил в секты, где оставалась хотя бы видимость самодеятельности. Но особенно остро переживала бюрократизм официальной Церкви в сино­дальный период православная интеллигенция, создавшая "серебряный век" русской религиозной философии.

В-пятых, Флоренский не ограничился теоретическим анализом Церкви, а вошёл в неё, приняв рукоположе­ние. Священство стало основным стержнем всего его существования. После переворота 1917 года он пытался быть полезным советской власти как учёный, но большевики в 1937 году его расстреляли. Поэтому отец Павел является одним из многочисленных мучеников за Христа. К слову, во вторую неделю после Дня Свя­той Троицы православные почитают память всех святых, в земле Русской просиявших. По преданию, круч буду­щего святого града Киева достиг апостол Андрей Первозванный. В 1Х-Х1 веках оглашалась наша отчизна про­поведью святых Мефодия и Кирил­ла. Впоследствии здесь засияла святая княгиня Ольга, которая в свою очередь всё лучшее вло­жила в воспитание своего внука — равноапостольного князя Владими­ра, крестителя Руси. Это их трудами и молитвами Господь сподобил зем­ле Русской навеки наречься святой. И до сего дня ни одна страна, ни одна поместная церковь не обогатила человечество стольки­ми святыми, скольких дала миру РПЦ. На протяжении более десяти ве­ков на Руси было множество испо­ведников, мучеников, преподобных, страстотерпцев, пустынников, явив­ших пример миру, как должно доро­жить великим даром Святого Духа. Одна только земля Киево-Печерская хранит мощи более 100 святых, кото­рых на протяжении тысячелетия не коснулось тление. Они являют пример всем православным, как должно верить Господу. Земля наша освящена подвига­ми, кровью, слезами и молитвами преподобных Антония и Феодосия, Сергия и Никона, Иова и Амфилохия.  Множество подви­гов явили миру свя­тые жены - Великомуче­ница Варвара, Елена Мантурова и Иулиания Ольшанская. В этом контексте, взирая на подвиг святых, в зем­ле нашей просиявших, православным украинцам необходимо: 1) быть до­стойными наследниками этих вели­ких людей; 2) просить их и впредь защищать нас от ветров рас­колов, ересей, гонений и невзгод.

В-шестых, вместе с Н.А. Бердяевым, Н.О. и В.Н. Лосскими, П.А. Флоренский выявил онтологические основания либерализма, приведшего к существенной переоценке ценностей, незавершённой и поныне.

Современники прозвали Флоренского русским Паскалем, который, как и Павел Александрович направил всю свою духовность на постижение Бога. Так, в своём труде "Столп и утвержде­ние истины", он инсталлировал определение Церкви, данное апостолом Павлом. Советской власти Флоренский был не нужен, и лишь с конца 1980-х годов началось подлинное возрождение его творческого наследия, что явилось для возвращающейся к Вере своих предков православной интеллигенции настоящим откровени­ем. Его труды, в частности, "Философия культа" являют собой самое высокое православное бо­гословие, которое многих уже привело и, наверняка, ещё приведёт к церковной ограде. Но, к сожалению, войдя внутрь этой ограды и фор­мально воцерковившись, некоторые посчитали, что они уже Христовы. В этом контексте, нынешнее возрождение храмов и монастырей – важная, но внешняя сторона православия. Духовный путь православного христианина, его судьба в земной жизни и в вечности определяется его вер­ностью Богу. Возрождение православия не может совершаться без личного подвига, который требует в первую очередь жертвенного служения.

Согласно официальным данным Департамента по делам религий при Минюсте Украины, на 1.01.06. на территории Украины зарегистрировано 30507 религиозных организаций, из которых 53% составляют православные. Православие – это наша история и тысячелетняя традиция, объединяющая большинство народа. Общеевропейский дом, в котором наша страна объективно находится, мы можем и должны обогащать своей неповторимой культурой и традициями, неразрывно связанными с Православием, являющимся одним из столпов национальной идеи Украины. Ментальную сущность последней составляют: православие, общинное сознание, терпимость, неприятие протестантской этики, особая духовность, в фундаменте которой ценности морали, нравственности, этики. В этом и состоят те передовые и прогрессивные идеи, носителем которых является народ Украины. Их и следует в первую очередь сохранять и культивировать. Украине необходим возврат к истокам, которыми были - истинное христианство, не деформированное и не искажённое негативными и  разрушительными факторами, связанными с Брестской Унией, западниками и  большевиками. В настоящее время эти истоки продолжают извращаться и передёргиваться расколом в УПЦ.

 Украинскому обществу следует в первую очередь стремиться не секуляризированному Западу, а к самобытности,  основанной на православных ценностях и традициях. В этом же контексте следует рассматривать и евроинтеграционные устремления Украины. Последние, безусловно, целесообразны, при условии, что они не приведут к секуляризации религиозного сознания украинского народа и не сведутся к агрессивному экспорту либерализма.

Христианство осветило историю и судьбу народов Рос­сии, Украины и Белоруссии на тысячелетия - быть главной опорой Вселенс­кого Православия.  С Креще­ния Киевской Руси начался отсчёт русской национальной идеи. Не закон, а Благодать искали русские люди в первую очередь.  Как только в них ослабевала вера, без­божие и цинизм подкашивали духовные основы наро­да.

         И сегодня главная причина всех бед и нестроений - духов­ный кризис, поразивший наше общество. О его духовном одичании свидетельствует более миллиона абортов в год! Процветают воровство, алкоголизм, наркомания, проституция, сиротство при живых родителях, нищета и распущенность нравов, по продолжительности жизни Украина занимает 74-е место в мире.

Думается, что сегодня вопрос стоит так: выживем ли мы, три великих славянских народа (русские, украинцы и белорусы) как православная цивилизация? Хватит ли у Украины духовных сил, чтобы выстоять и воскреснуть во Христе Спасителе, чтобы не разложиться в пошлости безбожия, порочности, хаоса и рабства? Чтобы этих сил наверняка хватило необходимо сбросить наваж­дение либерализма и на деле вернуться к пра­вославной вере.

Наивны утопические проекты о том, что наши проблемы разрешаться, когда мы по настоя­щему станем жить по европейским стандартам. Украинский путь консолидации – это, прежде всего, исключительная самобытность, опирающаяся на православие и самодостаточность в преодолении маргинальности культуры, образования, медицины и науки. Фундаментом этой самодостаточности являются наши богатые, насыщенные глубоким смыслом, исторические и культурные традиции – двуязычия, семейного воспитания детей, искренности чувств (стыдливости, открытости, бескорыстия, дружелюбия и веселья), неконсервативности и хорошей обучаемости, недовольства своим положением в мире и неравнодушия к политиче­ским перипетиям в стране, не желания жить под чью-либо диктовку, умения хозяйствовать и стремиться быть «не хуже других», самоирония и достоинство.

Для включения, т.е. актуализации фундаментальных духовных ценностей в процесс объединения общества важно понимать, что: 1) религиозная составляющая является неотъемлемой частью национальной идеи; 2) если при активном участии православной Церкви формировалась на протяжении столетий украинская нация, поддерживался целостный каркас её культуры, сохранялся баланс традиций и новаций, развёртывались социальные изменения, то ныне формирующийся конфессиональный плюрализм – созидает современную украинскую политическую нацию. Миссия последней исключительно ответственна - консолидировать общество, сделать его духовно цельным и здоровым, организованным и цивилизованным. Здоровая (не фанатичная) религиозность большей части общества – это безусловное благо и гарантия социальной стабильности. Эмоциональные, пол­ные горячей веры сочинения отца Павла, погружают нас в самый эпицентр духовного мира - в мир напряжённого Богопознания. Последнее – это безбрежный океан, бушующий между берегами, олицетворяющими незыблемые истины: поверхностное знание удаляет от Бога; глубокое знание – приближает к Богу; без Бога невозможно создать ничего красивого; без Бога можно создать одно только безобразие.