Из истории распространения  протестантизма в Казахстане в  дореволюционный период

ДжунусбаеваА.М.

 

К.и.н., доцент Южно – Казахстанского государственной фармацевтической

 Академии

г. Шымкент Республика Казахстан

 

Складывание религиозной ситуации на территории Казахстана носило сложный и неоднозначный характер. В значительной степени это  определялось политическим фактором, политикой государства в целом. Не менее значимыми были и другие причины: социально-экономические, культурные, идеологические, в той или иной степени, проявлявшиеся в распространении религиозных конфессий Казахстана.

С процессом присоединения Казахстана к России, растянувшемся на полтора столетия, одновременно происходило распространение и укрепление протестантизма, ставшего впоследствии одной из   влиятельных и многочисленных конфессий  Казахстана.

Протестантизмпредставляет собой весьма разветвленное религиозное направление, состоящее из десятков конфессий и течений. В дореволюционном Казахстане протестантизм был представлен четырьмя конфессиями - лютеранством, баптизмом, меннонитством и адвентизмом.

Протестантизм  в Казахстане имеет глубокие корни. 22 июля 1763г. Екатерина Вторая издала Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию съезжающим, поселиться в которых губерниях они пожелают», который приглашал иностранцев в Россию и предоставлял им особые условия и привилегии: свобода совести, свободное отправление богослужения, освобождение от службы в армии и т.д. При этом преследовались и политические цели - использовать мигрантов из Германии в качестве внутренних колонистов в продвижении на Восток страны и создавать там центры европейской и христианской культуры. 

Первые протестантские группы на территории Казахстана были представлены немцами, в частности лютеранами, затем меннонитами, баптистами и адвентистами. Вызвано это было тем, что в российской армии и местной колониальной администрации был значительный контингент немцев Помимо этого, Западная Сибирь, в том числе и территории входящие в состав Казахстана, были местом ссылки военнопленных шведов, поляков, финнов, значительная часть которых принадлежала к тем или иным протестантским конфессиям.

Первой протестантской конфессией в Казахстане было, несомненно, лютерантство. Лютеранство пришло еще во времена присоединения Казахстана к России. Общины лютеран возникали в местах сосредоточения контингентов российских войск. Прихожанами в данных общинах были офицеры российской армии, по происхождению немцы, которые испытывали потребность в духовном общении и попечительстве.[1,71]

Во второй половине ХVIII веке в Казахстане  появились первые меннониты. По договору с Екатериной II они обязались не пропагандировать среди населения свое вероучение.

С конца ХIХ в. - начале ХХ в. результате осуществления переселенческой политики царского правительства процесс распространения протестантских конфессий  значительно усиливается. В этот период появляются первые баптисты.

Как полагают отечественные исследователи Трофимов, Иванов еще в конце Х1Хв. их появление было зарегистрировано в Аулие-Ате (Жамбылская область), более 30 верующих обосновались в 1907г. в Павлодаре и т.д. [2,123]

Первые баптисткие общины находились в Акмолинской области, в Петропавловском, Акмолинском и Кокчетавском уездах, а также в Кустанайском уезде Тургайской области [2,81] Причем баптистские общины отличались от других протестантских деноминаций прежде всего    ориентированностью не только на немецкое, но и славянское население, чем вызывали крайнее недовольство у представителей православного духовенства.

Первые христиане-баптисты в  южных районах Казахстана появились в 1909г.  В  г.Таразе они посещали православную церковь, где пели свои гимны и беседовали с верующими. Лишь в 1920г. община смогла арендовать помещение и провести первое крещение нескольких верующих. В Алматы баптистская церковь была основана в 1917г. когда в город прибыло несколько баптистских семей с Украины и Оренбурга.

 Таким образом, появление первых немецких религиозных общин на территории Центральной Азии в середине ХVIII-нач. ХХ вв. было обусловлено ее присоединением к России, его переселенческой политикой царского правительства, миграцией немцев из европейской части России. Увеличение численности немецкого населения в 1914г. произошло за счет военнопленных, интернированных в Туркестан. Необходимо отметить и депортацию немцев 1915-1916 гг. из Волынской области в Сибирь и Северный Казахстан

Столыпинские реформы начала ХХ в. ускорили этот процесс. Среди тех, кто был переселен в завоеванный край, многие являлись лютеранами.

Происходило расселение немцев  по всей территории Казахстана. Так, в частности, по данным обзора Акмолинской области за 1912г., по вероисповеданию немецкое население данного региона распределялось следующим образом: католики -14775 чел. (т.е. 26,6%), лютеране- 29947(54%), баптисты – 10061 (18,2%), меннониты -580(1%).[3, 193-194]

Долгое время верующие не имели церквей, молитвенных домов и часовен. Это было обусловлено негативным отношением Русской Православной Церкви к иным христианским церквям.

Кроме того, положение протестантских общин  в значительной степени определялось и политикой генерал-губернаторов. Историки отмечают, что «именно из-за несогласия первого туркестанского генерал-губернатора К.П.Кауфмана потерпело неудачу первое прошение ташкентских католиков о строительстве каплицы (небольшой церкви), причем тот же К.П. Кауфман содействовал в возведении в Ташкенте лютеранской кирхи. А генерал барон А.В.Вревский и его преемник С. М. Духовский, напротив, помогли в продвижении в высшие инстанции ходатайства о постройке каплицы. Личное отношение начальника Закаспийской области видно и в деле о постройке асхабадского костела.[1,89]

 Царская администрация рассматривало менонитские общины как  силу, способную быстро поднять экономику окраин, создать эффективное сельское хозяйство. В этих целях им и предоставлялись определенные привилегии. Так,  с 70-х г. ХIХ, в период, когда Туркестанским генерал губернатором был генерал фон Кауфман, особое внимание уделялось привлечению   меннонитов на юг Казахстана в округ Аулие-Аты. При этом царское правительство освобождало меннонитов  от государственной службы и обязало их вместо этого служить в лесничестве.

Там было создано  пять менонитских деревень. Воинскую повинность меннонитам из этих поселений заменили службой в лесничестве или обязанностью производить посадку деревьев. В 90-х г. ХIХ в. была создана для детей меннонитов в с.Романовка-Копенталь под Аулие-Аты совместная с лютеранами приходская школа. 

 В начале ХХ столетия в Казахстане появились адвентисты седьмого дня. В 1902г. первые адвентист кие общины уже действовали в г.Усть-Каменогорске и Семипалатинске, п. Рождественка Акмолинской области, в Костанайской области.[4, 408]

В начале ХХв. происходит активизация деятельности протестантских     церквей после принятия Манифеста Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905г. Данный царский указ носил прогрессивный характер, предполагая установление цивилизованных отношений между церковью и государством.

В этот период  строятся католические молитвенные дома в Джаркенте (Панфилов, Семиреченская обл.), Копале (Талд-Курган, Семиреч.обл.) Открываются католические приходы в Семипалатинске. Пос. Придорожном Алексеевской волости Уральского уезда, с.Келлеровка Алексеевской волости Кокчетавского уезда Акмолинской области и др.

В отчете Туркестанского лютеранского церковного прихода  1905-1907 гг. сообщалось о наличии общин в Аулие-Ата, Чимкенте и в немецких колониях около Аулие-Аты – Орлово, Чимкенте - Константиновке, Акчар и др. Общее духовное руководство осуществлялось Московской Консисторией. Согласно перечню евангелического населения в Туркестане и Закаспии на 1897г., в Константиновке насчитывалось 392 лютеранина, вНиколаевском -46, в Орлово- 104, в Аулие-Ате-14 (в т.ч. 13 солдат). Кроме того, в Константиновке имелось 153 реформатора, в Орлово -8.

Приходы были многочисленны. Например, перед революцией 1917 г. в г. Петропавловске существовал католический приход. Насчитывающий 3 тысячи верующих приход пос. Озерное ( Кустанайский приход) охватывал 3342 немцев, выходцев из Тираспольской епархии и около 300-400 поляков.[3,195].

Таким образом, распространение религиозных конфессий на территории Казахстана имеет длительную историю. С присоединением Казахстана к России религиозная ситуация в степи изменяется. Процесс массовой миграции крестьян из российских губерний сопровождался распространением и утверждением на обширных просторах Казахстана православия и протестантизма.

К 1917г. протестантские общины  на территории Казахстана, представленные в основном немцами и славянами, были одними из  многочисленных религиозных конфессий, действовавших практических во всех регионах дореволюционного Казахстана.

 

 

Литература

1.                    Андрецов А.В. История протестантских конфессий в Казахстане (вторая половина ХVIII в.-1917г.).: дис…. канд. истор. наук, А., 2004. -183с.

2.                    Иванов В. Трофимов Я. Религии  Казахстана: Справочник.- Алматы: ВШП «Адилет», 1999. - 142с.

3.                     Трофимов Я.Ф. Религии немцев Центральной Азии: история и современность // Роль религиозных общин в жизни немцев Центральной Азии Международная научно-практическая конференция Алматы, 30-31 октября, 2002.- Алматы.- 279с.

4.                    Артемьев А.И. Религиоведение: Основы общего религиоведения, история религий, религии в Казахстане. – Алматы: КазАтк, изд-во «Бастау», 2002. – 572с.