Магистрант кафедры культурологии Плохотникова Ольга

Курский государственный университет

 

СТРИТ-АРТ КАК НОВОЕ ИСКУССТВО

 (КУЛЬТУРОДОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

 

15 марта 1918 в издании «Газета футуристов» был опубликован декрет вождей «российского футуризма, революционного искусства молодости», заявивших, что отныне искусству нет места в «дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах». «Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев… <> самоцветными радугами перекинутся картины ... на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз ... прохожего»[1].

Вряд ли современные уличные художники читали этот манифест, но связь между ним и тем, что происходит сегодня, по всему миру, очевидна. В то время как одни райтеры[2] украшают улицы европейских городов объёмными картинами на асфальте, другие кричат через свои трафаретные работы о социальной несправедливости, критикуют систему и просто выражают себя.

Современное искусство – это отражение индивидуальных взглядов как художников, так и зрителей. Для кого-то экспозиция в виде вбитого в стену выставочного зала гвоздя является метафизическим посылом и чем-то актуальным, для кого-то – непонятным, лишённым смысла и никак не связанным с творчеством. Подобная двойственность затрагивает и стрит-арт – явление молодое, но стремительно набирающее обороты.

Стрит-арт распадается на множество направлений, с определёнными техниками, которые объединяет одно: принцип «Я думаю», «Я говорю», охватывающий не только сознательные акты, но и то, что «высказалось» бессознательно, само собой.

Стрит-арт, «с одной стороны, продолжает анти-академическую и анти-музейную традицию нового искусства, с другой – радикально пересматривает контекст всякого искусства (не только вопросы серийности, авторства, но и вопросы этики образов, контекста восприятия, целей эстетического высказывания)»[3].

С этих позиций под стрит-артом можно понимать арт-объекты, зафиксированные в контексте городского пространства и являющиеся его продолжением. В качестве пространства выступает городская инфраструктура: стены домов, заборы, гаражи, вагоны метро, телефонные будки – любая поверхность, на которой можно рисовать, клеить трафареты, размещать инсталляции. В каждой работе можно заметить взаимодействие городской среды и авторского замысла, концепции. Обычный дорожный знак может быть превращен художником в выражение антимилитаризма, а памятник трансформирован, становясь носителем нового смысла.

Взаимодействие с пространством, органичное слияние с ним является отличительной чертой уличного искусства, главным аспектом выработанного уличными художниками кодекса, за пределами которого – вандализм, с его преувеличенной проблемой. Иногда сами власти идут с художниками на компромисс, без боя отдавая стены и заборы.

Интересно то, что райтеры нисколько не отрицают того наследия, которое создавалось на протяжении длительного времени, активно используют его в качестве базы, привнося при этом что-то своё. Ряд художников признаёт преемственность (было бы странно, если бы не признавали) и гордится тем, что существует некая связь поколений. «Конечно же, я люблю Малевича. Концептуалисты на меня повлияли. И американская живопись, например дриппинг Джексона Поллока. Еще дадаисты»[4] – говорит о влияниях на своё творчество райтер ZEVS.

Стрит-арт поглотил сюрреализм, поп-арт, абстракционизм, перемолол их в соответствии со своим видением того, что должен нести творец миру (именно нести, т. к. смысловая нагрузка в ряде случаев является приоритетной в работах уличных художников) и выдал нечто новое, но отдалённо напоминающее «хорошо забытое старое» искусство. Существует мнение, что «стрит-арт мало привязан к какой либо стилистике и технике, главной его чертой является направленность на прямой диалог с простым уличным зрителем и со средой. Стрит-арт концептуален, но при этом не нуждается в особом восприятии (зритель, художник, критик). В то же время сложно согласиться с наивным определением ²стрит-арт остается стрит-артом пока делается на улицах², поскольку многие современные акции – скорее похожи на перформанс с социологическим подтекстом»[5]. Но, представляется, что именно техника и материалы определяют форму: трафареты используются чаще всего для протестных работ, аэрозольный баллончик – для создания объёмных надписей, существуют определённые каноны для граффити и т. п.

Таким образом, стрит-арт является закономерным продолжением авангардистского искусства в новое время и с новыми возможностями. Его основой может быть как неприятие процессов, охватывающих разные сферы жизни современного человека, так и желание расширить границы творчества в вечной погоней за свободой. Художники, с одной стороны, в ряде случаев нарушают закон, с другой, – оказываются лицом к лицу с аудиторией, что приводит, в том числе, и к смене применяемых материалов. Райтер Эльтоно, пишет, что начал использовать баллончик вместо кисти, «не только потому, что это дает выразительную и четкую линию…», если вы рисуете кистью, то «никто не трогает вас. Это не выглядит агрессивно»[6]. Хотя часто наоборот, «некоторые люди начинают спорить с человеком, красящим стену»[7]. А значит, представители новой волны уличного искусства – люди, понимающие важность индивидуального самовыражения как важнейшей культурной ценности, благодаря которой можно преодолеть отчуждение в творчестве.

Примечания:



[1] «Газета футуристов». – М., 15 марта, 1918.

[2] Райтер – уличный художник.

[3] См.: «Стрит-арт как искусствоведческая проблема» http://shmandercheizer.livejournal.com/20232.html

[4] «Эпоха развитого вандализма» http://www.kommersant.ru/doc/1404520

[5] «Стрит-арт как искусствоведческая проблема». http://theoryandpractice.ru/posts/1251-ulichnoe-iskusstvo-vyroslo-ono-bolshe-chem-graffiti

[6] Райтер Эльтоно

[7] «Уличное искусство выросло – оно больше, чем граффити». http://theoryandpractice.ru/posts/1251-ulichnoe-iskusstvo-vyroslo-ono-bolshe-chem-graffiti