Ткаченко Татьяна  Владимировна

кандидат пед. наук, профессор, зав. каф. вокально-хоровой подготовки учителя Харьковского Национального Педагогического Университета                          им. Г.С.Сковороды

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В КЛАССЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА

        Студент педагогического вуза – будущий учитель. Уроки по постановке голоса подготавливают студента к значительной голосовой нагрузке, которую испытывает каждый учитель общеобразовательной школы. Огромное значение  (при столь незначительном количестве учебных часов) имеет самостоятельная работа студента. Она – действенное средство в вокальном обучении при условии систематичности и организованности в четко продуманную систему заданий. Л. Баренбойм писал: «Творческое мышление и творческое воображение развивается у молодого человека, будь то исполнитель или математик, только в самостоятельных поисках, в самостоятельном сопоставлении явлений, в самостоятельном отборе и оценке [1, c.66]. В зависимости от учебных целей самостоятельная работа может быть подготовительной, тренировочной и контрольной.

       Подготовительная самостоятельная работа создает благоприятные условия для усвоения вокальных навыков на занятиях. Это и разучивание музыкально-литературного текста нового произведения, вокальная строчка вокализа, упражнения на освобождение или укрепление мышц голосового аппарата, самостоятельное распевание, прослушивание записей данной вокальной программы в исполнении знаменитых певцов.

       Тренировочная работа помогает усвоению, закреплению и развитию вокально-технических и художественных задач, впевание вокализа или вокального сочинения дома.

       Контрольная работа чрезвычайно важна для выявления уровня сформированности вокальных знаний и навыков. Ее результатом являются самостоятельно подготовленные студентами упражнения, вокализ, вокальное сочинение с методическим разбором.

       Особенно важно самостоятельное распевание, важна ежедневная дневная утренняя голосовая «зарядка». Эффективность самостоятельной работы находится в прямой зависимости от методики ее организации. Одна должна быть органическим продолжением  работы на уроке. Условием успешности самостоятельной работы должна стать постепенность усложнения задания. Она стимулирует деятельность студента, является видом обратной связи и необходимым звеном в процессе обучения. Самостоятельная работа по постановке голоса имеет и ряд своих особенностей. Студент должен распеваться строго по конспекту, который дает на уроке педагог. Комплекс распевок строго индивидуален для каждого студента и зависит от особенностей голоса. Каждый студент записывает свои распевки и работает с ними строго придерживаясь голосового режима.

         Наиболее целесообразно начинать распевание с закрытым ртом («мычать»), т.е. разогревать свой певческий аппарат. Пение с закрытым ртом осуществляется через сонорный гласный звук («м») при сомкнутых губах, с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением зевка. Такое распевание массажирует голосовые полости, развивает верхние резонаторы. При пении закрытым ртом связки никогда не возьмут звук, опасный для голоса, а, значит, исполнитель никогда не сорвет голос. Далее используется стаккатированное пение с закрытым ртом, что способствует фиксации нижней опоры дыхания, тем самым, укрепляя ее. Петь отрывисто каждый звук, атакуя его смыканием голосовых связок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы – значит петь staccato. Этот вид вокализации особенно полезен при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке, так как пение на staccato хорошо активизирует работу голосовых связок. Паузы между стаккатными звуками с остановкой дыхания помогают студенту ощутить дыхательную опору. Спетый верно на staccato звук может явиться отправной точкой для пения на legato.

          Пение упражнений на legato является основным средством выработки кантилены, то есть непрерывно льющегося звука, который составляет основу пения. Оно образуется только в том случае, когда выпеваемые звуки соединены плавно между собой, и каждый последующий звук «выливается» из предыдущего. Для этого эффективны распеки на хроматические гаммы. Они имеют необыкновенную ценность. Во-первых, они развивают и укрепляют внутренний слух, во-вторых, сглаживают регистры голоса, приближая пение к bel canto. Дыхание во время распевания должно браться только через нос. Этому методу были верны такие выдающиеся певцы как Полина Виардо, Тито Гобби и др. Главная задача при этом – приучение дышать носом, так как вдох при закрытом рте наводит на ощущение полноты и глубины вдоха и очень полезен начинающим певцам. При этом важно учитывать предельные возможности голоса. Так, распевание женских голосов происходит в пределах g2, тенора до g1, баритона до  d1-e1. Также немаловажен момент доверия себе, собственной природе. Задача педагога – формирование у студента умения раскрыть самого себя, приучить самостоятельно исследовать, совершенствовать себя.

       В вокальной практике принято различать несколько типов дыхания: грудное, смешанное (косто - абдоминальное) и брюшное (диафрагматическое). Деление дыхания на отдельные типы условно, так как на практике чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Вокально-педагогическая практика считает наиболее удобным смешанное нижнереберно – диафрагматическое, то есть смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки остается почти неподвижной, диафрагма и мышцы брюшной полости – активны.

        Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу мы можем регулировать сознательно, что очень важно для самостоятельной работы. Во время певческого вдоха (в отличие от обычного) происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Певческий вдох осуществляется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением зевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как это затрудняет подачу звука и сам процесс голосообразования. Великая певица Антонина Нежданова доказывала: «Пение без чувственной основы невозможно. Все тело должно быть свободным, движение непринужденным. Ученик должен стоять свободно, прямо, с хорошо развернутой грудной клеткой и свободными руками, он должен контролировать свободу мышц во время пения…перед тем как петь, у тебя перед глазами должна быть картина того, о чем ты будешь петь» [2, c.37].

        На начальном этапе работы со студентом мы акцентируем внимание студента на трех аспектах пения, используя терминологию К. Дорлиак – «высоко», «близко», «низко». «Высоко» - пение в верной высокой позиции, которая формируется при пении на звук «и». На этом основании возникло правило: «Чем выше звук, тем ниже опора» [3, c.143]. «Низко» - находим точку опоры звука, которая откликается на смех, staccato. При этом межреберное и нижнереберное дыхание работает произвольно и верно. Н. Ирецкая считала, что «звук, идущий из глубины, попадает в самую высокую точку звучания; дальнейшее искусство должно быть употреблено на то, чтобы удержать это положение» [4, c. 25]. «Близко» - значит вывести звук как бы к кончику носа (упражнение на слоги «джи», «дзи», «джу»). После усвоения этих упражнений необходимо познакомить студента с теорией постановки голоса. Дать ему сведения о голосовом аппарата и певческом звуке, певческой артикуляции и дикции, классификации и краткой характеристике певческих голосов, гигиене голоса и голосовом режиме.

          Самостоятельная работа студента по усвоению вокальных произведений не только путь к преодолению разнообразных трудностей, но и действенный педагогический метод его профессионального роста.

 

Литература

1.     Баренбойм Л. О самостоятельности. – М., 1963.

2.     Нежданова А. Материалы и исследования. – М., 1962.

3.     Кравченко А. Секреты бельканто. – Симферополь, 1993.

4.     Вопросы вокальной педагогики. – М., 1967. Вып. 3.