Льдокова Г.М., Панфилов А.Н., Исмаилова Н.И.

Исследование этнокультурной социализации студентов в многонациональной среде  образовательного  учреждения

Образование подрастающего поколения, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Для многонациональной среды характерна активность межэтнического общения, обусловленная формированием её по территориальному признаку, комплектованием из традиционно проживающих в конкретных местностях национальностей, привыкших к постоянным контактам друг с другом, взаимно уважающих традиции, привычки, нормы поведения одна другой. В многонациональной среде наблюдается большое разнообразие форм межличностных отношений, основанных на национальной принадлежности, культурной  специфике, своеобразии языка, обычаев, традиций.

 Подрастающее поколение попадает в условия многонациональной среды, общаясь со сверстниками, знакомыми  и, конечно же, находясь в образовательном учреждении. 

         Многонациональное образовательное пространство - такая форма жизнедеятельности, которая выводит учебное заведение в широкий мир этнической и мировой культуры, намного расширяет возможности личностного и профессионального саморазвития, самореализации и самоопределения.  В рамках многонациональной образовательной среды  соответственно имеют место межнациональные контакты. Межнациональные контакты могут осложняться в силу наличий разного культурного характера. Разница как в вербальных, так и невербальных формах общения людей, принадлежащих разной культуре, ведёт к неверному толкованию чувств, намерений, мотивов партнёров по общению.   Многонациональное образовательное учреждение - 1) локальное социальное звено образовательного пространства города, региона, отражающее технологии поликультурного личностно-ориентированного образования и обеспечивающее педагогическую поддержку и адаптацию личности в поликультурной образовательной среде; 2) учреждение с многокультурным контингентом, призванное удовлетворять образовательные, социокультурные и адаптивные потребности учащейся молодежи.

Многонациональная среда в образовательном учреждении выступает совокупностью условий жизнедеятельности индивида и главной детерминантой его потребностей, является определенной формой и продуктом деятельности людей различных культур, она представляет собой социальное пространство, в котором происходит общий процесс развития учебного заведения, а также функционирование и развитие культур во всех их проявлениях. Это будет происходить на должном уровне, если в данной многонациональной среде будет царствовать этническая толерантность. Этническая толерантность понимается как «сложное установочное образование личности». Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям.

                   Студенческая среда - это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. В крупные города приезжает учиться молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Именно в ВУЗах встречаются представители самых разнообразных этнических групп, и вступают в контакт различные системы мировосприятия и миропонимания. Межэтническое общение в студенческой группе есть нечто большее, чем рутинный аспект всякого человеческого общения вообще, оно есть, прежде всего, общение между субъектами социально-этнического процесса, это реальное проявление и бытование межнациональных отношений.        

           Межэтническое общение студентов в многонациональном образовательном учреждении, предполагающее взаимодействие, требует от участников не просто осознания необходимости и желания вступить в общение друг с другом, но и стремления к саморазвитию, развертыванию всего богатства внутренних связей с целью поиска возможностей для исчерпывающего и адекватного межэтнического взаимодействия. В таком случае межэтническое общение будет способствовать развитию всех его участников.

            Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь.  В целом в повседневной жизни этничность подавляющего большинства студентов не актуализирована и этническая самоидентификация не занимает ведущих позиций. Несмотря на это, студенты проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. В то же время следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя многие студенты имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, достаточно значительное количество определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности.

          Многонациональная среда вуза включает в себя сам вуз, администрацию, педагогов, родителей, друзей, т.е. людей и институты во взаимоотношения с которыми вступает студент.

       Процесс общения в многонациональной среде - это процесс обмена информацией между различными культурами и представителями данных культур с целью понимания и принятия иных культурных ценностей и адекватного положения в иной культуре.   Общение в многонациональной учебной группе  довольно сложно и многогранно. Целью участников  является достижение в процессе общения взаимного понимания при всей возможной разнице занимаемых в этом диалоге позиций. Особенность диалога разноязычных культур состоит в том, что многофункциональность слов одного языка гипертрофируется многообразием вариантов придания значения этому слову в другом языке.

          Межнациональные отношения  в ВУЗе основаны на оценке объективно существующих различий между группами и степени готовности к взаимодействию и включают в себя явления дифференцирующего и интегрирующего характера. К явлениям дифференцирующего характера относятся более позитивная оценка собственной группы и чувство групповой солидарности, межгрупповая дискриминация, ингрупповой фаворитизм. Интегрирующий характер имеют такие явления, как вхождение группы в более широкую социальную общность, открытость группы по отношению к другим группам, потребность в обращении к социально значимой внешней группе.

Этнокультурное становление  молодого поколения является одним из направлений социализации и  представляет собой многомерный социальный процесс, в единстве коллективного (каждое поколение этноса осваивает историческую культуру) и индивидуального (каждый член этноса осваивает свою этническую культуру) измерений.

      Этнокультурная социализация - это освоение и реализация культурно - национальных, возрастноориентированных программ, формирование биосоциальных способностей молодых индивидов к сохранению как национальной культуры своего народа, прежде всего, так и интернациональных элементов культуры, воспроизводство уже сложившихся традиций и развитие новаций, поддержка межнационального общения и обогащения культур. Сущность этнокультурной социализации молодежи невозможно понять вне конкретно - исторического подхода, цивилизации, культуры, особенностей того или иного класса, той или иной социальной группы, входящих в состав данной нации или народности.
                   Содержание этнокультурной социализации молодежи включает в себя, прежде всего, освоение родного национального языка и его применение, что в детстве самым непосредственным образом связано с семьей, близким окружением. В молодом возрасте в этом процессе активно участвуют общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, другие социальные институты, группы свободного времени. Далее - это освоение основ родной национальной культуры и использование их в повседневной практике. Это также распредмечивание основ культуры, а нередко - и языка других народов, знакомство с некоторыми интернациональными (как их иногда называют, общечеловеческими) основами культуры.

В процессе этнокультурного становления   первоначально происходит осознание тождественности со своим этносом и, как следствие, осознание собственных этнопсихологических особенностей, а также осознание себя субъектом своей этнической общности, т.е. представителем своего этноса, что характеризует этническую определенность и состоятельность личности. На основе этого человек воспринимает культуру и ценности других наций и как следствие - формируется этнокультурная компетентность.

Этнокультурная компетентность - степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия.

Этнокультурная  социализация является непрерывным процессом. Её этапы не связаны напрямую с возрастным и психологическим развитием личности. Главным показателем первичного этапа этнокультурной социализации является формирование этнической идентичности (имеющее возрастную динамику), показателем вторичного этапа выступает этнокультурная компетентность личности, основанная на позитивной этнической идентичности.  Этнокультурная  социализация молодежи в обществе выступает условием социального воспроизводства.

     Этнокультурная социализация  молодого поколения является одним из направлений социализации и  представляет собой многомерный социальный процесс, в единстве коллективного (каждое поколение этноса осваивает историческую культуру) и индивидуального (каждый член этноса осваивает свою этническую культуру) измерений.

Нами было проведено исследование этнокультурной социализации студентов в многонациональной среде ЕГПУ. Выборка состояла из 60 человек:  студенты татарской национальности - 24 человека, студенты удмуртской национальности - 15 человек, студенты русской национальности - 21 человек.

В исследовании были использованы следующие методики:  «Тест культурно-ценностных ориентаций» Дж. Таусенда и  «Опросник этнокультурной социализации». Для определения культурно-нравственного уровня студентам предлагалось написать пословицы и поговорки о морали и нравственности, которые они знают.

 Для определения основных тенденций формирования и становления культуры был использован «Тест культурно-ценностных ориентаций» Дж. Таусенда.

 Традиционная культура свойственна достаточно небольшому проценту испытуемых  независимо от национальности. Среди студентов русской национальности она свойственна 3% испытуемым, среди студентов татарской национальности - 15%, среди студентов удмуртской национальности -2%.  Всем  студентам этой группы свойственна ориентация на прошлое, консерватизм,  зачастую  такие люди следуют традициям и обычаям своего народа, идущим далеко из прошлого.

Нужно отметить, что многим студентам свойственна современная культура, среди студентов русской национальности она характерна для  19% испытуемых, среди студентов татарской национальности - 10%,  удмуртской национальности - 20%.    Данная категория студентов  ориентирована на настоящее, на современные  события, отношения между людьми, которым свойственна современная культура, обычно формализованная, четко определенная  их статусом и ролью в социальной системе.

В выборке имеются  такие студенты, которым свойственна динамически развивающаяся культура. Среди студентов русской национальности она выражена у 13% испытуемых, среди студентов татарской национальности у 5%,  удмуртской национальности у  17% испытуемых. Данные студенты ориентированы на будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Обычно они строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично. Таких людей также отличает стремление узнавать что-то новое об особенностях своей культуры, нации и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что студентам свойственна современная культура. Они ориентированы на настоящее, на современные им события. Ценности таких людей сосредоточены на человеке, его правах, призвании; есть большая потребность в развитии способностей, стремлении к самореализации и самоактуализации. Возможно, это связано с попаданием в новые социальные условия,  стремлением реализовать себя в них.

Для определения степени успешности этнокультурной социализации в условиях многонациональной среды  был использован «Опросник этнокультурной социализации».

Анализируя данные, можно отметить, что среди обследованных студентов русской национальности 20% испытуемых утверждают, что осведомлены  как о культуре  своей нации, о её традициях, убеждениях, так и о культуре и ценностях других национальностей. Среди представителей татарской национальности таковых 24%. Это люди, знающие свою культуру и отличающиеся осведомленностью в области ценностей и традиций представителей иных наций. Дальнейший анализ показывает, что среди представителей удмуртской национальности, студентов, хорошо знающих особенности как своей, так и иных наций - 27%. Как правило, это открытые, общительные люди, ориентированные на социальные и моральные нормы в обществе.

Следует заметить, что среди обследованных студентов русской национальности, у  45% испытуемых сформированы социальные нормы и культурные ценности как своей нации, так и других национальных групп. Обычно такие люди принимают и  усваивают нормы общественного поведения в условиях многонациональной среды, а также правила социального взаимодействия в ней.        Среди представителей татарской национальности  45%   студентов могут смело утверждать, что следуют нормам общественного поведения в условиях многонациональной среды и преобразуют их в систему личных убеждений и ценностей. Нужно отметить, что среди представителей удмуртской нации  у 36% испытуемых   сформированы социальные нормы и культурные ценности, как своей нации, так и других национальных групп.  Обычно такие люди принимают и  усваивают нормы общественного поведения в условиях многонациональной среды.

Нужно отметить так же, что 34%  испытуемых   студентов русской национальности знают нормы и способы общения с представителями иной национальности. Их отличает ориентация на сотрудничество и кооперацию в многонациональной среде, а также умение ставить реальные цели и достигать их. Среди обследованных студентов татарской национальности таковых 25%, а среди представителей удмуртской нации 27% испытуемых.

Кроме этого, у 6% испытуемых  студентов татарской национальности наблюдается негативный настрой по отношению к другим этническим группам, неудовлетворенность их действиями и отношениями и культурными особенностями. Нужно отметить, что среди обследованных студентов русской национальности таковых 8% испытуемых, а среди представителей удмуртской нации 3% испытуемых.

Исследования свидетельствуют, что среди испытуемых студентов русской национальности 20%  хорошо ориентируются в культуре, традициях и нравах своей национальности. Что касается представителей татарской национальности, то среди обследованных таковых 26%, то есть это люди хорошо знающие свою культуру и национальные особенности. Необходимо заметить, что среди испытуемых удмуртской национальности 28% студентов  утверждают о том, что они хорошо ориентируются в нравах и культуре своего народа.

Что касается ориентации студентов в культуре, традициях и нравах представителей других национальностей, то среди испытуемых студентов русской национальности 10% из  обследованных хорошо ориентируются в культуре, традициях и нравах представителей других национальностей.  Как правило, это общительные и доброжелательные люди, стремятся к установлению контакта с представителями иной национальной группы и к ознакомлению с их культурными особенностями. Что касается представителей татарской национальности, то среди обследованных таковых 18%, то есть это люди, хорошо знающие культурные особенности и нравы человека иной нации. Необходимо заметить, что среди испытуемых удмуртской национальности 10% студентов утверждают о том, что они хорошо ориентируются в традициях и культуре представителей других национальностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что  среди обследованных студентов представители удмуртской национальности лучше, чем студенты других наций ориентируются в своей культуре, традициях и нравах. А вот что касается осведомленности относительно культуры других национальных групп, то здесь можно сказать, что представители татарской национальности лучше, чем остальные студенты ориентируются в культуре, нравах и традициях.

Для определения культурно - нравственного уровня личности студентам было предложено задание: в течение нескольких минут написать пословицы и поговорки о морали и нравственности, которые они знают.

Необходимо заметить, что данное задание выполнили всего 35% студентов из 100%.  Анализ данных показывает, что многие пословицы и поговорки у студентов разных национальностей совпадают, однако у некоторых студентов  есть и такие высказывания, смысл которых совсем не совпадает с другими.

Студентами русской национальности были написаны следующие пословицы: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»; «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»; «Не рой яму другому, сам в нее упадешь»; «Не делай другому того, чего не желаешь себе»; «Что посеешь, то и пожнешь»; «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»; «На воре и шапка горит».

Студентами удмуртской национальности были написаны такие пословицы: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»; «Сколько волка  не корми, он все в лес смотрит»; «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»; «Ученье - свет , а не ученье - тьма»; «Любишь кататься - люби и саночки возить»; «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»; «Век живи - век учись»; «Видно сокола по полету, а молодца по поступкам».

Студентами татарской национальности были написаны следующие пословицы: «Наблюдай за чужим характером и исправляй свой»; «Мстят только слабые, сильные умеют прощать»; «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»; «Любишь кататься - люби и саночки возить»; «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «В гостях хорошо, а дома лучше»; «В одну реку дважды не войдешь»; « С кем поведешься, от того и наберешься».

У обследованных студентов русской национальности преобладают пословицы о трудолюбии, добре, о вреде зависти, о культуре речи. Среди студентов удмуртской национальности преобладают пословицы о добре, труде, учении, о нравственных поступках человека. Важно отметить, что среди обследованных студентов татарской национальности выявились пословицы о твердости характера, трудолюбии, аккуратности, своевременности, об избирательности в общении с людьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты   легко взаимодействуют с людьми  иной национальности; в ходе этого общения имеет место взаимопонимание, толерантность, уважение к чужому мнению и нраву. Такие люди не склонны к конфликтам, скорее придерживаются тенденций сотрудничества в многонациональном коллективе. Их, прежде всего,  отличает  способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также положительное отношение к таким отличиям. 

 Однако, среди них есть и такие, которым трудно  принимать правила и традиции многонационального коллектива, для них характерна импульсивность в общении с человеком другой национальности либо наоборот сильная впечатлительность и замкнутость, зачастую такие люди   легко расстраиваются, неустойчивы в интересах.