ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЛОГИЯ/ 2.Наблюдение,

анализ и прогнозирование метеорологических условий

 

Абдиманапов Б.Ш., Муздыбаева К.К.

Казахский Национальный Педагогический университет имени Абая

Управление неблагоприятными и опасными явлениями  природы, на примере традиционного кочевого  хозяйства казахов

Одним из основных,  и в тоже время простейших показателей индикаторов развития человечества, является продолжительность существования этносов. Этносы – живые целостные организмы, «коллективные личности», рождающиеся, развивающиеся в течение 1-1,5  тысячелетий, а затем либо погибающие, либо переходящие в состояние устойчивости (гомеостаза). В последнем случае численность этноса стабилизируется на основе  не истощающей технологии природопользования. Достигнет ли этнос устойчивости? Это определяется, прежде всего, его врожденным миропониманием («просимволом») по О. Шпенглеру, «идеей – правительницей» по Н. С. Трубецкому и другим «евразийцам» /1/.

Понимание законов эволюции природы и общества дает возможность выбрать оптимальную линию поведения в неизвестном, сложном и трудно предсказуемом  будущем /2/. От этнического миропонимания зависит какие знания  и технологии этнос берет у предшественников и соседей, и насколько он может накапливать опыт проб и ошибок в управлении природными опасностями.  Исторические этнокультурные данные дают изучить условия гомеостатичного функционирования кочевых этносов на примере функционирования традиционного кочевого хозяйства казахов.

Как известно, по своей биологической сути человек – существо групповое, способное нормально жить только в обществе, отвечая его интересам и рассчитывая на ответные удовлетворения своих этнокультурных особенностей в отношении к природным опасностям, которые часто оказываются не менее значимым факторам, нежели ущерб от повреждения или разрушения объектов природным воздействиям. На основе вышесказанного, следует сделать вывод, что в управлении природными опасностями велика роль этнокультурного фактора. Так, по сведениям Б. Берри /3/, изучавшего этнопсихологические условия деятельности  транснациональных корпораций, показал, что готовность допускать риск (опасность) минимально у этносов, культуре которых свойственны коллективизм и стремления к заблаговременному  устранению неопределенностей в повседневной жизни.

В восприятии мира как такового, можно  выделить две модели, характерные для западных и восточных этносов /4/. Для западных народов более характерен прагматический характер  взаимодействия с природой,  психологическая отчужденность от нее. Взаимоотношения базируются в системе субъект (человек, я) – объект (природа). Тогда как, для восточных народов характерен непрагматический характер взаимодействия с природой, архаическое экологическое сознание, восприятие природы как духовной ценности. Взаимодействия базируются в системе субъект – субъект.

Объяснение существующего различия в проявлении и восприятии природных опасностей дал основатель компании «Сони» Акио Морито /5/. По его словам, японцы воспринимают свою страну как достояние нации, находящейся на временном попечении, тогда как жители США свою страну – как  лучшее место для бизнеса.

У многих этносов, в том числе и у казахского народа, сложились и существуют свои этнокультурные особенности в адаптации к неблагоприятным  и опасным явлениям природы и управления ими. Управление природными опасностями базировалось на огромном опыте казахского этноса,  основным занятием которых было кочевое и полукочевое скотоводство. Стратегически главными примерами снижения потерь был выбор наименее опасных территорий, использование быстро конструируемых построек (юрт), прогнозирование по народным приметам эпизодических и кратковременных неблагоприятных опасных явлений природы (НОЯ).

Кочевничество казахов, как особая форма природопользования и целая система взаимосвязанных и взаимообусловленных социо-культурных явлений на территории Казахстана, является приемником 3 тыс. летних традиций, предшествующих номадных социумов и насчитывает более 500 лет /6.7/. Хозяйственная деятельность казахов-кочевников определялась не только традиционными особенностями, но и диктовалось природным окружением и НОЯ. Необходимость существования этноса требовала усилий их преодолевать и управлять ими. Практически все компоненты,  образующие культуру казахов, были результатом выработанной в течение длительного периода приспособительной стратегии природопользования и существовали как своего  рода «ответ» на «вызов», брошенный средой обитания /7,8/.

Кочевое скотоводство было распространено к югу от 49 параллели и основывалось на пастбищном выпасе скота в течение круглого года. Этому способствовал относительно равнинный рельеф и разнообразие климатических условий, что давало возможность перегонять скот без больших затруднений нам более продуктивные пастбища или, например, из многоснежных мест на менее снежные. Содержа свои стада на подножном корме, казахи были вынуждены менять пастбища по мере того, как они выбивались и истощались и таким образом, двигаться с места на место в течение всего года. Такой способ содержания скота был известен в восточной части Центральной Азии с глубокой древности. Так,  ранние китайские летописные известия, относящиеся к первому тысячелетию до н.э., приписывают его гуннам, тюркам тюгю и уйгурам /9/. Это постоянное кочевание  с  места на место  нужно понимать как строго упорядочную систему природопользования с учетом природно-экологических возможностей природных комплексов.

Приведем несколько примеров природопользования у казахов-кочевников.  По мере наступления осени, скотоводы приближались к местам зимних пастбищ, наилучшими из которых являлись луговые и камышово-тростниковые заросли, защищенные от ветров  или с малой толщиной снега. Чтобы сохранить зимой весь скот, казахи в местах затвердения снежного покрова пускали осваивать пастбище сначала лошадей, которые легче разрывают и разбивают глубокий и затвердевший снег, поедая при этом верхушки травы, а затем пускали  следом крупный рогатый скот. А уж потом – овец и коз. Последним доставалась нижняя часть трав, оставленная лошадьми  и крупным рогатым скотом. Для верблюдов выбирали места, где  произрастал чий, карагана, кияк, кокпек и разные солонцовые травы /10/. Но, к сожалению, экстремальные явления природы оказывали губительное воздействие на кочевников. Так, например, в одной только Тургайской области в неблагоприятную зиму 1879-1880 г. пало 1528679 голов скота, что составляло 42 % от количества всего скота, имевшегося в крае. Потери скотоводства казахов этой области за суровую зиму 1891-1892 г. составили 1198451 голов скота /8/. Такое бедствие для мелких скотоводов означало полное разорение, голод и ставило их в экономическую зависимость от зажиточных  людей.

Кочевым характером скотоводства объясняется отсутствие у кочевников закрытых  или открытых помещений для скота. Чтобы избежать гибели молодняка в суровые месяцы, казахи-кочевники регулировали случку различных пород скота с таким расчетом, чтобы  молодняк появлялся весной с наступлением тепла и свежего подножного корма. В противном случае окот приходился бы на зимние месяцы и раннюю холодную весну, что привело бы к массовой гибели молодняка. Хозяйственная деятельность казахов имела сезонный характер /11/. В Центральном Казахстане все стельные матки должны были окотиться с 1 по 15 апреля, не раньше и не позже. Начало кочевки должно быть позже 10 мая, а стрижка овец в начале августа. Такая строгая сезонность хозяйственной жизни требовала знаний счета времени, что было  связано с наблюдениями небесных светил. По представлению кочевников, суровой зиме предшествуют неблагоприятные метеорологические условия летом и осенью. При летней засухе рост трав задерживается. Трава становится сухой и колючей, на что, прежде всего, реагировала лошадь. Она начинает общипывать верхушки карагана, а еще более того,  скидывает плод. Этих примет казахи боялись больше всего, так как, они - признак джута, предвестника суровой зимы. Прогноз погоды на ближайшее время определяли по поведению верблюда, коз, коров  и других животных. Так, перед бураном и морозом верблюд «сморкается».  В морозные дни козы и коровы крутят головами. Коровы перед бураном рано возвращаются с пастбища, а перед теплой погодой возвращаются поздно или остаются на пастбище всю ночь.

Волну похолодания полосу ненастья казахи называли «амал». По мнению казахов, некоторые «амал»   бывают каждый год приблизительно в одни и те же числа определенных месяцев. Таких «амал» бывает несколько. «Амал» в начале мая называли «куралай» (детеныш сайгака). Другой весенний «амал» называли «киіктін лағын өргізу» (окот козлят сайгака). Осенью бывает «амал» в день случки сайгаков  «киіктің матауы». Пускай пройдет такой-то «амал», и тогда я буду кочевать, говорили обычно казахи.     

Большое значение в деле обеспечения безопасного и доступного жилья  играла  особенность   материальной  культуры  в  области домашнего  быта  казахов-кочевников.  Необходимо  подчеркнуть, что  и  здесь кочевой   образ   жизни   наложил  свой  своеобразный  отпечаток /12/. Прежде  всего,  это  сказалось  на жилище,  его  форме,  материале,  конструкции,  внутреннем  убранстве  и  т.п. Необходимость  часто  менять  местожительство  в  связи  с  постоянным кочеванием  заставила  кочевников - казахов  постепенно  выработать  кочеванием  особый  переносный  тип  жилища,  являющийся  одним  из  наиболее  ярким  признаков  кочевого  быта. У   казахов  это  была  легкая  и  довольна  прочная  юрта, которую  можно  быстро  разобрать, навьючить  на  нескольких  верблюдов  или  лошадей  и  быстро, в  один  час  установить  по  приезде  на  новое  место. Обычно юрта казаха-кочевника  служила  ему  не  только  жилым, но  и  хозяйственным  помещением  и  в  случае  нужды, например  ранней  холодной  весной  помещением  для  ягнят, жеребят, телят, верблюжат. Так  как,  размеры  обычной  кибитки  не  были  велики  (20-30  кв.м.), то размещение  в  ней  различной  утвари  и  инвентаря, размещение  самых  обитателей  было  возможным  только  в  силу  того, что  юрта  делилась  на  определенные  части, закрепленные  обычаем, где  каждый  обитатель  обоего  пола  точно  знал свое  место  в  юрте, где для  каждой  вещи  также  было  строго  определено  свое  место. Разумеется, это  достигалось  экономией   в  смысле  размере, объема  и  количества  вещей  составляющих  обстановку  кочевого  жилища. Доброкачественное  кочевое жилище  казахов, в  котором  они  жили  в  течение  круглого  года, было  не  только  портативным, легким, но  и  защищающим  от  дождя, ветра, стужи  и  жары  и,  следовательно, в  значительной  мере  соответствовало  условиям  кочевой  жизни. Придавало оперативность и мобильность при надвигающейся опасности. Ставилось  и  разбивалось  такое  жилище  быстро  и  всегда  в  определенном  порядке. Изготовление  большинства  необходимых  частей  этого  жилища  было  доступно  рядовому  среднему  хозяйству  в  пределах  его  собственных  сил.

Таким образом, возможность предвидеть неблагоприятные природные процессы  и принимать меры по снижению их негативных последствий складывалось в результате долгих наблюдений над явлениями природы, своеобразного бытового устройства, ведения безопасного хозяйства и передаче этого опыта от поколений к поколениям на протяжении большого периода времени. Следует отметить, что и наряду с современными системами мониторинга за НОЯ, необходимо использовать многовековой опыт казахов-кочевников, в деле гармонизации в системе природа-человек-стихия.

 

Список использованной литературы

1.        Мягков С.М. Пути к социально-экологической устойчивости //Вестник Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1995. №5. С. 3-8.

2.        Александров С.М. Риск в экстремальных эколого-геоморфологических ситуациях // ВИНИТИ. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. – 1998. Вып. 7. С. 14-23.

3.        Berry B.J.L. Howord G. Roepke Lecture in economic geography. Comporative  geography of  the glosal economy: Cultures, corporations and the nation state Econ. Geography, 1989. VOL. 65. № 1.

4.        Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 480 с.

5.        Мягков С.М. Проблема  роста ущерба от стихийных бедствий //Глобальные изменения природной среды (климат и водный режим).- М.: Научный мир. 2000. – С. 277-291.

6.        Масанов Н.Э. История Казахстана: народы и культура.- Алматы: Дайк-Пресс, 2000.-608 с.

7.        Козыбаев и др. Казахи.- Алматы.: Казахстан, 1995.-352 с.

8.        Тойнби А.Дж. Постижение истории /сборник/. –М.: Прогресс, 1991.-186с.

9.        Иакинф Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.1.-Л.: 1950.-292 с.

10.    Чорманов М. Заметки о киргизах Павлодарского уезда. Сиб. Отд. Русского географического общества, Т. ХХХII. Омск, 1906.- С.4-7.

11.    Абишев Х. Элементы астрономии и погода в устном народном творчестве казахов. – Алма-Ата, 1949.-30 с.

12.    Потапов Л.П. Особенности материальной культуры казахов, обусловленные кочевым образом жизни. Сборник музея антропологии и этнографии, Т.ХII. – С.43-70.