Философия/2. Социальная философия

К.ф.н. Чижова И.А.

«Лицей искусств», г.Тольятти, Россия

Аксиологические аспекты современной науки

 

В настоящее время существует множество определений науки. Но наиболее полное, по моему мнению, будет являться понятие, сформулированное известным советским философом В.С.Степиным, которое было дополнено русским философом Л.А.Зеленовым. Наука – это особый тип мировоззрения, выраженный единством духовного и практического освоения универсума. При этом науку можно воспринимать как систему научных институтов общества, основанной на научной деятельности и научных отношениях, за которыми стоят научные потребности и научные способности [1,2]. Важной закономерностью современной эпохи является возрастание роли и значения науки в жизни общества, благополучие которого во многом обеспечено деятельностью высококвалифицированных научных институтов.

Ценность – это важнейший компонент человеческой культуры наряду с нормами и идеалами, общепринятыми убеждениями относительно целей, к которым человек должен стремиться [3]. Существование ценностей укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное [4]. Ценности составляют основу нравственных принципов. Культура, прежде всего через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем [5]. Духовные ценности связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально – образного отражения действительности.

В последние десятилетия, знания, полученные человеком при помощи новейших технологий, оказывают огромное влияние на антропологический стандарт человека. Важным компонентом, которого является «универсальная» составляющая. Человек, испытывая на себе не всегда положительное влияние глобализации мирового пространства, теряет социальную значимость своих индивидуальных черт, но приобретает общие, глобальные характеристики антропологического стандарта.

Важное значение для науки имеют духовные ценности. К ним принято относить: смысложизненные ценности (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные ценности (витальные, ценности общественного признания, межличностного общения, демократические); партикулярные ценности (привязанность к малой родине, семье) [6]. Постановка цели в науке и область интересов ее деятелей взаимосвязаны с духовными ценностями.

Современные духовные ценности подвергаются трансформации [7]. Так, происходит активная компьютеризация мира, которая инициирует появление компьютерного мышления у человечества. Это качество индивидуума обладает интегральной характеристикой, основанной на освоении человеком большого количества разнообразной информации, способствующей дальнейшему применению ее на практике. Само понятие «информационного общества» подразумевает общество, в основе которого лежит парадигма ценности информации, а в контексте Д.Белла, ученого выдвинувшего эту  идею, приобретает смысл «общества, обладающего интеллектуальным ресурсом» [8]. Именно для «информационного общества» научное мировоззрение должно стать приоритетным.

Вместе с категориальными изменениями, происходящими в человеке, и преобразованиями социально-культурных критериев общества трансформируется и их «ценностная шкала», выдвигаются новые идеалы и нормы социокультурного плана. Например, уже существующие понятия о добре и зле перестают соответствовать интересам человечества и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. В таких условиях незамедлительно меняется практическое массовое поведение людей, игнорирующих существующие моральные нормы; складываются новые отношения - и все это фиксируется общественным сознанием в виде новых норм. Таким образом, суть механизма морального развития заключается в том, что практика поведения находит оптимальные образцы, которые затем оформляются через новое мышление в виде так называемых моральных кодексов или официальных моральных систем.

Наука, как часть универсума, также подвергается аксиологическим изменениям. Философ В.В. Ильин так определяет процесс происхождения научных норм: от рефлективной логико-концептуальной обработки знания и установления рациональности предпринятых действий к появлению эффективных исследовательских способов, которые возводятся в нормы. При этом новые знания оказывают влияние на существующую ценностную шкалу. В современных условиях все большее значение приобретают социальные силы общества, которые оказывают огромное влияние на науку. Именно она разрабатывает масштабные социальные и экономические программы развития мира, которые не всегда ведут к положительным результатам (не случайно в настоящее время идет разговор об экологической катастрофе). Большое значение в современном мире приобретает наука как производство – это обязательное условие существования и воспроизводства многих видов деятельности человечества. В результате ценностной трансформации общества меняются не только общечеловеческие и социальные ценности, но и происходят культурные изменения ценностной шкалы в науке.

Особенностями аксиологичесой трансформации науки является: глобальность целей и последствий применения современных исследований, все большее влияние социального фактора на проблематику когнитивных задач науки, активное применение в деятельности научных институтов современных информационных средств.

Количество наук огромно – свыше 1700 частных наук. Но, именно наука способствует открытию законов во всех предметных науках – законы физики, химии, биологии, экономики, истории культуры и т.д. При этом определяющим фактором изменений будет являться культура, которая имеет возможность приводить в смысловое единство жизнь человека, предопределяя не только универсальные, но и смысложизненные, партикулярные ценности. Проблема современной цивилизации – бездуховность. В связи с усиливающимся влиянием науки в обществе и большим отчуждением культуры встает вопрос о гуманизации науки. Именно культура позволяет человеку, включая эмоции и оценочные установки участвовать в научном процессе познания, проявляя свое целостное отношения к универсуму. Именно в этом плане можно рассматривать культуру как специфическую сферу творчества, составляющую существенный момент природы науки как таковой.  

В заключение можно сказать, что аксиологические аспекты современной науки чрезвычайно важны в процессе духовного и практического освоения универсума. Для современного «информационного общества» научное мировоззрение должно стать приоритетным. Вместе с социально-культурными изменениями общества и категориальными компонентами антропологического стандарта человека трансформируется не только ценностная шкала, но и выдвигаются новые идеалы, нормы социокультурного плана. Проблема современной цивилизации – бездуховность, и наука только в единстве с гуманистическими ценностями может успешно изучать объективные законы научной сферы.

 

Литература

 

1.           Законы научной сферы общества: Материалы 10-й Международной Ярмарки идей, 35 Академического симпозиума / Л.А. Зеленов. Научная сфера общества. – 298 с.

2.           Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. – М., 1994. – 274 с.

3.           Ильин В.В. Аксиология / В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 215 с.

4.           Культурология .XX век: Антология. Аксиология, или философские исследования природы ценностей. М.: ИНИОН. 1996. – 282 с.

5.           Ценности культуры и современная эпоха.  М.: Прогресс. 1990. С.53

6.           Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. М.: Наука, 1990. – 224 с.

7.           Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2.  СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с.

8.           Daniel Bell” s theory of the information society / A.S. Duff – Journal of Information Science, Vol. 24, №. 6, Napier University, Edinburgh, Scotland, UK – 500 p.