Психология и социология/5. Психолого-воспитательные проблемы разви­тия личности в современных условиях.

 

К. пед. наук Левицкая И.А.

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, Россия

  Социокультурная  деятельность в системе формирования личности

 

В современных условиях одной из главных функций социокультурной деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную жизнь, формирования ее социальной активности.

Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер и зависит от способностей конкретной личности. Процесс приобщения к культурным ценностям идет от личности к ценностям культуры, и задача социокультурных институтов состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между комплексом социокультурных знаний, умений и навыков и содержанием творческой деятельности личности, связанной с удовлетворением потребности в самоактуализации, самоорганизации, саморазвитии, реализации своих способностей.

Социокультурная деятельность как целенаправленный, специально организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс характеризуется, прежде всего, социализирующей функцией, обеспечивающей через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию членов общества. 

 Понятие социокультурная деятельность включает в себя три составляющих: социум, культура и деятельность. Как отмечают А.П. Марков и Г.М. Бирженюк, «в точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий и явлений, рассматриваемых изолированно друг от друга. Культура в контексте социума понимается не только как объективность «исторически застывшего», но и субъективность актуально воспринимаемого и практически осуществляемого, т. е. как персоналистическая реальность» [3].

Полностью соглашаясь с мнением Э.С. Маркаряна, который видит в культуре «внебиологически выработанный, особый, лишь человеку присущий способ деятельности и соответствующим образом объективированный результат этой деятельности», считаем, что концепция культуры «должна базироваться на анализе самой человеческой деятельности»[2]. Как отмечает М.С. Каган, основанием для такого вывода служит понимание человеческой деятельности как системы, элементами которой являются субъекты, объекты, продукты, средства и способы совершаемых действий, которая меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений [1].

Исследование сущности понятия «социально-культурная деятельность» началось в 50-х гг. XX столетия. Социолог Ж.Р. Дюмазедье определил ее как «сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности», как эффективное средство воспитания. Основной целью социально-культурной деятельности мыслилось создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям [4].

В российскую науку термин «социально-культурная деятельность» введен М.С. Каганом, который, рассматривая человеческую деятельность «как двухуровневую биосоциальную систему, складывающуюся благодаря превращению — как в филогенезе, так и в онтогенезе жизнедеятельности живых существ — в социокультурную деятельность человека как общественного существа», считал, что первым уровнем этой системы является биологическая жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, специфически человеческая деятельность (социокультурная): «…У человека биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свой биологический фундамент, не позволяя ему функционировать в чистом виде» [1].

С этой точки зрения социально-культурная деятельность соответствует понятию собственно человеческая деятельность, которая, как считает М.С. Каган, заключается «в социокультурной деятельности человека как общественного существа» [1]. Н.Н. Ярошенко утверждает, что «социально-культурная деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [5].

Таким образом, социокультурная деятельность как процесс, отражая логику педагогического взаимодействия, выступает как связь субъектов этого взаимодействия.

 

Литература:

 

1.     Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М, 1994. С. 44.

2.     Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. С. 37.

3.     Марков А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1997. С. 5.

4.     Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Вестн. Моск. ун- та культуры и искусства. Вып. 23. М, 2006. С. 30.

5.     Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусства. Вып. 13. М., 2001. С. 39–43.