История/1. Отечественная история

 

К.и.н. Бородкин А. В.

Ярославский филиал Российской международной академии туризма, Россия

 

Основные этапы формирования старообрядческой интеллигенции в России                                                               (вторая половина XVII – начало XXI вв.)

 

          Актуальность настоящего исследования заключается в том, что проблема формирования старообрядческой интеллигенции ранее не являлась предметом отдельного обобщающего исследования. Это обстоятельство придает настоящей работе объективную научную новизну и практическое значение.   В тоже время,  являясь частью общего исторического процесса, проблема генезиса старообрядческой интеллигенции позволяет уточнить и откорректировать как отдельные составляющие формирования российской интеллигенции, так и способствовать лучшему пониманию сопутствующих тенденций и процессов.

          Формирование старообрядческой интеллигенции имеет длительную и достаточно противоречивую историю. С определенной уверенностью можно утверждать, что процесс этот продолжается и в настоящее время. Ее количественное и структурное оформление занимает значительный хронологический период и   может быть разделено на следующие этапы:

1).  Вторая половина  XVII столетия.

2).  XVIII– начало XIX вв.

3).  Средина XIX –начало ХХ вв.

4). 20–50 гг. ХХ века,

5). 60-80 гг. ХХ века,

6). 90 г. ХХ в.- начало XXI века.

           Каждый из периодов может быть представлен, как состоящий из трех фаз: 1).генезис, 2).развитие, 3).завершение, которые, в свою очередь характеризуют качественную составляющую процесса. Особенностью протекания процессов является специфическая среда генезиса интеллигенции в общественно – религиозном движении, наличие множества течений внутри общего социума, а так же внешнее и внутренние сопротивление социальной среды к выделению сегмента интеллигенции из среды, до последнего времени, принципиально выступавшей против стратификации старообрядчества.  Необходимость формирования особой старообрядческой интеллигенции стала очевидной лишь в конце XX – начале XXI вв. Отсутствие данной страты не позволяло современному старообрядчеству в полной мере использовать информативные, коммуникативные и транслирующие технологии. Идеологи современного старообрядчества не могли в полной мере способствовать созданию положительного имиджа ревнителей древнего благочестия в обществе, средствах массовой информации, в среде научной общественности. Иначе говоря, движение по-прежнему оставалось вне существующих современных идеологических концептов, модернизаций, медийных техник и технологий. Кроме, того, на протяжении всей истории старообрядчества формирование собственной интеллигенции в буквальном смысле слова «наталкивалось» на непреодолимые препятствия, заключавшиеся в прямом противодействии  существующих властей.  Так, в качестве общего генезиса процесса можно рассматривать региональное движение боголюбцев. В качестве новообразования, может рассматриваться непосредственное структурное оформление движения ревнителей древнего благочестия. Однако процесс генезиса был пресечен жесточайшими репрессивными мерами правительства. Сыски и физическое уничтожение старообрядческих вождей надолго оставили движение без интеллектуальной элиты. После правительственных преследований, на первый план выходит задача сохранения идентичности.

        Следующий период XVIII – начало XIX вв. включает в качестве новообразования структурное оформление новых старообрядческих общин. Указы 11 октября и 14 декабря 1762 г. были направлены на возвращение в Россию эмигрировавших старообрядцев. Акты 1761, 1763, 1764, 1769, 1782 и 1785 гг. гарантировали старообрядцам права судебного свидетельства, занятие общественных должностей, отменили двойной оклад (подать) и разрешали старообрядцам записываться в любое сословие кроме дворянства, иначе говоря, были созданы предпосылки для непосредственного создания старообрядческой интеллигенции. Однако жесткий курс императора Николая I не дает в полной мере реализовать восходящие тенденции.

        С эпохи преобразований императора Александра II начинается новый этап формирование старообрядческой интеллигенции, который достигает своеобразного максимума в правление императора Николая II. Манифест  17 октября 1905 г. провозгласил целый ряд демократических свобод, в том числе свободу вероисповедания. После либерализации правительственного курса в отношении старообрядцев и ряда соответствующих законодательных актов, старообрядчество из «de-Jure» оппозиционного лагеря переходит в «de-facto» лагерь правительственный, обеспечив тем самым лояльность «себя к режиму» и «режима к себе». Однако процесс активного структурирования старообрядческой интеллигенции был прерван революцией 1917 г. и последовавшей жесточайшей гражданской войной.

      Следующий этап 20–50 гг. ХХ века, характеризуется новой попыткой генезиса старообрядческой интеллигенции в предвоенные годы, обреченным на неудачу, в следствии хронологического совпадения с периодом сталинских репрессий, слабым максимумом в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.) и надломом в период возобновления сталинских репрессий в начале 50 гг. ХХ века. Практически аналогичная попытка  генезиса  старообрядческой интеллигенции «Советского периода» была предпринята в 60 гг. ХХ века. Однако «Хрущевские демократические импульсы» если и способствовали настоящему процессу, то лишь косвенно, не затрагивая в прямую сложившуюся в старообрядчестве ситуацию. И, все же именно в это время можно констатировать наличие представителей старообрядчества среди представителей сельской и городской интеллигенции, следовательно, фактической инкорпорации их в существующий социум. Аналогичные процессы были характерны в период «застоя» и объяснялись как планомерной политикой властей на создание единого «советского народа», так и объективной необходимостью показного «делегирования» части представителей населения в интеллигенцию. Однако именно эта часть старообрядцев оказалась в сложном положении так называемого «отрыва от корней» в период кризиса Советской системы и перестройки.

    Современный период, который с определенной долей осторожности можно определить как время  с 90 г. ХХ в. по  начало XXI века характеризуется очередной, пожалуй, самой мощной попыткой структурного генезиса старообрядческой интеллигенции, однако его непосредственные результаты, не являются  предметом  исследования  настоящей работы.

Литература:

Бородкин А.В. Формирование старообрядческой интеллигенции Интеллигенция /А. В. Бородкин // Материалы ХХ международной научно-теоретической конференции: Интеллигенция: генезис, формирование, становление, развитие и деятельность. – Иваново: 2009. -С.232-234.

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Том I. Духовные движения XVII века. Том II. Духовные движения XVII-XIX вв. /С.А. Зеньковский. - М.: «Квадрига», 2009. -687 С.


ЗАЯВКА:
1.ФИО: Бородкин Александр Викторович.
2.уч. степень-кандидат исторических наук.
3.уч. звание-Доцент.
4.место работы- и Ярославский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма
5.Должность - Заведующий кафедрой Менеджмента туризма.
6. Секция: История. 1.Отечественная история.
7.Дом. адрес- 150040 Россия г. Ярославль ул. Некрасова д.63. кв.49. (Для отправки сборника материалов конференции).
8.Контактный телефон: +7-910-813-47-69.
9.borodkin@mail.ru