Философия / 1. Философия литературы и искусства

Зайцева М.Л.

Государственная классическая академия им. Маймонида, г. Москва

Синестезийное восприятие как раскрывающаяся

закономерность

Синестезийное восприятие - не исключение, а закономерность. Все более раскрывающаяся, обусловленная накоплением человеком информации. В музыке сейчас школьников учат не только правильно исполнять, выражать интонации, но и правильно понимать замысел автора. Это, конечно, влияет и на исполнительство, и на понимание им музыки в дальнейшем.

Синестезия активно участвует в процессе восприятия реальности. Исследователь Л.А. Шалимова отмечает тот факт, что индивидуальная символика цвета получила особое развитие в эстетической сфере, где цвет всегда коррелирует с иными проявлениями чувственности [1]. По ее мнению, психологическая соотносимость цвета, звука, формы, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений называется синестезией. Художники и писатели, как натуры более тонко чувствующие, давно обратили внимание на эту соотносимость. Так, например, выдающийся художник Василий Кандинский, «дедушка» всего мирового абстракционизма, говорил: «Красный цвет внутренне живой, подвижный, беспокойный цвет. У желтого цвета характер легкомысленный, он раздает себя на все стороны». Русский писатель Иван Бунин предложил цветовой ряд для всех букв русского алфавита, композиторы Римский - Корсаков, Скрябин, Чюрленис обладали цветомузыкальной синестезией.

В середине 20 века синестезией серьезно интересовались психологи. Они доказали, что синестезия - это сумма психологических установок, которые присущи любому человеку, но в большинстве случаев она относится к области подсознания. Поэтому восприятие цвета через звук или через вкус - явление типичное, а вот умение пользоваться этими знаниями фактически означает возможность оказать влияние на сознание.

Цветовая и звуковая синестезия активно участвует в процессе восприятия реальности. Вместе со стремлением к широкому, целостному охвату открывающейся видению творческой личности картины, намечается потребность выхода за пределы одной специальности. В свойственной множеству исследований размытости профессиональных границ при изучении различных проблем также усматривается желание приподнявшись над частным явлением, несколько абстрагировавшись от конкретики изучаемого предмета осмыслить нечто целостное, сущностное, принципиально важное для постижения глубинных универсальных смыслов, в той или иной форме проявляющих себя во всех сферах знания. Тяга ученых к исследованиям на стыке наук, с привлечением разных, в том числе «художественных» языковых форм – очевидное свидетельство усиления наметившихся тенденций на данном этапе развития научной мысли, осуществляемых синтезом знаний. Отмеченное имеет непосредственное отношение и к искусствознанию в целом, особенно к ее отдельной области – музыке, ныне, как и в средневековом прошлом, рассматриваемой учеными разного профиля «как средоточие всякого рода знаний». Любопытен факт пробуждающегося и с годами усиливающегося интереса к феномену музыки, совпадающего с фазами острого интереса к поиску смыслов, обитающих в сферах неконкретного мышления.

Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, следует отметить,  что одна из них синестезия обладает такой особенностью как индивидуальность, то есть, в отличие от других характеристик, не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности.

Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности. Так, композитор Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которого был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Но он специально для других людей создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Чюрлениса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации.

Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия. Накоплением человеком информации ведет и к развитию синкретического мышления. А оно, любое упоминание о синкретическом мышлении, как правило, связывается с ранним прошлом человечества, воспринимавшим мир в его нерасчленимом единстве. Причем, нередко два фактора – синкретичность и целостность мировоззрения, связываются в сознании как взаимообусловленные понятия. Синкретическое мышление и сиинестезийное восприятие очень близки. Полная синестезия - познание смысла от частного к общему, полная синкретия - познание смысла от общего к частному. Это - дедукция и индукция. И то, и другое - развивается, позволяет лучше познать.

Развитие синкретического мышления подтверждает тезис о том, что синестезийное восприятие - не исключение, а расширяющаяся и все более проявляющаяся закономерность.

Синестезийное восприятие – своеобразное философское понятие, позволяющее лучше познавать бытие.

Список использованной литературы

1. Шалимова Л.А. Феномен цвета в культуре рекламы: дис. ... канд. философских наук: 24.00.01. – Москва: РГБ, 2007.