И.В. Пацора

Пятигорский государственный лингвистический университет

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современной России происходит становление правового государства и гражданского общества. В период реформирования российской государственности очевидна потребность в значительном изменении всей системы образования, путем выстраивания новой парадигмы воспитания и обучения. Деятельность учреждений высшего профессионального образования должна быть нацелена на создание максимально эффективной воспитывающей среды, которая не только способствует всестороннему развитию личности, но и увеличивает культуроемкость содержания высшего профессионального образования. Период обучения в вузе необходимо подчинить цели формирования активной гражданской позиции студенческой молодежи.

Гражданственность на современном этапе развития общества понимается как готовность к участию в управлении обществом, в конкретных социально ценных делах; включенность в экономическую, политическую, культурную жизнь общества как самостоятельно, так и посредством участия в работе общественных организаций; реализация стремления развивать культуру, поддерживать закон и порядок, занимать активную жизненную позицию, проявлять инициативу в организации общественно значимых мероприятий, выступать в качестве организатора и организуемого, субъекта и объекта управления, в том числе субъекта управления самим собой, собственной жизнью и деятельностью.

Понятия «гражданственность» и «нравственность» не являются равнозначными. Содержание понятия «нравственность» гораздо шире понятия «гражданственность». Последнее означает, что человек не может быть нравственным, если не обладает осознанной гражданской позицией, выражающейся в общественно полезной деятельности, поведении. О наличии у человека гражданской позиции, гражданской направленности его внутреннего мира имеет смысл заявлять только в том случае, если любовь к Родине, гордость за страну, готовность встать на защиту ее интересов, активно отстаивать не только свои собственные, но и общественные интересы стали чертой характера личности, основой ее поведения. Гражданственность как черта личности включает такие формы поведения, как справедливость, человеколюбие, отстаивание личностью своих интересов, удовлетворение потребностей своей семьи, города, страны, что закрепляется не только в этических нормах и правилах поведения, но и в соблюдении правовых актов, в выполнении законов государства.

В начале XXI столетия, наряду с социальной мобильностью, социальной направленностью и активностью, содержание понятия «гражданственность» обогатилось такими элементами, как социальная сенсибильность, толерантность, социальная устойчивость, автономность, критическое отношение к власти, политике, идеологии. Заслуживает внимания определение гражданственности не только и не столько как чувства, сколько как совокупности взаимообусловленных и взаимосвязанных личностных качеств. Гражданственность в своем содержании интегрирует целый спектр качеств, среди которых социальная ответственность гражданина, нравственная, политическая и правовая культура (выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы личности), разделение общественной идеологии, ощущение гражданственности в качестве значимой духовной ценности, гражданская позиция, включающая морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение, вектор практического поведения, предполагающий наличие готовности личности исполнять свои гражданские обязанности, гармонично сочетать национальные чувства с социальной, этнической толерантностью. По мнению названного выше исследователя, гражданственность – это критерий и одновременно итог социальной и этнической самоидентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к определенному государству, обществу, этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности) и принятие законов и правил этого общества (Беккер С.Н. Социально-педагогические условия эффективности системы гражданского воспитания учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2007. С. 23). Все вышеназванные свойства и качества личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. В своей совокупности они представляют систему гражданской деятельности. Исключение одного из элементов или качественное его изменение влечет за собой нарушение синергетического единства, ослабление всей системы воспитания гражданских качеств личности.

Социальная ситуация в России начала XXI века приводит молодого человека к осознанию необходимости постоянного самосовершенствования, поиска новых знаний, формирования умений и навыков. Адекватное восприятие социальной действительности предполагает активное участие в жизни общества, творческое преобразование его. В этой связи в современной педагогике одной из важнейших становится задача воспитания человека, который способен к самоопределению, формирования у него готовности к конструированию жизненной парадигмы в постоянно меняющихся социально-экономических, культурных и политических условиях.

Под самоопределением понимается умение человека строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью и требованиями окружающей социальной действительности, готовность к рациональной организации времени, способность к саморегуляции. Толковый словарь русского языка определяет самоопределение как самостоятельное распоряжение судьбою по собственному выбору, «умение определить свое особое место в обществе» (Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. В.А. Сластенина: В 2-х частях. Часть 2. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 693).

Самостоятельно выработанные принципы жизни и деятельности личности в социуме существенно облегчают процесс ее социализации, формируют ответственность за принимаемые решения и поступки и, по словам ученых, «помогают находить средства гармонизации интересов собственного и общественного развития», «реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь» (Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2004. С. 37). Наличие возможности выбора и самовыражения делает человека способным понять позицию других людей, мотивы их деятельности, осознать свою ответственность за жизнь семьи, города, страны.

Принципы воспитания выступают как идейная первооснова двудоминантного (паритетные взаимоотношения воспитателя и воспитуемого) и двустороннего (адаптация и творчество) процесса. Система принципов воспитания, по словам И.П. Подласого, свидетельствует об определенном понимании процесса воспитания, не только того, какой он есть, но и того, каким он должен быть и что педагоги должны делать, чтобы воспитание проходило более успешно (Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2008. С. 93). Принципы, будучи системой ведущих идей, требований к процессу воспитания, не только отражают законы и формулируются на их основе, но могут быть результатом педагогической воли. Анализ и отбор принципов воспитания представляет собой социокультурный процесс, выражение той или иной концепции, парадигмы воспитания. Принципы сначала определяются той или иной педагогической концепцией, а потом, в ходе практической деятельности, проверяются опытным путем на истинность или адекватность реальной ситуации в образовании. Переход к новой, гуманистической, личностно направленной концепции воспитания, обязывает инициаторов и участников смены образовательной парадигмы обосновывать новую систему принципов или выделять приоритетные среди традиционных принципов, наполнять их новым содержанием, трактовать в соответствии с современной концепцией воспитания.

Составляющими гражданственности как интегративного качества личности являются готовность к осознанию своей сопричастности к жизни общества (гражданская рефлексия); соотнесение себя, своих жизненных принципов, культурных ценностей с общественными, оформление в этом процессе личностных смыслов в ценности – регуляторы гражданского поведения (гражданская самооценка); выделение себя из объективного мира, осознание собственных способностей и возможностей принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные социальные отношения, нести ответственность за принятые решения и действия (гражданское самосознание).

Воспитание гражданских качеств личности у студенческой молодежи через формирование рефлексии, самооценки и самосознания как трех форм понимания членом общества своего гражданского бытия обеспечивается соблюдением в гражданском воспитании целостной системы трех принципов: рефлексивности, интерактивности и самореализации. Данная система принципов была разработана и предложена Н.М. Борытко в качестве нормативного регулятора деятельности, направленной на личностное и профессиональное воспитание студентов (Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2004. С. 44-50).

Принцип рефлексивности предполагает осмысление опыта гражданской деятельности как таковой и осознание индивидом степени своей причастности к ней. В какой стране я живу? Являюсь ли я патриотом своей Родины? Как я отношусь к законам своего государства? Ощущаю ли я себя членом этого социума? Испытываю ли я чувство гордости за свою страну, народ, его прошлое, настоящее и будущее? Каковы мои личные гражданские качества, общие принципы, убеждения, взгляды? Подобного рода вопросы характеризуют рефлексивное отношение студента к самому себе как субъекту гражданской деятельности. Гуманистическая направленность гражданского воспитания выдвигает на первый план формирование таких качеств личности, как уважение к другому и самоуважение, эмпатия. Таким образом, рефлексивность в воспитании обеспечивает субъектность в становлении гражданской позиции личности в силу приоритета понимания и описания проявлений собственного опыта социального бытия перед познанием и объяснением. Принцип рефлексивности в гражданском воспитании студентов предъявляет к методам, средствам, формам организации воспитательного процесса требование быть, в первую очередь, методами самопознания, а потом – самоопределения, самореализации. Он предполагает рассмотрение понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых методов, форм и средств воспитания.

Формирование гражданственности невозможно без соотнесения себя с обстоятельствами внешнего мира, социокультурными ценностями. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек стал индивидуальностью, которая характеризуется единством личной и общественной направленности. Коллективные формы воспитания, в сочетании с групповыми и индивидуальными, позволяют одновременно оказывать влияние как на молодых людей в целом, так и на каждого студента в отдельности. Все это реализуется с помощью интерактивного подхода к воспитанию, когда гражданская самооценка рассматривается как комплексный анализ личностью своих знаний, умений и навыков, как степень понимания ею своих возможностей, качеств и роли в творческом преобразовании себя и социальной действительности.

Эффективная реализация принципа интерактивности предполагает единство целей и отношений к ним всех субъектов воспитательной среды. Становление гражданской позиции происходит успешно, если отношение студентов к целям общественно полезной деятельности в процессе гражданского воспитания характеризуется осознанием культурной и социальной значимости этих целей, их принятием и превращением в мотивы деятельности, а отношения между субъектами воспитательной среды вуза по поводу этих целей характеризуются взаимопониманием, положительными эмоциями, готовностью к сотрудничеству, коллективному взаимодействию. Смысл организации воспитательной работы такого типа заключается не в жестком управлении процессами, а в педагогической поддержке самоорганизующейся социокультурной среды вуза, которая позволяет «точечным» влиянием обеспечить необходимый резонансный отклик.

Реализации принципа интерактивности способствует использование комплекса методов, форм и средств гражданского воспитания, направленных на формирование эмоционального единства и предоставляющих студентам возможность самореализации в межличностном общении с другими субъектами воспитательной среды, диалоге с миром культуры. Главная идея интерактивности состоит в утверждении о том, что процесс так же важен, как и результат. Ценность учебного курса, социальной акции, тренинга базируется в первую очередь на самом процессе добывания знаний и опыте, на становлении субъектной позиции индивида, формировании у него чувства ответственности за все происходящее. Именно эта идея, отвечающая бытийственной сущности воспитания, является важнейшей в обосновании актуальности принципа интерактивности. Таким образом, принцип интерактивности гражданского воспитания предполагает направленность деятельности всех субъектов воспитательного взаимодействия на соотнесение собственных смыслов, осознание их, формирование ценностных ориентиров в общественно значимой деятельности.

Минимальная личная вовлеченность воспитанников в рамках традиционного воспитания заменяется физической и психологической вовлеченностью с принятием на себя ответственности за ход и результаты деятельности, поведения, общения. В целом интерактивное воспитание – это воспитание, формирующее готовность личности брать на себя обязательства по активному использованию всех имеющихся возможностей и по применению их результатов в своем каждодневном мышлении и поведении. Выделение принципа интерактивности предполагает усиление внимания к проблемам педагогического общения в процессе гражданского воспитания студента. В самом общении реализуется единство принципа интерактивности с двумя другими выделенными принципами: рефлексивности и самореализации.

Принцип самореализации направлен на концептуализацию гражданской позиции личности, на формирование личностной инициативы и базируется на предоставлении студенту права выбора способов жизнедеятельности в высшем учебном заведении как модели гражданского общества. Следование этому принципу в гражданском воспитании студенческой молодежи обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для формирования творческой активности личности, реализации системы гражданских качеств индивида в повседневной жизни и деятельности. Проявляя активность, человек добивается сознательно поставленных им целей, т.е. трансформирует интеллектуальную деятельность в практическую. Благодаря тому, что в процессе самопроектирования студентом осознаются смыслы его деятельности и оформляются в ценности, его гражданская позиция принимает конкретные очертания, становится все более концептуальной. В ходе различных этапов проективной деятельности за счет активизации гражданского самосознания студента анализируются всевозможные стороны его гражданственности, определяются границы и перспективы личностного смысла, внутренне мотивированного гражданского поведения. Таким образом, данный подход обеспечивает личностное самоопределение и самореализацию. А необходимость грамотно сформулировать, презентовать и доказательно отстоять свою гражданскую позицию закономерно приводит студента к теоретическому обоснованию собственных социальных отношений: к изучению теории и на этой основе осмыслению опыта гражданского действия.

Эффективность воплощения принципа самореализации в гражданском воспитании обусловлена использованием концентрического (спиралеобразного) характера воздействия, когда происходит неоднократное возвращение (на новом уровне) к ранее используемым методам и формам организации педагогического взаимодействия субъектов воспитательной среды. При этом студент проектирует не столько степень своего участия в событии, сколько изменения в своей гражданской культуре.

Вузовская система воспитания – своеобразная модель общественных отношений. Их взаимосвязь и взаимозависимость – показатель культурного единства и противоречия различных сторон общественной жизни. Система высшего профессионального образования обладает потенциалом, позволяющим создать новый тип специалистов для новой социальной реальности. В этих условиях университет является той структурой, в рамках которой будущий профессионал и активный гражданин не на словах, а на деле осваивает все формы профессиональной и общественной жизнедеятельности, «погружается» в них, включается в самоуправление, в творчество и благодаря этому вырабатывает необходимые воззрения, качества, привычки. Университет является не только и не столько школой изучения предметов, сколько школой настоящей жизни, т.е. жизни, опирающейся на познание, профессионализм, гражданственность, инициативу.