Психология и социология / 5. Психолого-воспитательные проблемы развития личности в современных условиях

К.психол.н. Дьяченко Е.А.

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, Россия

Проблема духовности человека в условиях материально-денежных отношений

 

В настоящее время одной из мощнейших сил, управляющих поведением людей, становится стремление к материальному обогащению.

В 2011 - 2012 учебном году среди студентов Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (всего в исследовании приняло участие 175 человек) было проведено эмпирическое исследование ценностей. Использовалась методика Е.Б. Фанталовой, в которой предлагается проранжировать 12 ценностей (активная жизнь; здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь; материально обеспеченная жизнь; наличие друзей; уверенность в себе; познание; свобода; счастливая семейная жизнь; творчество). Анализ результатов позволяет утверждать, что материально обеспеченная жизнь как ценность имеет преимущественное значение для взрослых людей в возрасте 18 – 25 лет (данная ценность заняла 1 и 2 ранговые места, а использование коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена показал высокую схожесть ценностей).

Сама по себе проявившаяся ситуация вполне допустима, однако таит в себе потенциальную угрозу. Деньги, по определению являясь всеобщим эквивалентом, способны стать мерилом любых ценностей, в том числе и ценности человеческой жизни. Так, например, учащийся школы за обиду, нанесенную сверстником, нанял за деньги старшеклассников, которые встретили обидчика после уроков и избили…

Как отмечает народная мудрость, где начинаются деньги, заканчиваются человеческие отношения. Постепенно межличностные отношения становятся все более зависимыми – зависимыми от денег. Любая форма зависимости (аддикции) носит деструктивный характер, разрушающий как саму личность, так и человеческие отношения. Во взаимодействии зависимой от денег личности с окружающим миром происходит специфическая переориентация: «очеловечиваются, одушевляются» предметные отношения с деньгами и «опредмечиваются» человеческие отношения.

Деньги живут по своим законам, главный из которых – увеличение денежной массы. Зависимый от денег человек думает, что он управляет деньгами, тогда как на самом деле деньги управляют им. Деньги имеют единственную потребность (в отличие от человека) – увеличение своего влияния. За счет этого деньги перестраивают всю систему отношений между людьми, подчиняя себе их жизнь и диктуя свои правила игры – игры в человеческие жизни. Ведь сама человеческая жизнь становится лишь средством, способом производства и накопления денег. А должно быть наоборот, ведь человек работает, зарабатывает деньги для того, чтобы жить.

В мире денежной зависимости нет места состраданию, прощению, альтруизму, эмпатии, рефлексии - эти категории принадлежат человеческим отношениям. А вот в системе финансово-денежных отношений они обречены на вымирание в силу ненужности. Постепенно, денежный аддикт становится люмпеном, утрачивающим способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким тебя воспринимают окружающие, и, наконец, становится человеком, лишенным самого главного – духовности.

Термин «люмпен» (в переводе с немецкого «lumpen» – «лохмотья») изначально закрепился за людьми, опустившимися «на дно» общественной жизни – за бродягами, нищими – людьми, оторванными от своих корней и социальных связей, с разрушенными духовными ценностями. В настоящее время исследователями отмечается люмпенизация населения через нивелирование духовности и нравственности: «Склонность к … сомнительным в нравственном отношении действиям нормальна для люмпен–интеллигента» [4]; «Люмпен-элита «освобождает» себя от всяких нравственных требований, от долга и чести. Люмпен-интеллектуал убеждает люмпен-бизнесменов, что капитализм исчерпывается воровством, коррупцией, обманом. Люмпен-рабочий изготавливает столы, за которыми невозможно есть без мучений. Люмпен-крестьянин выращивает люмпен-хлеб. Люмпен-священники и люмпен-раввины произносят молитвы, от которых у Творца вянут уши, а у люмпен-верующих улучшается настроение. Внутри люмпен-страны существуют ещё и обычные люмпены, обычные бродяги и нищие… обычная люмпенизация маскирует новую» [4].

«Человек - это звучит гордо, не жалеть, уважать надо человека», - писал А.М. Горький в своей пьесе «На дне». Можно ли в таком контексте обратиться к современному человеку-люмпену, превратившемуся в денежного аддикта, с легкостью манипулирующего человеческими жизнями во имя денег? Манипулирование – неконструктивное межличностное воздействие, обязательно сопровождающееся агрессией и разрушением.

В конце XX века основатель этологии К. Лоренц предупреждал, что XXI век будет веком агрессии: «… Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями «инстинкта смерти», - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям…» [5]. В книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» К. Лоренц приводит критику современного ему общества с позиции естествоиспытателя, доказывая, что общественный прогресс, материально-денежные отношения обратно пропорциональны развитию духовности человека, приводят к эстетической и этической деградации.

Таким образом, зависимый от денежных отношений человек-люмпен оказывается зажатым в своеобразные ножницы внутриличностного конфликта, ведь Человек (с большой буквы) – существо социальное. Н.А. Бердяев писал: «Личность не самодостаточна, она не может довольствоваться собой. Она всегда предполагает существование других личностей, выход из себя в другого» [3].

В труде С.Л. Рубинштейна «Человек и мир», опубликованном уже посмертно, центральной, системообразующей характеристикой человека представлен способ его отношения к другому человеку. Эта идея, конечно, не нова, но С.Л. Рубинштейн выразил ее очень ярко: «Первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен установить» [6].

Человек с Человеком внутри, а не люмпен с дорогой машиной, особняком и счетом в банке, – это нравственная ориентация как путеводная нить нормального развития: «Альтруизм, - писал русский психолог А.Ф. Лазурский в начале XX века, - в том или ином виде представляется и формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращенных нет» [3]. Более поздние исследования Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник и др. также показывают, что отклонения личности, невротическое развитие, агрессивность тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека, а наиболее благоприятные условия для развития личности создает противоположная эгоцентрической - просоциальная – ориентация [2, 3].

Настоящее человека отражается в наших детях, за которыми – будущее. Современные дети живут при культе денег: с помощью денег можно решить все проблемы. Настоящие дети – будущее, они сами станут родителями. Но чему может научить люмпен в поколении?

Практическими психологами создаются программы обеспечения финансового благополучия детей [1]. Конечно, целенаправленное развивающее воздействие на детей, формирование у них такого отношения к деньгам, которое будет способствовать, а не препятствовать личностному развитию, - это важная задача. Но современному взрослому человеку нужно начать с себя. Чтобы влиять на ребенка, нужно самому стать образцом.

Еще древние философы понимали, что даже малые изменения, нарушающие гармонию, могут существенно изменить мир, ввергнуть его в хаос. Пока не произойдет осознание у современного Человека, что только в со-единении с себе подобными он найдет равновесие и гармонию, будет происходить постепенное разрушение Человека, его люмпенизация с нивелированной духовностью и нравственностью. Человек без Человека… без со-Человека… без будущего…

 

Литература:

1.                               Арефьева Т.А. Дети и деньги. – СПб.: Речь, 2006. - 246с.

2.                               Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1963. - 348с.

3.                               Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1980. - 352с.

4.                               Кротов Я. Свойства без человека [Электронный ресурс] / Режим доступа. - http://krotov.info/yakov/2_chlvek/2_svoystva/lumpen.htm.

5.                               Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / Под ред. А.В. Гладкого. – М.: Республика, 1998. - 393с.

6.                               Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 180с.