Зарождение идеи трудового воспитания в истории педагогики.

Исследования вопросов трудового воспитания подрастающего поколения появились в Древней Греции. В трудах древнегреческих философов: Демокрита (460-нач. IV в. до н. э.), Сократа (469-399 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) содержалось немало высказываний по этому вопросу. Солон в своих законах указывал, что «…отец обязан позаботится о специальной выучке своих сыновей в той или иной области Труда…»[4]. У Платона в программу всеобщего образования включалось обучение грамоте, началам математики, начала трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами воспроизведением настоящих"[1]. Демокрит писал: «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд … труд – важное условие воспитания, необходимо приучение к труду, а не принуждение…». Подчеркивая огромную роль труда в воспитании. он требовал «постоянного труда, который от привычки к нему делается легче». И призывал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом [7].

Идеи трудового воспитании изменялись с каждой эпохой. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических основ феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом. Именно с этой эпохи в педагогику входит понятие «трудовое воспитание». Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми. Т. Мор в своем труде "Утопия" описал идеальное общество, в котором главными качествами человека становятся: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта. Дети и взрослые обязательно должны заниматься физическим трудом и это не мешает утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания.

Педагогическая мысль эпохи Просвещения поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в ХVII—ХVIII вв.

Особо среди трудов английских философов эпохи Просвещения необходимо выделить труды Джона Беллерса (1654—1725), который в своей работе «Предложения об учреждении трудового эго колледжа»  разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши - выходцы из всех социальных слоев - воспитывались бы в духе трудолюбия. Он считал необходимым организацию трудовых колледжей для всех социальных и возрастных групп учащихся которые бы совмещали промышленное предприятие и школу [2].

Кроме того И.Б. Базедов (1724—1790), являясь основателем педагогического течения филантропинизма, считал, что изменения в обществе тесно связаны с переменами в школьном деле. Он так формулировал основную цель воспитания: «…Подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни... Важное звание, богатый доход, ученость, ловкость движений и приятные манеры — все это такие преимущества, о приобретении которых детьми следует заботиться только при том условии, если не будет нанесен вред главной цели».  Идеал полезного и счастливого человека увязан с идеей гармонии между умственным образование и физическим и нравственным воспитанием. На главном месте находится нравственное становление личности. Базедов писал в «Книге методов», что «… прекрасно образованный человек, не будучи воспитан, рискует совершать аморальные поступки…». В нравственном воспитании особую роль он отводил труду, работе, под которыми понимал любые занятия, которые предписаны ребенку [6].

В это же время в Германии появляется  новое педагогическое течение  - Национальное воспитание. Крупнейшим его представителем и теоретиком стал Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814). В курсе лекций, прочитанных им в Берлинском университете, и, получивших затем название «Речи к немецкой нации», он  изложил программу национального воспитания. Она включала в себя требование всеобщего обучения и предполагала нравственное, умственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание, причем трудовому воспитанию отводилась значительная роль.

В целом, это было наиболее демократичное педагогическое течение Германии, поскольку его деятели выдвигали требования всеобщего обязательного образования; включения родного языка в качестве учебного предмета на всех ступенях обучения; введения труда в школу как средства не только обучения, формирования умений и навыков, но и воспитания, и даже организации всей жизнедеятельности воспитанников.

Выдающийся французский философ эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) изложил свои педагогические воззрения в книге «Эмиль, или о воспитании». Он критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Являясь поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, он особое значение придавал трудовому воспитанию. Его  идеи носили новаторский характер. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и пр.) провозглашался незаменимым средством воспитания. Он был глубоко убежден, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость прежде всего собственным трудом. Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь. Вот почему труд как цель воспитания занял столь важное место в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо [5]. Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746-1827 гг.). В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей».

И хотя при таком трудовом воспитании было механическое, а не органическое соединение обучения с производительным трудом, все же ценным является то, что педагог придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.

Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях [3].

Обобщая сказанное, можно утверждать, что трудовое воспитание имело своей задачей не подготовить учеников к осознанному выбору будущей профессии, а изначально определяло ее. Так, если ребенка отдавали в школу, при которой были ремесленные цеха, то ученик получал навыки в ремесленном деле и не имел никакой возможности получить навык и опыт работы на земле. Это была «однобокая» система трудового воспитания, призванная научить и дать вполне определенные знания, умения и навыки. В то же время это была  смелая новаторская идея, которая получила наибольшее развитие в эпоху Просвещения.


Список литературы

1.                 Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.

2.                 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова. – М., 2001.

3.                 Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. История педагогики. – М.: просвещение, 1982 г.

4.                 Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

5.                 Хрестоматия по истории педагогики: В 3-х т./ ред. А. И. Пискунов. Т. 1: Античность. Средневековье. – М.: Сфера, 2006 г. – 512 с.

6.                 Штой И.З. Начальное руководство к наставлению юношества или Первыя понятия о вещах всякаго роду, Выбранныя из Базедова, Перольта и других лучших сочинителей, писавших о воспитании детей, ; Представленныя в картинах и расположенныя систематическим порядком : пер. с франц. ; Иждивением Якова Бибера. – М. : Тип. при Театре, у Хр. Клаудия, 1793. – [б.с.]. Шифр РГБ: МК Музей книги.

7.                 Сайт «Образование и православие». http://www.orthedu.ru