Дубицкая О.Б.

Инновационный Евразийский университет, Казахстан

Агрессия – необходимый психический ресурс или социальное зло?

На первый взгляд может показаться, что агрессия – всем нам понятное явление, но существует много разногласий относительно точного определения этого феномена. Сторонники теории научения понимают агрессию как любое поведение, наносящее ущерб другим индивидам. Но в определении игнорируются намерения человека, совершающего агрессивные действия, а этот фактор часто оказывается решающим. Например, агрессию принято рассматривать как асоциальное поведение, но действия полицейского стреляющего в террориста мы будем одобрять, а его поступок будет поставлен в пример сослуживцам и другим людям. В зависимости от того, как мы классифицируем агрессивные действия, они будут являться антисоциальными - нарушающими или просоциальными - одобряемыми социумом. Анализируя библиографические источники, мы попытаемся определить преобладающий аспект относительно агрессии: «агрессия - социальное зло» либо «агрессия - необходимый психологический ресурс».

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное (Фрейд, 1930). А сама агрессия возникает потому, что человеческие существа запрограммированы на подобные действия. З. Фрейд, основатель психоаналитической школы, утверждал, что склонность к агрессивному поведению является неистребимым инстинктом человеческой природы и, выделил следующие виды агрессивности: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость, по его мнению, возникает независимо от сексуальности, базируется на инстинктах самосохранения, и направлена выживание.

Теория фрустрационной агрессии, разработанная Д. Доллардом и Л. Берковицем рассматривает агрессию как естественную реакцию на фрустрацию, которая понимается авторами как блокирование целенаправленного поведения. Фрустрация создаёт мотивацию для агрессивного поведения. Однако источником фрустрации не всегда является тот объект, на который направляется агрессия фрустрированного человека. Постепенно мы научаемся подавлять гнев и вымещать его опосредованно. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную на источник фрустрации, может обусловить смещение агрессивного побуждения на какую-нибудь другую мишень или даже на самого фрустрированного. Фрустрация проистекает из разрыва между ожидаемым и реальным событием, чем больше этот разрыв, тем больше фрустрация.

А. Бандура автор теории социального научения считал, что мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации под воздействием вознаграждения и наказаний. Человек обучается или сознательно воспроизводит агрессию по нескольким причинам. Во-первых, потому что видит, что в жизни агрессия может вознаграждаться (спортивные соревнования, при планировании коллективных беспорядков, террористических актов и т.д.). Во-вторых, повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, в субкультуре, средствах массовой информации.

Представитель индивидуальной психологии А. Адлер неоднократно подчёркивал важность агрессии как борьбы за власть. Не отождествляя агрессию с враждебностью, но, понимая её как сильную инициативу в преодолении препятствий, Адлер утверждал, что агрессивные тенденции человека стали решающими в индивидуальном и родовом выживании. Он указывал, что даже сексуальность часто используется, как средство удовлетворить стремление к власти и силе. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявление обобщенного мотива-стремления к превосходству или совершенствованию, то есть побуждения улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность.

Философ и социальный психолог Э. Фромм считал, что агрессивное поведение может возникать у животных, детей и взрослых, когда остаются неудовлетворёнными их желания или потребности. «Такое агрессивное поведение представляет собой попытку, зачастую напрасную, приобрести силой то, чего некто был лишен. При этом, несомненно, речь идёт об агрессии на службе жизни, но не ради разрушения. Поскольку фрустрация потребностей и желаний в большинстве обществ была и по сей день остаётся обычным явлением, не стоит удивляться, что насилие и агрессия постоянно возникают и проявляют себя» [1, с.36]. Фромм выделил пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) и оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он предложил различать агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни.

Перечисленные выше исследователи подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения. Соглашаясь с ними, не следует упускать из виду роль индивидуальных факторов и особенностей, которые формируют различия в проявлениях агрессии в одних и тех же условиях. Объяснение жестокости и деструктивности человека, по мнению Фромма, следует искать в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого. Заметим, что самые угрожающие формы человеческой агрессивности далеко выходят за рамки проблем «самосохранения – саморазрушения».

Таким образом, имея инстинктивную природу, агрессия может формироваться и усиливаться/ослабевать на протяжении жизни индивида в зависимости от психофизиологических характеристик, условий существования и жизнедеятельности. Некоторые агрессивные действия, например, судья, удаляет на скамейку запасных провинившегося игрока или человек защищается от нападающего на него насильника считают - допускаемой агрессией. А существуют ли специальные способы ослабления порицаемых форм агрессии?

Исходя из различных теорий происхождения агрессии, существует два основных подхода к её ослаблению – катарсис и социальное научение. Катарсис означает очищение. Обычно этот подход связывают с именем Аристотеля («Поэтика»). Его идея состоит в том, что мы можем очищаться от гнетущих эмоций, «проживая» их, созерцая классические трагедии, что позволяет людям испытывать катарсис жалости и страха. Впоследствии наряду с просмотром драмы стали использовать воспоминания и «проживания» прошлых событий путем внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Возможно, что таким образом мы «выпускаем лишний пар». Несмотря на то, что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теория нашла в работах Фрейда и его последователей. Фрейд полагал, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других. Тем не менее, Фрейд был весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Возможно, он предполагал, что влияние катарсиса малоэффективно и недолговечно.

В рамках социального научения можно выделить следующие способы снижения агрессии. Использование различных техник убеждения приводит человека к выводу, что агрессия вообще не желательна и что она нежелательна для него самого. Практика показала, что для детей и взрослых более действенными оказываются техники, основанные на косвенном способе убеждения.

Наказание за агрессию. На действительность наказания влияет его суровость и величина наложенных на человека ограничений. Суровое или сильно ограниченное наказание может оказаться фрустрирующим и тогда можно получить обратный эффект желаемому (фрустрация является причиной агрессии). Реальные ситуации из жизни доказывают, что для детей мягкое наказание более эффективно, чем угроза сурового наказания.

Идея демонстрации агрессивной модели поведения и её наказания состоит в том, чтобы демонстрировать ребёнку фильм об агрессивном человеке, который в последствии либо поощрён, либо наказан за своё поведение. После просмотра фильма ребёнку предоставляется возможность вести себя агрессивно. Предполагалось, что таким образом можно уменьшить агрессию. В действительности оказалось, что наблюдение за поощрённым агрессором усиливает агрессивное поведение ребёнка, а наблюдение за наказанным агрессором оставляет агрессивное поведение ребёнка без изменений.

Поощрение неагрессивных форм поведения - игнорирование детской агрессивности и систематическое поощрения альтернативного поведения, требует в отношениях с детьми большого терпения, но через некоторое время ведёт к спаду агрессивного поведения.

Создание эмпатии по отношению к другим людям - ещё один способ снижения агрессии. Если ребёнок воспроизводит модели агрессивного поведения, наблюдая за поведением других людей, то уместным было бы демонстрировать ему эмпатические отношения, а также специально обучать его идентифицировать чужие эмоции, проигрывать роли других людей в специально подобранных ситуациях. Практика показывает, что действия по обучению эмпатии действительно приводят к снижению агрессивного поведения.

Принято считать, что агрессивные импульсы разрастаются, прежде всего, там, где на лицо экзистенциальный вакуум и, чтобы уйти от агрессии нужно заполнить этот вакуум. По данному поводу Фромм писал: «… увеличение творческого потенциала, развитие способности человека продуктивно использовать свои силы» является лучшим лекарством, помогающим человеку «… перестать быть калекой, садистом, разрушителем...» [1, с.43].

По мнению другого гуманиста XX-го века В. Франкла, агрессивные импульсы в человеке существуют, не зависимо от того, как мы их интерпретируем. Франкл писал: «... как наследие, доставшееся нам от до-человеческих предков, или как нечто реактивное в духе психодинамических теорий. Однако на человеческом уровне агрессивные импульсы никогда не существуют в человеке per se, а всегда как нечто, по отношению к чему он должен занять определённую позицию, по отношению к чему он постоянно занимает определённую позицию, выбирает ли он отождествление себя с ними, или отделение себя от них. В этом случае значимо личное отношение к безличным агрессивным импульсам, а не сами эти импульсы» [2, с.326-327].

Итак, агрессия имеет сложную природу своего происхождения, а трактовки и понимание её как объекта меняются вслед за развитием общества и науки. В библиографических источниках преобладают следующие аспекты относительно агрессии: агрессия – основной инстинкт выживания; агрессия почти всегда - форма защиты; агрессия - дефект коммуникации; агрессивное поведение чаще возникает у индивидов с неразвитой Я-концепцией; чувство собственной уязвимости – ещё одна причина агрессии; особенности проявления агрессии зависят от воспитания, культуры, социальной среды.

Таким образом, в контексте диалектического принципа единства и борьбы противоположностей мы можем понимать агрессию как зло – если она является поведением, направленным на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Если агрессия направлена на отстаивание своих интересов, защиту Я-концепции или спокойствия и здоровья близких людей, преодоление трудностей, достижение целей мы понимаем её как необходимый психический ресурс.

 

Литература:

1.          Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

2.          Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл – М.: Прогресс, 1990.