Пути создания интегрированного культурно образовательного пространства на основе взаимодействии учреждений общего и дополнительного образования.

 

Карпова Е.Г., кандидат педагогических наук,

заведующая хоровым отделом Православного пения

ГБОУ ДОД «ДМШ им. Б. В. Асафьева» города Москвы

Юркова М.А., преподаватель перовой категории,

учитель  по духовному пению

НОУ ЦО «Православный центр непрерывного

образования во имя преподобного

Серафима Саровского»  города Москвы

 

           

        Современное образование призвано  формировать  у школьника целостное восприятие окружающего мира. Необходимо учесть и то, что  ребёнку приходится осваивать большой, постоянно растущий информационный объём.  Возникает  не только проблема усвоения знаний, но и проблема сохранения здоровья учащихся. Эффективным  в  решении этих вопросов является  путь  взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.       

       Примером такого опыта  служит  инновационно-творческий альянс  по созданию целостного образовательного пространства для изучения национальной культуры между НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского»  и   ГБОУ ДОД «ДМШ им. Б.В. Асафьева» («ДМШ № 56»).

       В системе дополнительного образования Православного центра существует ряд предметов, позволявшим учащимся  более полно ознакомиться с русской духовной культурой: музыка, духовное пение, ритмика, русская словесность, основы духовной культуры, москвоведение, иконопись. Вместе с тем, как показала практика, возникла потребность  создания  определённого  интегрированного образовательного пространства, которое позволило бы  учащимся более углублённо погрузиться в изучение русской музыкальной культуры через самое демократичное исполнение – хоровое.  

      В рамках одного учебного заведения реализовать это не представлялось возможным. В 2004 году  на территории Православного центра был открыт хоровой отдел Православного пения «ДМШ им. Б.В. Асафьева».

      Для  успешного освоения детьми русской хоровой культуры  разработаны и успешно апробированы  дополняющие друг друга  образовательные программы: по  Духовному пению «Библия в звуках» (автор Юркова М.А.) и  по Хоровому классу «Откуда есть пошла музыка русская» (автор Карпова Е.Г.). Взаимодействие программ проекта строится на тематической, информационной и жанровой преемственности.

  Программы легли в основу культурно-образовательного  проекта «Мир горний, мир благословенный душою русскою воспеть…»          

           Программа по предмету «Духовное пение в начальной школе» («Библия в звуках») имеет эстетико - образовательную и практическую направленность. Настоящая программа составлена для учащихся начальной школы (1-4 класс) НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского» и предполагает нагрузку один час в неделю. 

     Хоровое пение – неотъемлемая часть богослужения. Оно служит выражению религиозного чувства, глубокому раскрытию содержания молитвенного слова и  несет в себе высокие художественно-эстетические ценности. Еще в 1897 году протоиерей И. Вознесенский писал, что для сближения с Церковью едва ли найдется другая точка соприкосновения, более естественная, более прочная и практически удобная, чем участие детей в общественном богослужебном чтении и пении. Певцы, как ближайшие участники богослужения, поставлены в возможность глубоко переживать все выдающиеся моменты церковной жизни, все торжественные дни; через это они незаметно становятся к Церкви в самые  теплые отношения, сродняются с нею, живут ее интересами. Виды деятельности: слушание музыки, исполнение  ведущей мелодии a cappella.

     Само название курса - «Библия в звуке», настраивает на определенную структуру построения уроков. Это и рассказ о сотворении мира посредством изучения тропарей  и возможность теснее соприкоснуться с Великими Праздниками.

        В начале урока вспоминаются исторические факты, повествующие об отношении к церковному пению в Древней Руси. Например, дети узнают, что послы князя Владимира были необыкновенно поражены греческим церковным пением, о чем говорят нам их восторженные отзывы, дошедшие сквозь века: «Не знаем где стояли мы, на земле или на небесах!».  Русские цари учились грамоте с помощью Псалтири и изучали церковно-певческое искусство; некоторые, например, Алексей Михайлович и Петр Первый, любили петь на клиросе. Поскольку в начальных классах у большинства детей происходит знакомство с церковной музыкой, очень важно с первых уроков пробудить интерес к предмету, не перегружая детей серьезностью вопроса и используя игровые моменты.

        При изучении детьми обиходных песнопений и истории их возникновения особое внимание на уроке уделяется разбору смысла молитвы. Для этого у каждого ребенка имеется пособие с переводом из детского молитвослова.

         Для  посильного участия детей  в богослужении  во втором классе изучаются тропари  двунадесятым праздникам, поскольку во многих храмах существует традиция всенародного пения праздничного тропаря. Каждый урок музыкально оформляется соответствующими песнопениями.  Для осмысленного пения  необходимо предварительно вспомнить историю праздника. В специально разработанных  красочных пособиях, которые дети творчески оформляют, находятся переводы тропарей из детского молитвослова.

        Наибольшее внимание в третьем классе уделяется изучению тропарного  Осмогласия и применению навыков пения на практике. Дети узнают об истории создания  Октоиха святым Иоанном Дамаскиным, проходят подробно структуру гласа, знакомятся с такими понятиями, как «колено», «попевка», прослушивают произведения великих композиторов, бравших за основу гласовые напевы. Параллельно проходит знакомство с основными песнопениями Всенощного бдения: 103 псалом о создании мира, воспоминание изгнания из Рая, вечерняя песнь Иисусу Христу, Славословие Ангелов над вертепом рожденного Спасителя, торжественный Полиелей, Песнь Богородице.

      После того как дети уже достаточно подготовлены изучением обиходных напевов, следует  разбор основных песнопений Божественной Литургии. Важнейшие песнопения, такие как «Херувимская песнь» и «Милость мира», не поются на уроке. Дети с учителем разбирают смысл песнопений и слушают молитвы в исполнении различных хоров. Напротив, песнопения «Символ веры» и «Отче наш» изучаются подробно, поскольку поются на службе всенародно. На данном этапе можно рассказать детям о задостойниках, которые поются на божественной Литургии во время двунадесятых праздников. К концу года дети должны знать чинопоследование основных песнопений божественной Литургии и уметь петь некоторые из них.

        Программа составлена таким образом, чтобы каждый год изучались новые песнопения Рождества и Пасхи – подготовка к которым является важнейшей ее частью. В первом классе дети знакомятся с колядкой и тропарями, во втором классе изучают кондаки, в третьем знакомятся с ирмосами и величаниями, а в четвертом проходит закрепление изученного материала. Кроме того, дети разучивают композиторские произведения, посвященные данным праздникам. Это пробуждает дополнительный интерес к уроку.

      Программа дополнительного образования по хоровому классу «Откуда есть пошла музыка русская»  продолжает и дополняет знания  о русской хоровой культуре, полученные на уроках по духовному пению.  Программа состоит из следующих репертуарно-жанровых блоков: знаменный распев, музыкальный фольклор, тропарное осмогласие и обиход, композиторская музыка.

    Знаменный распев. Как отмечал известный музыковед  М.В.Бражников «знаменное пение  составляет значительную часть русского музыкального искусства, именно в нём много веков назад зародилась русская профессиональная музыкальная культура, развившееся в самостоятельное певческое искусство». Фольклор  и знаменный распев (профессиональная музыка письменной традиции) составляли основу древнерусского певческого искусства.

    Система эстетического образования всегда приобщала учащихся к исполнению русского песенного фольклора. Несмотря на  древность  происхождения народной музыки,  она лишь сравнительно недавно была зафиксирована, и поэтому до нас дошли лишь произведения определённого временного периода. (Какими были народные песни 500-800 лет, сейчас можно лишь догадываться.) Именно поэтому огромную ценность для нас представляют знаменные песнопения, которые благодаря  особому способу фиксации, сохранили древнейшие мелодии.  Эти памятники  - единственный вид записанной древнерусской музыки. Самые ранние из них восходят к 12 веку.

     Академик  Лихачёв Д. С. с сожалением отмечал, что знаменная культура  много лет была «культурой великого молчания». В силу сложившихся исторических обстоятельств знаменная певческая традиция  долгое время в России  была доступна лишь узкому кругу музыковедов, историков, филологов, археологов. Для широкого круга  музыкантов  она  была практически не известна, и, конечно же,  не когда не рассматривался вопрос об изучении знаменного распева в хоровом классе учреждений дополнительного образования.

     Попытка приобщения к культуре знаменного пения всегда волновала многих музыкальных деятелей.  Так, П.И. Чайковский в письме к ректору Киевской  академии от 29 сентября 1882 г.  обращал внимание на то, что «до нас  дошли коренные напевы древнерусской церкви, носящие в себе все элементы не только общей музыкальной красоты, но и  совершенно самобытного церковно-музыкального искусства».

     В настоящее время в культурной жизни России отмечается большой интерес к практическому освоению знаменного распева. Кроме того, как обязательная дисциплина знаменный распев изучается в учебных заведениях высшей школы (Санкт-Петербургская и Московская государственные консерватории). Поэтому для создания полноценной образовательной преемственности представляется важным изучение знаменного пения в системе дополнительного образования детей. (Москва  и Московский регион всегда были хранителями традиций знаменного пения.) В данной  программе предусмотрено обучение детей знаменному пению по традиционному для него способу фиксации – знамёнам (крюкам).

Тропарное осмогласие и обиход.  Данные раздел тесно связан с курсом Духовного пения Тропарное осмогласие – это система  мелодий для исполнения церковных песнопений  различных  жанров. Программа  опирается на тропарное осмогласие  современное московской традиции. Обиход составили песнопения наиболее употребляемые в церковной практике и  доступные для детского двух-и трехголосного исполнения.

Русская народная музыка. Вхождение ребёнка в культуру  во многом определено его фольклорной традицией. Интонационная основа русских народных  песен сыграла определяющую роль в становлении русской музыкальной культуры. В программу вошли   известные  жанры русских народных песен и их обработки композиторами – классиками. Однако, учитывая специфику проекта  мы сочли уместным расширить жанровый кругозор данного раздела. (см. раздел Содержание курса)

Композиторская музыка. Основу репертуара данного раздела составили произведения русской классики  (Ц. Кюи, А. Гречанинов, Н. Римский- Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Рубинштейн), композиторов 20 века (И. Дунаевский, А. Александров, А.Новиков, Г. Свиридов и др.), а так же современных композиторов (С. Потокина, М. Малевич, А. Гаврилова, А. Садриева, Е. Крылатова  и др.).  Жанры вокально-хоровой музыки подобраны, как с учётом  направленности курса и с особенностью детского восприятия.

         В 2010 году проект «Мир горний, мир благословенный душою русскою воспеть…» стал победителем регионального тура Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая инновационная разработка года». Его результаты  были освящен в рамках V Образовательный чтениях Центрального федерального округа «Взаимодействие школы, семьи и церкви в духовно-нравственном развитии общества в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Тамбове в 2010 году.

     Практическая реализация   проекта осуществляется  в участии всех учащихся Православного центра в молебнах; дети хорового отдела Православного пения проходят клиросное послушание  участвуют в исполнении Литургии.

      Стало традиционным для всех наших подопечных  участие в окружных пасхальных и рождественских фестивалях, катехизаторских и благотворительных городских  концертах, социальных программах.