Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная

социально-педагогическая

академия, Республика

Башкортостан

Художественная биография

(на примере башкирского исторического романа)

        В башкирской исторической романистике можно выделить группу произведений, включающих в свою художественную структуру черты исторического повествования, научной биографии, документалистики. Сочетание в них нескольких стилевых начал порой затрудняет точное определение их жанровой принадлежности. Вместе с тем сосредоточенность авторского взгляда на жизни и судьбе исторического деятеля, создание авторской концепции его личности, художественное решение проблемы героя и времени, показ их сложных взаимоотношений – все это позволяет рассматривать эти произведения как своего рода художественные биографии.

         В многонациональной литературе есть классические образцы таких произведений. Это,- прежде всего, романы Ю. Тынянова «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара», воспроизводящие личность, судьбу декабриста Вильгельма Кюхельбекера и А.С.Грибоедова.

         Не менее активно эта разновидность художественно-документальной литературы развивается в национальных литературах, в частности башкирской.   Назовем романы «Кинзя» Гали Ибрагимова, «Северные амуры», «Сырдарья», «У истоков Агидели», «Салават батыр» Яныбая Хамматова, «Карасакал» Булата Рафикова,  «Кречет мятежный» Роберта Баимова, «Кровавый пятьдесят пятый» Гайсы Хусаинова и др.

         В своем романе Г. Ибрагимов обращается к личности, деятельности сподвижника Емельяна Пугачева известного вина, абыза, ученого Кинзи Арсланова. Художественная структура романа «соткана» из различных стилевых пластов и повествовательных линий. В нем есть образная символика, лирико-романтические отступления, точные и меткие психологические детали, помогающие раскрыть характеры героев. Строгий стиль документального повествования органически сочетается с живым разговорным языком, фольклорными мотивами, с яркими, захватывающими картинами боевых эпизодов, созданных авторским вымыслом; портреты известных исторических деятелей перемежаются с образами вымышленных персонажей. Собственно романный сюжет выстраивается из повествования о жизнедеятельности Кинзи Арсланова, членов его семьи, отца, соратников, друзей. В романе немало страниц, демонстрирующих Г. Ибрагимова как художника слова, мастера психологического анализа, портретиста и пейзажиста. Пейзажные описания занимают значительное место в идейном содержании романа, его сюжетно-композиционной организации. Часто мы видим Кинзю на лоне природы – у берегов Агидели или в степных просторах. Являясь одним из средств раскрытия характера героя, природа в романе выступает также символом малой родины, куда стремятся башкирские джигиты после заграничных походов. В связи с этим необходимо отметить такую особенность романа, как его насыщенность национальным колоритом. Действие происходит во многих уголках России, за рубежом, но чувство малой родины, любовь к ней никогда не покидает автора и его героев.

         Большие сложные проблемы, связанные с судьбой башкирского и других народов, многочисленные характеры исторических лиц и вымышленных персонажей, сочетание в сюжете романа событий социального звучания с личной жизнью героев - все это послужило основой для создания многопланового повествования.

Об участии башкирских войск в Отечественной войне 1812 года повествуется в романе Яныбая Хамматова «Северные амуры». О названии романа. В древнегреческой мифологии Амур – это бог любви, изображенный в виде крылатого мальчика с луком и стрелами. Французы, впервые увидев башкирских воинов-стрелков, стали называть «амурами с севера».

Основная сюжетная линия романа связана с жизнеописанием Кахыма Ильмурзина, его деятельностью в разные периоды жизни. Благодаря изображению его в различных ситуациях – в бытовой обстановке, в бою, в общении с другими действующими лицами, наедине с собой - достигнута художественная полноценность, психологическая глубина характера героя. Через его образ писатель строит концепцию личности исторического деятеля. Кахым предстает в романе как передовой, образованный человек своего времени, духовный облик, черты характера которого свидетельствуют о большом личностном потенциале и  внутреннем богатстве.

Первая часть романа посвящена детским и юношеским годам Кахыма. Автор показывает, как будущий герой воспитывался в условиях башкирской деревни. С первых страниц перед читателем «стройный подросток, почти юноша, с нежным пушком на верхней губе», способный защитить мать от разъяренного отца, и отстоять свое достоинство. Первые жизненные уроки Кахыма связаны с поэтом-сэсэном, кураистом, есаулом Буранбаем Кутусовым. Именно от него впервые Кахым слышит Пугачеве и Салавате, наглости начальников, поборах мужиков, тюрьмах, ссылке, каторге… Буранбай говорит: «…русские ссыльные открыли мне глаза: нечего надеяться на победу над угнетателями, пока не окрепнет дружба между русскими, башкирами, татарами, чувашами, словом, всеми народами. В единении – сила!» (с.13). Глубоко запали эти слова своего любимого наставника и покровителя в душу юного героя и во многом определили образ его мыслей и всю дальнейшую судьбу. Знакомство и дружба с сыном генерал-губернатора края Волконского  Сергеем, поступление в офицерскую школу в Петербурге, новые знакомства и общение в столице с будущими декабристами и другими прогрессивными деятелями русской общественности, участие в заграничных походах в составе русской армии и многое другое обогатило Кахыма знанием жизни, научило трезво оценивать реальность и смотреть в будущее. Умелый, бесстрашный воин, опытный военачальник Кахым Ильмурзин думает и мечтает о процветании своей родины через культуру, образование, деятельность таких людей, как он сам.

При создании образа Кахыма писатель опирается на архивы, воспоминания современников, работы художников. На этой основе он строит художественную версию и концепцию личности героя. Писателю важно воссоздать не столько облик реального исторического лица, сколько художественный образ легендарного героя. Поэтому рассказ о Кахыме Ильмурзине как о биографическом лице часто сменяется непосредственным изображением мыслей и поступков героя, психологическим анализом его духовного мира, способного на большую любовь к своей семье, родным и близким, родине, народу.

 Его личность опоэтизирована, одухотворена и, можно сказать, романтизирована благодаря показу его на лоне природы и в боевых эпизодах, использованию богатой палитры изобразительно-выразительных средств. Вот вечер застает его в степи по пути домой: «Запели, завели дорожную привольную мелодию колокольцы, раскинулась в вечерней тишине степь, словно распахнула объятия, чтобы сердечно принять родимого сына Кахыма, а небо, бездонное, бесконечное, было светлее земли, светлее и добрее, и сулило ему счастье в жизни и на войне…» (с.183). Это видит, чувствует, ощущает герой, который способен тонко воспринимать окружающую красоту, чуток к ее голосам, звукам, цветам.  Показ внутренней красоты человека, его духовного богатства, слитности с малой родиной является одной из составляющих концепции личности в романе.

В романе очевидна идейно-композиционная роль образа Кахыма. Его образ объединяет все сюжетные линии в один узел, придает роману композиционную целостность, стройность и завершенность. Он является объектом пристального внимания автора, более того, выразителем его мыслей, оценок, точки зрения на многие вопросы истории и современности. Читатель также зорко следит за жизнью героя, за его действиями, поступками, становится соучастником его переживаний, раздумий, радостей и горестей. Поэтому с уходом его со страниц книги несколько ослабевает интерес к чтению, словно повествование теряет свой стержень.

Стилевой доминантой романа является документальность. О событиях, связанных с 1812 годом, об участниках сражений, будущих декабристах автор пишет традиционно, опираясь на труды историков, произведения русских исторических романистов, воспоминания самих декабристов.

Тем не менее документализм, легший в основу романа, не нарушает его художественной целостности и выразительности. В своем романе Я.Хамматов больше выступает романистом, нежели документалистом. Документальный сюжет часто превращается в яркую картину, боевой эпизод, эмоциональный рассказ о каком-либо реальном лице. Например, в 1981 году, находясь в одном немецком городке, на церковной башне писатель увидел стрелу от лука и заинтересовался ею. От местных жителей он узнал о том, что она оставлена башкирским стрелком еще во времена наполеоновских воин. Эта история послужила толчком к созданию в романе захватывающего эпизода состязания стрелков в меткости, где молодой башкирский воин метко вонзает свою стрелу в высокую башню. Еще пример подобного рода. Известно, что среди башкирских джигитов сражались и женщины. Об одной из них говорит и Я.Хамматов. Он описывает сцену боя с участием Сахибэ и ее мужа, когда пятеро башкирских всадников обращает в бегство отряд французов в полсотню человек. За этот бой Сахибэ награждается медалью «За отвагу». Так происходит художественное «освоение» документа, его органические включение в художественный текст.

Интересны наблюдения над жанрово-стилевыми особенностями романа. Они связаны, в первую очередь, с тем, что в целом историко-документальное повествование сочетается с лирико-романтическим сюжетом, фольклорными мотивами (в текст включены легенды, песни, предания, элементы обрядовой поэзии); рассказ о реальных событиях сопровождается вымышленными картинами, эпизодами, портреты исторических лиц соседствуют с художественными образами. Заметны и элементы романа-хроники, когда автор информирует, сообщает об отдельных фактах и лицах.

         Следующий роман писателя «Сырдарья» также продолжает эту линию и  посвящен легендарному поэту-просветителю, философу Мифтахетдину Акмулле.

Автор создает образ исторической личности со сложным, противоречивым характером, стараясь при этом избежать его идеализации и модернизации. Читатель узнает, что не всегда, не во всех обстоятельствах герой остается на высоте своего положения: порой он тщеславен, самолюбив; не украшают его истории со сватовством к молодым девушкам. Так или иначе автор строит свою концепцию личности Акмуллы, выдвигает ее художественную версию, свое видение и осмысление жизни, судьбы поэта-просветителя. При этом чувствуется, что писателю не хватает архивного, фактического материала, поэтому он часто обращается к так называемому «человеческому материалу», в данном случае к стихам самого Акмуллы. Они обильно включены в текст романа. Это - удачно найденный художественный прием, так как в них отчетливо проглядывает личность их сочинителя, его жизненная позиция, отношение к власть имущим,  народу, другим фактам и явлениям общественной, духовно-нравственной жизни своего времени. Удачное сочетание авторского вымысла и факта, документального и художественного начал усиливает жизненную полноту и достоверность образа героя.

Историко-биографическая тема продолжена и в другом романе Я.Хамматова «У истоков Агидели», на страницах которого оживают образы известных деятелей культуры, искусства и литературы Республики Башкортостан, народных артистов СССР, композитора Захира Исмагилова, артиста Арслана Мубарякова, его жены Рагиды Янбулатовой, их дочери Гулли Мубаряковой, поэта Баязита Бикбая, драматурга Сагита Мифтахова и других.

Цельность, полнокровность, убедительность образов героев романа достигнуты благодаря многоплановости их изображения. Мы видим их и в больших залах Московской консерватории, и в тесной комнате общежития, и на сценах театров и концертных залов, и в кругу друзей и родных за чашкой чая. Не все сложилось у них в личной жизни: неудачная первая женитьба Захира, развод с женой у Арслана после долгих лет совместной жизни. Однако ни отсутствие благоустроенного быта, ни козни завистников, недругов, ни другие житейские неурядицы не смогли сломить этих «неистовых ревнителей искусства».

Живо и занимательно написаны также страницы, повествующие о совместной плодотворной работе поэта Баязита Бикбая и композитора Захира Исмагилова, в результате которой были созданы такие шедевры, как опера «Салават Юлаев», музыкальная комедия «Кудаса».

В целом роман «У истоков Агидели» можно считать творческой удачей автора. Ему удалось избежать очерковости, излишней информативности, создать жизненно достоверные, художественно убедительные образы известных деятелей нашей культуры. Заслуга писателя в том, что он сумел обрисовать своих героев психологически убедительно и художественно выразительно. Трудность творческой задачи автора состояла в том, что он писал о своих современниках, с которыми встречался, общался; объект изображения находился рядом, и не стал историческим; необходимо было суметь возвыситься над его эмпирической сутью, подвергнуть художественной трактовке, сделать предметом художественного анализа и осмысления. Частная биография стала художественной, обогащенной элементами типизации, обобщения.

В названных выше романах Я.Хамматова, Р.Баимова, Г.Хусаинова, Б.Рафикова на основе историко-биографического материала созданы образы известных деятелей башкирского национально-освободительного движения Салавата Юлаева, Заки Валиди, Батырши и Карасакала.