“Филологические науки”/Теоретические и методологические проблемы  исследования языка.

к.ф.н., профессор Уюкбаева М.И., к.ф.н., доцент Ломова Е.А.,

Казахский национальный педагогический университет им. Абая

(КазНПУ им. Абая), Алматы, Казахстан

Предетерминация как феномен детской литературы

 

Предетерминация («воздействие будущего на настоящее») имеет важное значение в «Гарри Поттере и Ордене Феникса» Дж. К. Ролинг и «Желтом тумане» А. Волкова. В современном мире детерминации отводится решающая роль: «Подлинная опережающая информация – ключевой ресурс. Ценнее, чем деньги, важнее, чем нефть, дефицитнее, чем профессиональные кадры. Информация о будущем – это абсолютное оружие для умных голов и рук. Прошлое, как оказалось, имеет тенденцию возвращаться. Ошеломительным стало открытие синергетики и явления предетерминации, то есть воздействия будущего на настоящее. Это не метафора. Поставленные лабораторные эксперименты были многократно проверены и оказались подтверждающими эту теорию. Безгранично развивающийся мир существует в совершенно непредставимом времени - «вечном-настоящем», как называл его Августин Блаженный, где прошлое, будущее и настоящее одновременно присутствует в своей исключительности и полноте» [1; 6].

Само понятие синергетики стало более полным, многозначным в связи с требованием времени более глубокого изучения окружающего мира и его законов: «Синергетика – научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, физико-химических и других) благодаря интенсивному (потоковому) обмену энергии с окружающей средой в неравновесных условиях» [2; 207].

Герои упомянутых выше произведений обращаются ко всевозможным способам заглянуть в будущее, потому что не уверены в настоящем и боятся будущего. Связь настоящего с будущим для них неоспорима, как и то, что, если не предпринять защитных мер в настоящем, то никакого будущего может и не быть. Будущее вытекает из настоящего и прошлого. А его неизвестность угрожает своей возможной непоправимостью. И поэтому, в конечном счете получается, что все коллизии совершаются во имя светлого будущего, которое манит, но ничего не обещает и не гарантирует исполнения желаний.

«Гарри Поттер и Орден Феникса» Дж. К. Ролинг – это не только одно из самых объемных произведений писательницы, но и, пожалуй, самое непредсказуемое и сложное для восприятия, потому что автор на этот раз полем сражения выбрала сознание Гарри Поттера. Между Гарри и его злейшим врагом Волан-де-Мортом существует связь – шрам, который на любу Гарри реагирует на Волан-де-Морта: «… это происходит, когда Волан-де-Морта обуревают сильные чувства» [3; 295].

Но, несмотря на то, что Волан-де-Морт, могущественный волшебник, которому многое под силу, он тоже беспомощен перед неизвестным будущим. Именно поэтому и предпринимает меры к тому, чтобы узнать его. Но поскольку его будущее, как и настоящее и прошлое тесно связаны с Гарри Поттером, то именно к нему он и обращается, сделав его своим оружием для получения сведений о своем будущем. Но в борьбе с приспешниками Волан-де-Морта стеклянный шарик, содержащий информацию о будущем Волан-де-Морта, разбился.  И ни сам злодей, ни его оппонент Гарри Поттер, так и не смогли узнать их будущего, заключенного в столь хрупкий предмет. Что само по себе символично: будущее недосягаемо и его нельзя схватить руками, изменить по своему усмотрению.

Тем более, что настоящее так неприглядно: Гарри Поттер окружен недоброжелателями среди учеников, учителей и Министерства магии, которые объявили его лгуном и сумасшедшим. Гарри трудно пришлось, доказывая обратное. Профессор Амбридж особо цинично издевалась над Гарри, мешая его борьбе против Волан-де-Морта. И только его верные друзья Рон и Гермиона не оставляли его в беде. Гарри даже пришлось основать свою собственную организацию среди учеников, чтобы противостоять темным силам. У Гарри тут же появились черты способного организатора, объединившего вокруг себя единомышленников в борьбе против Волан-де-Морта. И хотя Гарри обиделся на Дамблдора за то, что тот никак ему не помогал, но выяснилось, что это было в интересах самого Гарри, так как Волан-де-Морт смог проникать в сознание Гарри и читать его мысли.

Точно так же, как и Гарри мог видеть происходящее на расстоянии, поэтому он и смог спасти жизнь отцу Рона, подвергшемуся нападению приспешников Волан-де-Морта. Но не всегда это было верно. И поэтому следующий раз  был просто попыткой Волан-де-Морта заставить Гарри своими руками взять стеклянный шарик со своим будущим, так как сам он не мог этого сделать. Стремление к будущему, а стало быть, тем самым его неизбежное влияние и власть над настоящим, приводит героев к поискам пророчеств, которые являются своеобразным мостом между будущим и настоящим. Но и пророчества в этом произведении не отличаются четкостью: «Пророчество Сивиллы подходит к двум мальчикам из волшебных семей – оба они родились в конце июля того года, у обоих родители были членами Ордена Феникса и трижды чудом избежали гибели от руки Волан-де-Морта. Один из этих мальчиков, конечно, ты. Другой – Невилл Долгопупс» [3; 799].

Но даже самый великий волшебник (Дамблдор) осторожничает в отношении будущего и лишь предполагает верность пророчества: «Ты забываешь следующую часть пророчества – ту, где дается последняя примета мальчика, способного победить Волан-де-Морта… Сам Волан-де-Морт отметит его как равного себе. И он это сделал, Гарри. Он выбрал тебя, а не Невилла. Он наделил тебя шрамом – этим благословением и проклятием одновременно» [3; 799]. Но и сам Волан-де-Морт постоянно терпит фиаско, потому что: «Согласно пророчеству, он действительно не знает всей твоей силы», говорит Дамблдор Гарри. А сила Гарри, по мнению Дамблдора в том, чего лишен Волан-де-Морт: «…сила, одновременно более чудесная и более ужасная, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природы. Пожалуй, она еще и самая загадочная из всех сокровищ, что там хранятся. Именно этой силой ты обладаешь в достатке, а Волан-де-Морт, наоборот, вовсе ее лишен. Благодаря ей ты вчера отправился спасать Сириуса. Она же уберегла тебя от полного подчинения Волан-де-Морту, поскольку он не может пребывать в теле, где обитает столько силы, глубоко ему ненавистной. В конце концов оказалось неважным даже то, что ты так и не научился изолировать свое сознание имя этой спасательной силы – любовь» [3; 800].

И получается, что единственный способ выживания в настоящем и дорога в будущее – это способность любить, потому что сильнее времени только любовь. И нечего делать в будущем без умения любить. Это не только оружие и защита, но и смысл существования. Именно поэтому Волан-де-Морт беззащитен перед будущим и ищет предсказаний. Поэтому неизвестное будущее влияет на него негативно. Он интуитивно чувствует, что будущее не принимает его, но не понимает почему, как не понимает, что никогда не победит Гарри с его всесильным оружием – любовью.

В этой книге Дамблдор разъясняет Гарри и другое оружие, перед которым бессилен Волан-де-Морт – кровные узы. И хотя тетя не любила Гарри, она спасла ему жизнь, потому что мать Гарри, отдав за него свою жизнь, сделала его еще более сильным и защищенным от врагов: «Благодаря жертве твоей матери кровные узы сделались самой могучей защитой, какую я мог тебе дать».

Со свойственной Роллинг детальностью значение кровных уз описывается здесь как необходимая причина выживания в настоящем и будущем, и в прошлом: «Пока ты называешь своим домом тот, где обитают кровные родственники твоей матери, Волан-де-Морт не причинит тебе вреда – он не может даже пальцем тебя тронуть. Он пролил ее кровь, но она по-прежнему живет в тебе и в ее сестре. Ее кровь стала твоей хранительницей. Пускай ты возвращаешься туда только раз в году, но покуда ты еще можешь называть это место домом, покуда ты принадлежишь ему, Волан-де-Морт ничего тебе не сделает. Твоя тетя знает об этом. Я все объяснил в письме, которое оставил у нее на крыльце рядом с тобой. Она знает, что, взяв тебя под свою крышу, сохраняла тебе жизнь на протяжении последних пятнадцати лет» [3; 799].

Но в этом произведении важную роль играет и мотив смерти: ведь в конечном счете персонажи здесь больше всего боятся именно будущей смерти. В Хогвартсе живут привидения. Их терминальное состояние – это как бы переход от жизни к смерти, ведь они хоть и умерли, но могут передвигаться и общаться с живыми. Гарри смерть одновременно пугает и интересует, поэтому он со своими вопросами обратился к привидению – Почти Безголовому Нику: «… что вообще происходит, когда умираешь? Куда попадает человек после смерти? Почему возвращаются не все?» Но Ник не смог удовлетворить любопытство Гарри: «Я боялся смерти». Это то, что он точно знает, поэтому: «И предпочел остаться. Иногда я думаю, не напрасно ли… понимаешь, сейчас я ни тут, ни там… Честно говоря, я сам – ни то, ни се… Я ничего не знаю о тайнах смерти, Гарри, потому что выбрал убогую имитацию жизни» [3; 818].

Впрочем, это не мешает Нику спорить и отстаивать свои убеждения: «Надеюсь, мне, которому недоступны радости еды и питья, все же позволено употреблять те слова, какие я считаю нужным? Впрочем, заверяю вас: я давно уже привык к шуточкам учеников по поводу моей смерти». Однако, если привидения хотя бы раньше были людьми, то в этом произведении неодушевленные предметы живут в формате своего волшебного мира, например, когда Гарри швырнул пакет в корзину, она «проглотила пакет и громко рыгнула». А Сириус спешил на помощь унитазу, «страдающему рвотой».

Прием олицетворения служит в наибольшей мере созданию волшебного мира с его атрибутикой, которая иногда шокирует, удивляет и заставляет верить в реальность происходящего.

В «Гарри Поттере и Ордене Феникса» большое значение имеет также и трансцендентальная апперцепция, которая в философии Канта означает «изначальное единство сознания познающего субъекта, которое якобы обусловливает единство опыта» [4; 504]. И при этом «трансцендентальными формами», по Канту, являются «пространство, время, причинность, необходимость и другие категории».

А поскольку будущее может влиять на настоящее, как, впрочем, настоящее на будущее, то тут на первый план выходит именно пространство и время. Потому что они одновременно и разъединяют, и соединяют настоящее и будущее. При этом трансцендентальный это также «изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта, но обуславливающий опыт, предшествующий ему» [5; 504]. Это мы можем наблюдать у Гарри Поттера, изначально владеющего мощной защитой от злых чар и всяческого зла. Гарри Поттер лишь упрямо движется по предопределенному ему пути борьбы со слом, не изменяя себе, своим убеждениям в собственной правоте. У Гарри Поттера нет ни малейших сомнений в отношении Волан-де-Морта, поэтому он ведет с ним неустанную войну. Опыт борьбы со своим врагом Гарри Поттер получил по наследству от своих родителей, почти на генетическом уровне. Но в качестве компенсации Гарри и некоторые другие ученики могут видеть сказочных существ (фестралов): «Фестралов могут видеть только те, кто видел смерть».

Стало быть, смерть означает не только потери, но и некоторые приобретения, связанные с трагическим жизненным опытом, к которым можно отнести и то, что Темный Лорд был силен в легилименции . Как утверждал Снег – это «умение извлекать чувства и воспоминания из чужого ума». Или, как определил Гарри, «он умеет читать мысли». По своду Дамблода Гарри должен был брать уроки у снега по защите от этой способности Темного Лорда, потому что он «почти всегда знает, когда ему кто-то лжет. Только искушенные в окклюминации способны подавить чувства и воспоминания, противоречащие лжи…».

Но люди ошибаются в своих ощущениях и зачастую не могут найти даже зримое, как, например, Выручай–комнату: «Люди натыкаются на нее, когда очень нужно, но потом не могут ее найти – им невдомек, что она всегда есть и только ждет, когда ее призовут на службу» [4; 66].

С новой стороны в этой книге показан образ Хагрида, приведшего в лес своего брата – дикого великана, крушившего все вокруг, но для него он был «маленьким». Доброе сердце Хагрида не позволяло оставить брата там, где его обижали более крупные великаны. Вообще в этой книге много изгоев-одиночек. Например, кентавр, изгнанный собратьями за помощь людям. Да и саамам Амбридж, преследовавшая Гарри, была изгнана из Хогвартса. Да и сам Гарри только в конце книги избавился от чувства одинокого изгнанника, окруженного злобными, мстительными недоброжелателями.

Предтерминация как «воздействие будущего на настоящее есть и в «Желтом тумане» А. Волкова, где могучий чародей Гуррикап наказал великаншу Арахну, «навея на нее очарованный сон» за ее  злодеяния: «Арахна была очень злая колдунья. Если в какой-нибудь день ей не удавалось никому навредить, она считала этот день пропащим. Зато причинив кому-нибудь беду, она хохотала так громко, что деревья в ближней роще качались и с них падали плоды» [5; 6].

В этой сказке автор очень вольно обращается со временем и показывает события в течение нескольких тысяч лет: «Но вот прошла тысяча, а может быть, и две тысячи лет, и на жителей Волшебной страны начали то и дело сваливаться неожиданные бедствия». И наказание Арахны тоже имеет здесь довольно длительный срок – пять тысяч лет, поэтому это столь протяженное во времени наказание влияет на настоящее (положительно, так как Арахна в нем спит) и на будущее (отрицательное, потому что она должна проснуться и снова взяться за свои злодеяния).

В этом произведении чародей Гуррикап тоже обращается к предсказаниям, потому что ему не безразлично: будет ли там Арахна. И с этой целью он листал магические книги, так как сам не обладал даром предвидения. И хотя он смог огородить Волшебную страну на пять тысяч лет от Арахны, но будущее негативно сказывалось на настоящем, отравляя его неизбежным пробуждением Арахны. Арахна хорошо относилась только к гномам: «… заклинания Арахны продлевали их жизнь до ста пятидесяти лет, их дети вырастали, не зная болезней, их стрелы били дичь без промаха, а в сети попадала крупная рыба».

Автор в этом произведении называет «людским племенем», но тут же сам и подчеркивает их существенное отличие от людей – маленький рост: «Только к одному из людских племен Арахна относилась снисходительно, - к немногочисленному племени гномов, которых она привели в Волшебную страну из-за гор. Гномы служили ей верно и преданно, их прадеды дали в этом великую клятву. Но если бы чародейка обидела своих подданных, то гномы разбежались бы по всей стране, и тогда попробуй найди их в густых лесах и высоких луговых травах: ростом они были с локоток и умели удивительно ловко прятаться» [5; 6].

Но со временем отношение гномов к Арахне изменилось. Они уже перестали ее воспринимать по прежним принципам: «В продолжение столетий гномы забыли обстоятельства, при которых была усыплена фея, и им казалось, что она вечно спит в своей пещере чудесным сном и будет спать до конца мира. Но уход за ней превратился в религиозный обряд и соблюдался весьма строго. Малейшее отступление от него считалось грехом и беспощадно каралось старейшинами».

Но если для Арахны время остановилось, оно продолжало свой бег за пределами пещеры, ставшей ей ложем. И тут автор перебрасывает как бы своеобразный мост между выдуманным сказочным миром и реальной действительностью с указанием исторических событий и лиц: «Время в темной пещере точно остановилось, но не стояло оно в Большом мире за Кругосветными горами. Человечество от каменных орудий перешло к бронзовым, а потом – к железным. Поплыли по морям парусные корабли. Отгремели Греко-персидские войны. Сметая все на своем пути, прошли по устрашенной Европе римские легионы. Началась и кончилась эпоха средневекового варварства, Колумб открыл Америку, а соратники Магеллана первыми из мореплавателей совершили кругосветное путешествие. Поднялись в небо воздушные шары, первый пароход забил по воде колесами, первый неуклюжий паровоз потащил по стальным рельсам смешные коробочки – вагоны… А колдунья все спала очарованным сном».

Автор здесь допускает существование параллельно двух миров: волшебного и реального. Причем если реальный мир показан в динамике с различными достижениями прогресса, то сказочный мир живет по своим законам. В том числе и временным. И хотя гномы внимательно следили за событиями в Волшебной стране и записывали их в свои летописи, но это никак не влияло на их настоящее: «Гномы относились к летописи, как к величайшей святыне, и после того, как законченный свиток ложился на полку, никто не осмеливался к нему прикоснуться. Так и лежали свитки бесполезной грудой десятки веков» [5; 13].

Будущее так же оказывает сильное влияние на Руфа Билана, главного государственного распорядителя при короле Урфине Первом. Усыпительная вода лишила его памяти, как и семи Подземных королей. И их нужно было заново всему учить, так как они теряли память. Именно Руфа Билана Арахна взяла в свои союзники, потому что Урфин Джюс отказался от ее предложений, раскаявшись в своих злодеяниях. Мечты об обеспеченном будущем заставили Руфа Билана сделать выбор в настоящем: «Руф Билан до малейших подробностей вспомнил все, что с ним было. Он решил начать все сначала, если представиться возможность. И он уже не был тем слабым беспомощным ребенком, каким гномы вывели его из пещеры. Перед Арахной стоял взрослый человек, интриган и честолюбец, способный на любое предательство. Хитрый поступок Арахны воскресил в Руфе Билане все его худшие качества».

Таким образом, предетерминация в «Гарри Поттере и Ордене Феникса» Рлинг и «Желтом тумане» Волкова имеет большое значение. Будущее в этих произведениях активно вмешивается в настоящее, влияет на него, определяя поведение героев. Авторы данных произведений смело экспериментируют со временем. Рамки сказочного жанра позволяют любые эксперименты со временем. Будущее в этих произведениях манит и пугает персонажей, поэтому они всегда думают о нем и живут ради того, чтобы будущее соответствовало их мечтам и надеждам. Больше всего героев страшит неизбежная смерть в будущем. Именно ожидание смерти в будущем особенно сильно влияет на настоящее героев, стремящихся в будущее, каким бы оно не было.

 

 

 

 

Литература

 

1. «Оружие последних времен». По материалам мировых СМИ. – Свобода слова, 27 декабря 2007 г.

2. Советский энциклопедический словарь. – М., 1990.

3. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса». – М., 2004.

4. Словарь иностранных слов. – М., 1987.

5. Волков А. Желтый туман. – М., М. 1997.