История/2. Общая история

 

Нурлигенова З.Н., Бектемиров А.Б.

Карагандинский государственный технический университет, Казахстан

 

Патриотизм, отраженный в истории…

(На материале национально-освободительного движения 1916 года)

 

Не спрашивай, что твоя родина может

сделать для тебя, - спроси, что ты можешь

сделать для своей родины

[Кеннеди]

 

Будущее невозможно без прошлого и настоящего, а патриотизм невозможен без истории и людей – его несомненных источников и вершителей. Понятие Родина, любовь, народ формируются в сознании человека на основе чувства соприкосновения, сопереживания и сопричастности к определенному кругу людей, количеству событий, системе ценностей и идеалов, определяющих общественные отношения в том социуме, где человек формируется.

Когда мы рождаемся, то еще не понимаем, что такое родная земля, что означает быть ее детищем. Становясь старше мы начинаем соприкасаться с этим понятием постепенно: когда впервые слышим и начинаем понимать родную речь, в детском саду, когда нас знакомят с государственной символикой, в первом классе, когда чело только учиться читать, чувства к своей родине имеют начало с семьи и дома, где вырос каждый человек. Любить свою Родину невозможно без любви к своей семье, к своим детям, к своим друзьям и близким. Именно в семье воспитываются чувство долга, преданности и ответственности за своих близких.

В связи с этим возникает вопрос, что же такое чувство патриотизма, когда и как приходит это осознание? К примеру, когда едешь в поезде или находишься в дороге и видишь бесконечные просторы нашей Родины, вот тогда возникает желание по – настоящему воскликнуть – «Это моя Родная земля!».

Слушаешь кюй, игру на домбре, проникаешься мелодией своего народа, представляешь те события, которые композитор хотел передать посредством музыки. Это чувство прекрасного передается  через творчество, будь это песня, картина или проза, проникаешься духом своего народа.

Почти каждый из нас, находясь вдали от дома, вновь торопится обратно, а находясь вдали и долго от Родины, понимает, что является её частью. Это чувство тоски по родному очагу, следовательно через эмоциональное восприятие и постепенное понимание в нас формируется чувство патриотизма. И при этом возникает мысль, сколько достойных предков нашей земли отдали и посвятили свою жизнь, чтобы мы – их потомки, могли сегодня жить на своей территории, могли получать достойное образование и с честью носить имя гражданина Республики Казахстан.

Можно ли понять те события, которые произошли почти сто лет назад в нашей стране? Понять, что двигало людьми и сумели ли люди, принеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки.

На разных этапах нашей истории великие сыны казахского народа совершили поступки, которые явились свидетельством их патриотизма и самоотдачи. Эти события можно проследить еще с начала возникновения Казахской государственности. Достаточно вспомнить героическую оборону Отрара, вошедшую в летопись мировой истории подвига. Борьба против натиска джунгар имеет своих биев и батыров: Казыбек би, Айтеке би, Толе би, Абылай-хан, Абулхаир-хан, Наурызбай батыр, Богенбай батыр. Имена батыров-героев никогда не забудет казахская степь. В борьбе за национальную независимость словом и делом прославились Сырым Датулы, Махамбет Утемисов, Амангельды Иманов, Токаш Бокин, Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин, Омар Шипин, Ахмет Байтурсынов, Турар Рыскулов и многие другие.

1916 год был историческим в истории казахского народа. Национально-освободительное восстание, начавшееся в этом году, способствовало развитию классового самосознания казахских масс.  Национально-освободительное движение 1916 года было одним из тех событий, которое способствовало росту национального самосознания, осознания того, что надо бороться за свое будущее. Это движение стало единым протестом против колониального гнета, когда объединились казахи, дунгане, киргизы, узбеки, уйгуры, русские. Несмотря на принадлежность разным национальностям, представитель каждой из них уже в то время понимал, что если не сейчас восстать, то можно потерять и последнее: своих сыновей и братьев. Ведь царский указ 25 июня 1916 года вынуждал каждую семью шаруа, которая в то время в основном занималась скотоводством и земледелием, где мужская сила была незаменима, лишиться своей опоры, своих кормильцев. Большую часть восставших составляли простые шаруа, которые жили в условиях постоянного гнета, налогообложения, конфискации земель. Они не имели образования, но понимали что их жизнь требует перемен. Об этом красноречиво говорят строки народного акына Нармамгамбета:

Ты сперва покушался на веру нашу, насилья чинил,

Не давал ты нам прав наравне с другими людьми.

Потом, отбирая нашу землю и воду, ты нас разорил.

Ты считал нас безмолвным скотом и рабами!

Теперь же покушаешься на нашу жизнь...

Правительство того времени пошло на меру, которая в значительной степени способствовала разжиганию национальной розни, антагонизма. Оно мобилизовала казахов на помощь переселенцам, обязывало казахов производить запашку и уборку крестьянских полей. Эта мера озлобляла и разоряла казахов. Все это не могло не вызвать глухого брожения в степи, недовольства против русских угнетателей и своих эксплуататоров, пытавшихся все тяжести войны переложить на плечи народных масс.

Ярким пятном этого восстания являются те личности, благодаря которым движение 1916 приобрело огромный  размах. Это Турар Рыскулов, Абду Гафар, Алиби Джангельдин, и, прежде всего, Амангельды Иманов – революционер, вышедший из простого народа, патриот, который был предан своему народу, своей земле. Через судьбу одного человека, одной исторической личности можно понять смысл самого слова «патриотизм».

Неоценим вклад Турара Рыскулова в становлении нашего государства, в развитии общественной политической мысли. Он пользовался большим авторитетом в народе, и по роли, которую он принял в восстании можно сказать, что Турар Рыскулов был одним из наиболее видных и влиятельных руководителей в Центральной Азии. Будучи образованным, он мог повлечь за собой массы. Его образовательные инициативы – это то наследие, которое он оставил своим будущим потомкам. Многие его идеи имеют актуальность и для современного независимого Казахстана.

Трагичность судьбы этого уникального человека даже сегодня, спустя десятилетия после его гибели, заставляет задуматься о неимоверном подвиге людей, которые не побоялись выступить против режима того времени. Людей, которые жили судьбой своего народа и были готовы принести в жертву свою жизнь. После участия в восстании 1916 года Турар Рыскулов, по сути, оказался жертвой политических интриг. Его прямолинейность, защита интересов своего народа, гражданская позиция выпадали из принятых тогда рамок политического поведения. Все это привело к трагическому завершению его жизненного пути. Яркий жизненный путь Турара Рыскулова, его высокая гражданская ответственность – это великое наследие независимого Казахстана и пример истинного патриотизма, безмерной любви к своей родине и самоотверженного труда во имя потомков. Но душой движения, действительным его организатором был Амангельды Иманов. В то время, когда аксакалы и волостные управители, находясь между двух огней: давления масс, с одной стороны, и приказов царских чиновников, с другой, - впали в состояние полнейшей растерянности, инициатива перешла в руки широких масс и их руководителей.

Тогда, почти сто лет назад начали создаваться группы людей, вооруженных самодельным оружием, терроризирующих местных управителей. Начались первые столкновения, которые произошли в Тургае сразу всколыхнули степь. От смутного брожения, переговоров, от пассивного сопротивления масса перешла к активным организованным действиям.

Руководство военными действиями переходит в руки А. Иманов. На совете руководителей восставших избранный от кипчаков хан Абду Гафар высказывается за выжидательную политику. Он предлагает осадить Тургай, отвести воду реки, которой снабжается город, и начать переговоры с городскими властями о сдаче. Однако в действиях Абду Гафаа все время чувствуется нерешительность, проскальзывает надежда на какое-то примирение с властями,  общая обстановка не позволяла действовать примиренчески, так как каждое колебание вызывало разложение в рядах восставших. Баи и зажиточные люди, силой вещей втянутые в движение, несомненно, с самого начала искали случая к примирению с царизмом. Здесь проявляется такая черта Амангельды как решительность и то, что он, по-видимому, прекрасно учитывал настроения народа. Как подлинный организатор масс, он требует решительных действий. Под его влиянием, несмотря на сопротивление Абду Гафара, было решено взять Тургай приступом.

Амангельды во главе своего отряда врывается в город, несмотря на встречный пулеметный огонь. Стремясь разбить силы восставших, военное командование отправляет гусарский полк. В этот момент Амангельды в отличие от управленцев, которые боялись за свои жизни и свое состояние, и могли принести в жертву собственный народ, не оставлял в беде своих воинов-мергенов. В момент, когда гусарский полк начинает преследование восставших, Амангельды устраивает засады по пути следования полка, нанося им ощутимые потери. Несмотря на преимущество гусаров в оснащенности оружием, Амангельды отчаянно вступал с ними, в рукопашный бой. Его настроение передавалось тем, кто следовал за ним, ведь несмотря на то, что отряды теряли своих предводителей, остатки отряда продолжали держаться. В связи с этим, царским войскам не удалось разгромить восставших.

Восставшие отступили в пески, недосягаемые для войск в виду наступавшей зимы. Амангельды не был обескуражен неудачами. Вокруг него собрались наиболее последователи, которые не думали складывать оружия. Тем не менее, перспектива дальнейшего хода восстания была тяжела, если восставшим не будет оказала помощь. Надежда была на то, что начнется революция. Эту надежду поддерживал среди восставших А. Джангельдин, учитывавший, что революция не за горами.

Мужество и отчаянная отвага восставших поражали начальников карательных отрядов. Свидетельством тому может служить действия в другом важном очаге национально-освободительного движения – в Семиреченской области. Здесь можно отметить атаки восставших на Токмак, которые были настолько яростны, что, несмотря на пулеметный огонь, сметавший ряды восставших, они по три раза в день бросались в атаку. Здесь также существовали партизанские отряды, помощь которым оказывали и женщины, и дети.

Это восстание было своего рода вызовом, брошенным гиганту, в лице царизма. Представители простого народа, в отличие от представителей буржуазной интеллигенции, которая проявляла двоякость в отношении своего же народа, отстаивали коренные интересы казахского народа. Ими руководили подлинные чувства сопереживания и преданности своей земле.

Движение было подавлено, однако, несмотря на то, что царизм в буквальном смысле выжигал земли местного населения, подрывал все основы его существования, властям не удалось выжечь у них чувство преданности к своей Родине. Поэтому на примере данного восстания можно с уверенностью сказать, что сломив тело, нельзя сломить дух, что патриотизм как глубокое сопереживание за судьбу своего народа стал одной из ключевых сил в борьбе за будущее своей страны.