К.филол.н. Ефремова Е. М.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Россия

Жанровое своеобразие авторского «я» цикла  поэтических миниатюр Леонида Попова «Скупые строки»

 

Теоретические положения исследователей поэтики лирического произведения (Л. Я. Гинзбург, М. Н. Дарвин, Р. С. Спивак, В. И. Тюпа и др.) утверждают, что в силу своих индивидуальных особенностей образ лирического героя с достаточной полнотой и определенностью выявляется в цикле стихотворений. Здесь посредством разнообразия настроений и ситуаций, лирических сюжетов обнаруживается некое постоянство ценностных установок, интересов и убеждений, позволяющих говорить о характерности умонастроений, мировосприятия. Однако образ лирического героя не следует полностью отождествлять с образом-характером: «Лирическая личность, даже самая разработанная, все же суммарна. Лирика вызывает ассоциации, молниеносно доводящие до читателя образ, обычно уже существующий в культурном сознании эпохи. Лирика обогащает и варьирует этот образ, она может совершать психологические открытия, по-новому трактовать переживания человека. Но построение индивидуального характера оставалось обычно за пределами целей, которые ставила лирика, средств, которыми она располагала» [1: 163]. Можно определить, что в цикле стихотворений выявляется не конкретный характер, здесь он может прослеживаться и формироваться в результате единства сознания. Лирический характер не может быть столь завершенным, оформленным в поступках, очерченным во времени и пространстве, как характер в эпосе, драме, лиро-эпическом произведении. Он может отличаться некоторой определенностью внешнего и внутреннего облика, иметь некоторые пространственно-временные, сюжетные характеристики.

При изучении особенностей лирического субъекта функционирующего в цикле произведений, концептуальны положения трудов М. Н. Дарвина. Ученый отмечает, что художественную форму цикла целесообразно определять не просто как произведение, но как произведение произведений, т.е. единство цикла обычно возникает на границах отдельных произведений, входящих в его состав. По мнению исследователя, целостность цикла, как правило, вторична по своему происхождению и создается на основе первичной целостности составляющих его произведений – при условии сохранения последней [2: 127]. Следовательно, целостность образа лирического героя, формирующегося в цикле стихотворений, находится в прямой зависимости от степени составляющих его элементов (лирических «я» отдельных произведений); здесь единство лирического героя следует рассматривать как единство выраженных образов в произведениях, которые выступают своеобразным элементом, обеспечивающим художественное единство цикла. Динамика образа героя, функционирующего в цикле, таким образом, возникает на основе образов отдельных произведений, входящих в его состав.

Жанровое своеобразие авторского «я» цикла лирических стихотворений народного поэта Якутии Л. А. Попова (1919–1990) «Скупые строки»,  состоящей из 200 поэтических миниатюр, заключается в проявлении единого (монологического) лирического субъекта – образа лирического героя. В цикле он выступает в качестве основного структурообразующего компонента, способного выступить как определенная парадигма, модель, с конкретной поэтико-автобиографической достоверностью. Авторский и геройный план в произведении предполагают нераздельность и неслиянность категорий – посредством образа лирического героя выражается целостная авторская концепция. На первый план выдвигается личность автора, воплощается его целостный взгляд на мир, отражается специфика творческого самовыражения, что формирует в итоге своеобразную поэтическую модель мира.

         Авторская концепция в цикле сформулирована прямо, и рождается из всей совокупности взаимодействий составляющих его компонентов – самостоятельных в идейно-эстетическом плане стихотворений. Каждый компонент цикла способен восприниматься в произвольном виде, как отдельное произведение, а в контексте цикла они воспринимаются как части целого, находящиеся друг с другом во взаимной логической взаимосвязи. Специфика в том, что компоненты цикла объединяет в одно художественное целое образ лирического героя.

Характерно, что каждое стихотворение в цикле имеет свое заглавие, способное передать не только тему, но и специфику раскрываемых в ней переживаний. Причем тематика миниатюр разнообразна – наблюдается проявление публицистического, сатирического модуса, медитативный, философский характер лирических переживаний. Несмотря на тематическое разнообразие миниатюр все здесь сводится под один общий знаменатель, это – философия жизни автора. Это не случайный подбор стихотворений, а объединенная единой мыслью авторская концепция на жизнь. Проявление в цикле сквозных тематических линий, отдельных форм реализации лирического «я» в целом обнаруживаемых в лирике поэта, обуславливает общность образов, лирических ситуаций, идентичность переживаний, раскрываемых как в жанре лирического стихотворения, так и цикла:

- размышления лирического героя о творческой жизни и поэзии:  «Песня моя меня зовет», «Вставайте, вставайте!», «Один редактор» и др.;

- стихотворения публицистического модуса, определяющие идею времени: «Дума в день Октября», «Почтенный наш отец» и др.;   

- философские интерпретации о смысле жизни, судьбе, предназначении: «Побережем жизнь», «Твоя жизнь», «Длина жизни» и др.;

- раздумья лирического героя о счастье: «Счастье», «Счастье и несчастье», «Твое счастье», «Счастливый дом» и др.;

- лирические размышления автора о Человеке: «Человек», «Жаворонок и человек», «Опять про человека» и др.;

- размышления об одиночестве: «Счастливый и несчастный», « «С людьми счастлив будешь», «Вместе с людьми» и др.;   

- размышления лирического героя о вечной ценности любви, дружбе: «Мое сердце», «Приступ», «Опять про любовь», «Мой цветок и друг», «Тебе», «Некоторым моим друзьям» и др.; 

- метафорические  размышления о возрасте человека: «Пусть скажут, быть молодым», «Знаю, что постарел», «Старики», «Доживешь до ста лет», «Семидесятилетним» и др.;

- интерпретации автора о характере человека: «Обманщик», «Легкий человек», «Забывчивый», «Народный человек», «Гневный человек» и др.;

- особую философскую глубину циклу придают притчи-миниатюры, навеянные народной мудростью: «Победи себя», «Совет», «Посади дерево», «Остается имя» и др.;  

Миниатюры цикла – это «авторские пословицы», содержащие особую философскую глубину мыслей, близких по своей сути к народной мудрости, но претерпевших своеобразную поэтическую обработку в авторском варианте. В плане субъектной организации цикла отметим, что наличие единого, монологического образа лирического героя не исключает раскрытие и других субъектов, также представляющих собственное «я». С целью определения четкой иерархии лирических субъектов, функционирующих в цикле «Скупые строки», целесообразно употребление термина «циклический субъект», в том смысле, в котором употребляет его Рольф Фигут: «Обозначение “циклический субъект” является сокращением выражения “аукториальный субъект поэтического цикла”. Циклический субъект занимает на уровне общей композиции цикла ту же позицию, что и поэтический субъект на уровне отдельного стихотворения: это субъект всех творческих актов и особенно актов композиционных, лежащих в основе данного поэтического цикла» [3: 2]. В «Скупых строках» он представлен единым, монологическим лирическим субъектом – образом лирического героя, а прочие фигуры, условно можно определить как:

а) лирические персонажи, попавшие в зону сознания лирического героя: миниатюры «Человек упал», «Медведь, волк, лиса», «Заяц», «Разведчик», «Человек без совести» и др.;

б) ролевое «я»: «Рабочая традиция», «Один редактор». Разграничение подобного рода делает границу между отдельным субъектом речи и циклическим субъектом более не проницаемой, что позволяет избежать ряда неточностей, связанных с идентификационным «движением» в сфере субъектной организации цикла.

В целом, внутренняя логика построения цикла формируется на основе единого, монологического высказывания, представленного образом лирического героя. В произведении конкретизируется именно авторское «я» как образ реального человека с определенным мировоззрением, сознанием, морально-эстетическими качествами, конкретными представлениями о человеке и бытии. Раскрываясь по мере объединения отдельных компонентов цикла, образ лирического героя выступает как носитель концептуальной идеи, целостного единства авторского сознания. В отличие от жанра лирического стихотворения и поэмы, в цикле обнаруживается концептуализация авторского «я», наблюдается укрупнение образа лирического героя до масштабов «характера». Здесь авторское «я» конкретизируется как образ реального человека с определенными  морально-эстетическими качествами, конкретными представлениями о человеке и бытии. Более того, раскрываясь по мере объединения отдельных компонентов цикла, образ лирического героя выступает как носитель концептуальной идеи, целостного единства авторского сознания.

 

Литература:

 

1.     Гинзбург Л. Я. О лирике. – М.: Интрада, 1997. – 414 с.

2.     Дарвин М. А. Цикл // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под. ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2006. –  680 с.

3.     Фигут Рольф. Субъективное и не субъективное в циклическом субъекте «Сумерек» Е.А. Баратынского. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru