Гуруев Д.К.

Асп.каф.истории

гос. и права ДГУ

 Адаты как источники права   Акуша-Дарго

 

Проблема определения источников права, в частности, их системы и понятия, остаётся в числе актуальных и малоразработанных. Вследствие многозначности понятия источника права отсутствует единое, общепринятое его толкование.

Источниками обычного права  , наряду с маслиатом (третейским судом) являются и соглашения между двумя или несколькими сельскими общинами об установлении единообразной ответственности их жителей за нарушение интересов договорившихся джамаатов в целом или отдельных лиц. Как правило, такие соглашения заключались в письменном виде с указанием свидетелей. Срок их действия не ограничивался, и лишь по мере необходимости и взаимному согласию в них вносились дополнения и изменения. Обязательными становились условия, определяемые представителями нейтрального аула при имевших место длительных спорах между двумя аулами, например, из-за пастбищ. Соглашения подобного рода, вызванные стремлением избежать конфликтов и вражды с соседями, получили в Дагестане повсеместное распространение. Им принадлежит значительная роль в выработке норм адата, в установлении определенного правопорядка во взаимоотношениях сельских общин.

Обычаи горцев, в том числе и правовые, рассматриваются в очень многих дореволюционных этнографических и исторических работах, посвященных Дагестану, описаниях и очерках офицеров, служивших на Кавказе, заметках путешественников и других материалах. Следует, однако, отметить, что в большинстве из них даются лишь самые общие сведения о горских адатах во многом повторяющиеся у различных авторов.

Исключением являются работы М.М.Ковалевского, Ф.И.Леонтовича, А.В.Комарова, Н.И.Семенова и некоторых других исследователей, изучавших юридическую систему горцев в плане ее исторического развития.

Много внимания в исследованиях М.М.Ковалевского уделяется характеру изменений, происшедших в обычном праве горцев под влиянием шариата и политики кавказской администрации, причем он преувеличивал это влияние, не придавая должного значения тому, что правовые институты возникали и изменялись в результате социально-экономического развития и классовой борьбы в обществе. Несмотря на отмеченные недостатки, обусловленные принципами буржуазного правоведения, работы М.М.Ковалевского в области дагестанского обычного права, содержащие богатый фактический материал, имеют весьма ценное научное значение.Обычное право кавказских горцев, в том числе и горцев Дагестана, привлекало внимание и профессора Новороссийского университета Федора Ивановича Леонтовича. Придавая важное практические и научное значение изучению обычного права горских народов, Ф.И.Леонтович предпринял  издание адатов кавказских горцев, вышедших в 1882 году в двух выпусках. В это издание вошли и два сборника кумыкских адатов. В обширном предисловии и комментариях Ф.И.Леонтович рассматривал ряд важных вопросов, касающихся происхождения, формы образования и развития горских адатов. Им высказаны ценные соображения о влиянии на адат русского и мусульманского права.

В дореволюционный период, помимо целого ряда отдельных работ и статей, издавались материалы по обычному праву народов Дагестана. Одной из ранних работ, специально посвященных обычному праву  горцев, является статья А.В. Комарова "Адаты и судопроизводство по ним",материалом для статьи послужили сборники адатов, собранные в 60 годах прошлого столетия, а также непосредственные наблюдения автора.

  В "Сборнике сведений о кавказских горцах" помещены были сборники адатов 60-х годов XIX века пяти округов Кумыкского (VI вып.), Даргинского (VII вып.), Кюринского, Кайтаго-Табасаранского и Самурского (VIII вып.). Наиболее полным из них является сборник адатов даргинских обществ.

В 1899 г. была издана отдельная книга "Адаты Дагестанской области и Закатальского округа», в которую вошли сборники шести округов: Даргинского, Гунибского, Аварского, Кюринского Самурского и Кайтаго-Табасаранского.

Адаты даргинского   округа, ранее изданные в выпусках "Сборника сведений о кавказских горцах" опубликованы в более полном виде. В них отражены и последующие изменения в обычном праве.

 Весьма ценным источником для разработки обычного права даргинцев являются "Материалы по обычному праву даргинцев", собранные большим знатоком права и этнографии Дагестана Баширом Далгат. Частично они были использованы профессором М.М.Ковалевским при написании капитального труда "Закон и обычай на Кавказе" 1890 г. Следует отметить также статью Башира Далгат "Обычное право и родовой строй народов Дагестана", материалы, собранные А.Алиевым, Адаты и обычаи даргинцев, записанные со слов жителей селений Усиша, Урахи, Цудахар".

Большинство исследователей склонно полагать, что адатно-правовые нормы возникли путем маслиата. (араб. маслахат – «мировое добровольное соглашение между членами данного общества»), о чем свидетельствует А. К. Леонтович. Он пишет: «Главным органом образования адата кавказских горцев являлось третейство, мировой суд посредников»[1]. Далее – мировое разбирательство дел, «происходящих от несогласия между членами общества», служило преобладающим источником адата. При этом адатно-правовая норма через маслиат могла воз­никнуть в любое время. Разбор дел, по которым не было адатов, - сообщает А. В. Комаров,- разрешали по своему разумению судьи[2]. Если же посредники встречали затруднение в разбирательстве сложных дел и сами оказывались не в состоянии при­нять определенное решение, они обращались в соседние села или даже в другие владения к более авторитетным судьям.

Таким образом, адаты по мере их возникновения и развития сначала проходили в зависимости от содержания и объекта регулирования  своеобразную дифференциацию в памяти людей. Впоследствии, с возникновением письменности, были предприняты попытки систематизации адатов в рукописях. Это упрощало возможность сохранения и обогащения адатов, их правильного применения.

Безусловно правовое наследие представлено сборниками адатов и что важно имеюших отнощение  Акуша-Дарго.Это в первую очередь материалы частных и мечетских архивов ставших доступным нам в период полевой эвристики .К примеру в  библиотеке   мечети сел. Акуша хранится рукописная книга Са­ках фи-л-луга (автор: ал-Джавхари),  на оборотной стороне последнего листа названной рукописи записан    текст интересующего нас «Соглашения» от 1162/1748-49г. Судя по отсутствию свидетелей и с учетом других моментов, наличный текст, снабженный пояснительными значками, надо считать ко­пией. Относится эта копия, по всей видимости, к XVIII – 1-ой половине XIX века.

В соглашении в частности отмечена процедурва формирования сборника    «Между людьми, являющимися членами акушинской общины, име­ли место предварительные обещания друг другу, а затем состоялось и соглашение о следующем: люди акушинской общины будут придерживаться шариата и норм местного права, а также решений своего кадия и своего муэдзи­на.  Если же кто-либо посмеет теперь «уединиться» и поступит, таким образом, вопреки их мнению, то за такое преступление на такого «уе­динившегося» человека будет наложен один бык…»

Надо отметить что с учетом особого правового статуса для Акуша -Дарго в соглашении есть статьи даюшие право кадию регулировать правовотношения внутри общины  по шариату.

Итак Согласно норме соглашения « люди являющиеся членами акушанской общины дали друг другу предварительные обещания, а затем и согласились на следующее:

Пятничные молитвы-джума и похороны-джаназа своих людей проводить только с разрешениях своего кадия. Если кто-либо пойдет на пятничную молитву или на похороны без разрешения кадия, конфликтуя с ним, то на такого человека, посту­пающего тут без разрешения кадия, за это его преступление будет на­ложен один бык.

Если кто-либо без разрешения кадия пойдет в направлении дома, где есть покойник, чтобы читать там ясин , то на такого человека бу­дет наложен один бык…….Если кто-либо без разрешения кадия станет читать Коран на моги­ле человека, то на такого чтеца будет наложен один бык. ..» То есть практически все вопросы регулирования религиозных в данном случае исламских ритуалов без разрешения кадия прнедусматривает наказание и немалое.

Есть запреты и относительно брачно-семейного права «Если кто-либо без разрешения акушинского кадия заключит брач­ный договор (никак), то на человека, поступившего так, будет наложен один бык. ,также Если женщина убежит к мужчине с тем, чтобы он женился на ней, или если она скажет: «Он совершил в отношении меня. мерзкий поступок», или же скажет она: «Я беременна от него», но затем ока­жется, что тогда, когда производился якобы названный поступок, она абсолютно не кричала и не призывала людей, то в таком случае муж­чина, к которому она прибежала, – если только пожелает сделать ее своей женой, – пусть женится на ней. Однако, брачный дар (сидак), даваемый такой женщине, должен представлять собой следующее: одну из плохих пашен, принадлежащих названному мужчине, с площадью равной одной мерке (кайл), рубаш­ку, покрывало из души или джулха (джулеьа)…

Как  известно  адат, как и всякое право, развивался и изменялся вместе с происходящими в экономической и политической жизни сдвигами. Одни адаты исчезали, а другие появлялись. Так или иначе, адаты отражали уровень развития современного общества.

 Нередко механизм принятия новых адатов сводился к следующему: адат лишь тогда приобретал силу закона, если за него голосовали на собрании схода все его члены. Был и другой способ утверждения нового адата: на собрании представителей двух или нескольких аулов по вопросам, касающихся всех.Важное значение в выработке новых адатных норм имело и общее собрание союзов сельских обществ.  Таковым являются «Договор заключенный между акушинским обществом и Кайтагскими князьями   по вопросу убийств   (между 1765-1788 гг.) [3]где в частности отмечено что «это – разъяснение ситуации и текст твердого, клятвенного договора имеющего место между жителями Дарго, с одной стороны, и уцуми, Устарханом и Султанахмадом, с другой, который заключен со всей искренностью на тот случай, если появится отныне какое-либо зло.

Эти и другие сборники адатов показывают эволюцию права и вравовых институтов Акуша –Дарго,качественно новым этапом в данном процессе явилась кодификация права народов Дагестана в   XIX веке.

Наиболее активные усилия по кодификации адатов горцев были предприняты именно в указанный период. Выразились они в проведении большой работы по сбору и изучению материалов местного обычного права. Как уже отмечалось, в Дагестане она осуществлялась в основном офицерами, причем по специальной программе, составленной царской админи­страцией. Цель такой работы состояла в том, чтобы провести мероприятия по уменьшению влияния среди горцев шариата. Кроме того, адаты находились ближе к юридическим воззрениям дагестанцев, чем русское право, что необходимо было учитывать при управлении краем. Это отразилось на собранных тогда адатах, сборники кото­рых были изданы в 1840 и 1860 годах.  Конфликты между жителями соседних округов рассматривались и устранялись по общим адатам. Однако в тех случаях, когда между округами, к которым принадлежали спорящие, был установлен особый адат, решение выносилось на его основе. На применение адатов в рассматриваемый период оказывало влияние русское право. В последнее время с появлением русской власти, - писал Б.К.Далгат, - отношения между супругами начали, видимо, изменяться к лучшему сравнительно с прежним временем,  так как власть мужа более или менее начинает слабеть, и права мужа над женой ограничиваются, потому что в прежнее время, по рассказам и даже по устарелым адатам, муж мог делать с женой что угодно, как с рабыней, а теперь, когда начальство стало судить иногда дела супругов и оставлять в стороне некоторые адаты горцев, то власть мужа стала слабеть[4].

Эти и другие наметившиеся перемены вызывали необходимость сбора адатов в целях их изучения и внесения в них корректив, соответствующих изменившимся отношениям, чем и занялась русская администрация. Ее интересовало то, как разбираются дела в горских судах. Для проведения данной работы была составлена, как отмечалось, програм­ма сбора адатов. При этом предусматривалось перевести на русский язык собранные адаты и используемые горцами нормы шариата. К сбору адатов, их переводу и комментированию реше­но было привлечь представителей зарождающейся горской интеллигенции, хорошо знающих арабский язык[5].

А.В.Ольшевским 1847 г. был изложен сводный текст полученной информации - «Об адате и о правах и обычаях племен, обитающих на Се­верной покатости Кавказского хребта». В семи главах составленного после выполнения программы сборника, кроме определения понятий адата и шариата, а также перечня дел, подлежащих раз­бору по адатам, и правил их применения, приводились сведения «об образовании правления», о правах князей, старшин, узденей, духовенства и «простого народа». Здесь же были сжато изложены нормы уголовного и час­тично наследственного права. Однако сборник, задуманный «в каче­стве практически действующего кодекса, подлежащего применению в делах управления и в суде, в таком качестве, насколько известно, никогда не применялся и при той казуистичности, которая свойственна обычному праву, вряд ли мог применяться»[6].

Сборники адатов были составлены офицерами Кавказской армии, а их информаторы являлись предста­вителями господствующих верхов горского общества. Нередко они неохотно делились имеющимися сведениями и скрывали или даже преднамеренно искажали сообщаемые данные. На это обстоятельство указы­вают и представители Кавказской администрации. «Составителю сборника Кучерову, - писал генерал-майор Рашпиль, - приходилось заводить знакомство с почетными черкесами, принимать и посещать, и вызывать их на откровенность и сообщительность»[7]. Допустимо, что «почетные черкесы», узнав о целях сборов адатов и оценив обстановку, могли сообщить лишь те сведения, которые отвечали их интересам и, таким образом, сознательно искажать действительность.

Несомненный интерес пред­ставляет и признание А.В.Ольшев­ского: «Судя по тем сведениям, которые получены от начальников Кавказской линии, и на которых мною основано боль­шею частью составление этого общего свода, я вполне убежден, что этот мой труд не полон, в особенности же по статьям о правах разных классов, на которые разделены горские племена, и о мерах наказания за разного рода преступления»[8].

В 60-90-х гг. XIX века работа по собиранию и публикации дагестанских адатов проводилась еще более широко и активно. Собирали адаты военные власти (в частности, начальники округов), русские ученые-правоведы и даже отдельные военврачи[9]. В 1868 г. А. В. Комаров опубликовал работу “Адаты и судопроизводство по ним”; В 1882-1883 гг. Ф. И. Леонтович издал в Одессе «Адаты кавказских горцев»; в 1899 г. в Тифлисе вышел в свет труд И.Я. Сандрыгайло «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа».

Из составленных в Дагестане и изданных в 60-х годах XIX века в собрании рукописей сохранились сборники адатов Даргинского, Гунибского, Казикумухского, Андийского, Кайтаго-Табасаранского, Самурского округов и Кюринского ханства[10]. Есть сведения о существовании и других сборников дагестанских адатов, не вошедших в это собрание рукописей.

Для наглядности и убедительности изложения вопросов систематизации адатов обратимся к их сборнику по Даргинскому округу. Он был составлен в 1865 г. администрацией местного управления  и тут отмечены следующие адаты « Даргинском округе существуют адаты:

1)               Общие для всего округа.

2)               Частные в каждом из семи обществ, входящих в состав округа.

3)                Адаты, установленные на некоторые случаи между жителями Даргинского округа и смежных с ним округов[11].

Жалобы между жителями двух разных деревень, хотя бы деревни эти принадлежали к одному обществу, разбираются и решаются по общим адатам.

Жалобы между жителями одной деревни, если в обществе, к которому принадлежит эта деревня, существуют соответствующие жалобы частные адаты, разбираются и решаются по частным адатам, и из общих адатов применяются только те, которые в том обществе существуют без изменения.

Жалобы между жителями двух отселков (махи), принадлежащих к одной деревне, разбираются по частным адатам, как и жалобы между односельцами.

Жалобы между жителями Даргинского округа и смежных округов разбираются и решаются по общим адатам; но в тех случаях, на которые между округами, к каким принадлежат спорящие, установлен особый адат, общие адаты заменяются особо установленными»[12]

  Изложенная в сборнике классификация адатов характерна в целом и для других округов, обществ, наибств и аулов Дагестана. Безусловно, между некоторыми, особенно частными адатами, существовали определенные различия в процедуре рассмотрения спора, видах и размерах наказания, что вполне естественно. Однако по содержанию в них доминировала общность и схожесть. Кодификация норм адатов осуществлялась в основном по следующему варианту «…В Даргинском округе по адатам разбираются и решаются претензии по следующим предметам:

1)    По убийству.

2)    По поранению; но удовлетворение за рану и увечье определяется шариатом.

3)    По ссорам, дракам и побоям.

4)    По увозу женщин.

5)    По изнасилованию женщин.

6)    По разврату.

7)    По воровству.

8)    По грабежу.

9)    По поджогам.

10)          По порчам чужого имущества.

11)          По потерям и находкам.

12)По гражданским спорам и искам всякого рода; но сюда не относятся: а) тяжбы о принадлежности имущества, б) споры о купле продаже и мене,в) дела о наследстве и духовных завещаниях. Дела этих трех категорий разбираются по шариату[13].

§ 2) Тяжбы относительно принадлежности недвижимого имущества, если они возникли между частным лицом и целым обществом деревни (джамаатами), разбираются по адату.

§ 3) Дела по бракам разбираются по шариату, но если после помолвки брак почему либо не состоится и возникнет спор относительно подарков, сделанных женихом невесте и невестою родственникам жениха, то спор этот разбирается и решается по адату…»[14]

То есть сначала приводился перечень общих адатов по убийству и  увозу женщин,разврату, воровству, грабежу, потерям и находкам и т.д. Затем давалось описание адатов о порядке предъявления, разбора и удовлетворения претензий по всем делам. При этом значительное внимание уделялось сторонам разбирательства дел (истцу, ответчику) и лицам, рассматривающим споры и конфликты. Весьма детально указывались правила принесения присяги сторонами судебной тяжбы, их родственниками и свидетелями. Наконец, в сборнике достаточно подробно раскрывалось содержание различных видов частных адатов и механизм их реализации на практике в самых разнообразных вариациях.

Для установления достоверности и углубленного изучения сведений, представленных в сборниках адатов, необходимо в качестве контрольных данных использовать примыкающие к ним архивные и литературные данные. Например, таковые содержат: «Материалы Комиссии, учрежден­ной для разбирательства прав дигорских старшин и горного народа в гор. Нальчике 1849 г.»; работа М.Б. Лобанова-Ростовского «Кумыки, их нравы, обычаи и законы»; сочинения Хан-Гирея, Д.М. Шихалиева и др. Включенные в эти сборники материалы дают основание предпола­гать, что их авторы лишь в какой-то мере использовали вышеуказанную программу, но не учитывали ряд ее положений.   Нет сомнения в том, что они составлены «выборочным» путем, и большое число действовавших в то время адатно-правовых норм не нашло в них отражения. Этим, ви­димо, отчасти и объясняется тот факт, что и поныне ученые обнаруживают большое ко­личество адатов, не учтенных в указанных сборниках.

Отсюда совершенно очевидно, что горские адатно-правовые нормы воз­никли на местной социальной почве. Видимо, нет также необходимости убеж­дать в том, что на протяжении многовековой истории на горские адаты известное влияние оказывало и право других народов. Источником права в Дагестане служили адаты, решения сельских сходов, соглашения между аулами, акты ханов.   Уже на ранней стадии развития для всех народов было ха­рактерно стремление к справедливости в отно­шении членов как своей, так и другой общины. Однако понимание справедливости в основном сводилась к возмездию: рана за рану, око за око и т. д. Этот обычай означал, по словам правоведов прошлого, «принижение начала равенства в отношении удовлетворения за причиненную оби­ду». Подобные нормы и установления мы находим и в адатах народов Дагестана. Нередко механизм принятия новых адатов сводился к следующему: адат лишь тогда приобретал силу закона, если за него голосовали на собрании схода все его члены.

С появлением частной собственности понятие справед­ливости применительно к праву на ее владение и неприкосновенность приобретает другой смысл. Так было и в Дагестане. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить понимание справедливости в адатах родового строя и феодализма. Вместе с тем нет сомнений, что потребности и правила, отраженные в нравах и обычаях того периода, вытекали не­посредственно из специфики труда и уклада жизни коллектива, были необходимыми ус­ловиями его успешной деятельности. На этой ос­нове развились определенные нравственные пред­ставления людей о своих обязанностях и от­ветственности перед коллективом. Однако для того, чтобы их осуществление стало субъективной потребностью, осознан­ным моральным долгом индивидов потребовалось немало времени.

Таким образом, возникновение нравов и обычаев, регули­ровавших взаимоотношения людей, относится к раннему периоду человеческого общежития. Требования жизни утверждались тогда силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода или женщины, в то время занимавшие не только равноправное положение с мужчинами, но даже нередко более высокое[15].

В русле темы, на наш взгляд необходимо привести  поддерживаемое нами классическое определение адата сделанного З.Х.  Мисроковым «..Таким образом, адат - это исторический социальный феномен, обладающий зримым и внешне наличным характером. В качестве явления интел­лектуальной жизни народов Северного Кавказа адат оставался общепризнан­ным правом. …».Обычное  право народов Дагестана , выраженное в адатах, «..имеет свои специфические свойства, объективные закономерности существования и развития…»   С позиций правовой догматики…..пишет автор… адат представляет собой общеобяза­тельный образец при рассмотрении и решении юридически значимых ситуа­ций».

Далее он отмечает «..правовой материал в адатах подчиняется своеобразной систематике, композиционной единицей в них является не статья, а раздел определенного содержания..» [16].

Данное определение З.Х. Мисроков закрепляет  следующим образом  «..решающим постулатом, определяющим феномен адатского права, ос­тается воплощение в его нормах требования справедливости и разума, кото­рые трансформируются в важнейшее правовое начало - справедливость пра­ва и правосудия..» и далее  «..осмысление природы северокавказского адата как права позволяет сформулировать идею о том, что оно - институционный регулятор..[17]». Интересно то, что «..после громадной работы чиновников кавказской администрации, проведенной по сбору ,систематизации    и ре­дактированию сборников адатов народов  Дагестана  с созданием Дагестанской области , оно выступает уже как писаное право, входящее в жизнь горских народов в виде санкционированной государством юридической подсистемы..»[18] В тех редких случаях, когда обычных мер воздействия на отдельных членов общины, допускавших откло­нение от норм поведения, оказывалось недостаточно, на помощь приходило общественное мне­ние, которое имело непререкаемый авторитет. Здесь следует отметить, что дисциплинированность и ис­полнительность в общинах находилась на высоком уровне.

В связи с изложенными выше соображениями о путях и способах формирования обычного права необходимо остановиться на трактовке этого вопроса в  работах  Ф. И. Леонтовича и М.М. Ковалевского.

При рассмотре­нии вопроса о характере формирования адатов народов Кавказа Ф.И. Леонтович   полагал, что они являлис лишь субъективными конструкциями ума горских правоведов. Более того, процесс представляется так, будто бы законы определяют обще­ственные отношения.

Состав населения данного региона должен был обусловить большое разнообразие юри­дических обычаев, которым следовали горцы. Однако, М. М. Ковалевский   указывал, «сравнительное изучение приводит к совершенно противо­положному выводу. Вместо нескольких юридических систем мы имеем перед собой только одну, которая, разумеется, имеет особые черты у каждого из основных народов Дагестана»[19].

На­личие у горцев Дагестана единой   системы  права М. М. Ковалевский объяснял их общими историческими условия­ми развития. Одной из главных причин, определивших един­ство юридических норм жизни населения Дагестана, он считал не только общие естественно-природные и бытовые условия, но и «повсеместное господство среди горцев родовой организации — тухума, — вы­звавшей появление у них целого ряда обычаев и обрядов: кров­ной мести и родового возмездия, соприсяжничества родствен­ников на суде, серьезных ограничений разделов и отчуждения, исключения женщин из наследования или меньшего против мужчин участия их в нем» и т.п.[20] Эти явления, отмечал М.М. Ковалевский, встречаются в быту всех горцев Кавказа.

 Адаты, в конечном счете, являлись отражением экономических от­ношений их зучение  показывает, что горцы в своей массе были свободными и занимали в обществе разное положе­ние.   Однако они находились в той или иной степени зависимости от местной знати и соседних ханов и беков. Пользуясь обычаем родовой и общинной взаимопо­мощи, знать, широко привлекала общинников для выполнения различных работ в своих хозяйствах.

Жалобы, споры между жителями двух разных сел, принадлежавших к одному обществу, разбирались и решались по общим адатам.Встречные жалобы жителей одного села, если в обществе, к которому оно принадлежало, существовали соответствующие жалобам частные адаты, рассматривались и решались по частным адатам, а из общих адатов применялись только те, которые в том обществе действовали без изменения.

Изменения, обусловленные ослаблением патриархальных отношений, заключались, главным образом, в устранении частного произвола в осуществлении своих действий государственной системой правосудия и объективно способствовали усилению охраны жизни и имущества со стороны органов власти[21]. Под воздействием русских правовых воззрений существенные прогрессивные сдвиги происходили и в системе доказательств. Не допускалось установление ответственности соучастника по присяге семи человек, избираемых изобличенным вором.  

Таким образом, российкое право сыграло в целом прогрессивную роль в вовлечении горского населения в состав европейского права. Политические процессы оказали трансформирующее влияние на адаты в каждом округе создавался окружной суд. Его председателем являлся начальник округа ,члены окружного суда назначались воинской администрацией из числа компетентных в адатах и нормах шариата дагестанцев. 

  Адаты горцев имели существенное значение в процессе регулирования этих отношений, в установлении стабильной обстановки и развитии духовно-нравственной атмосферы в ауле, обществе, в определении правил поведения,  укреплении порядка, дисциплины и ответственности членов джамаатаазвитие общественного и государственного строя России, ее права на различных этапах не могло не сказаться на правовой системе в Дагестане.

 



[1] Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1868. С.36.

[2] См.: Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868. С. 7.

[3] Документ этот, дошедший до нас в подлиннике, хранится в РФ ДНЦ РАН. (16, оп. 1, № 2517). В недатированном тексте «Договора» упоминается одновременно с уцмием (Амирхамза) и Устархан, который пришел к власти в Кайтаге в 1788 г. Это обстоятельство позволяет датировать «Договор» временем не ранее 1765г. и не позднее 1788г. ; не исключена здесь, однако, и более ранняя датировка-между 1750 и 1764/65г.

 

[4] Далгат Б.К. Материалы ….. 40.

[5] Этими представителями были Хан-Гирей, подполк. Магомед-Гирей Педисов, ген.-майор Азамат-Гирей, майор Кази-Гирей и князь Магомат-Гирей Лоов, кн. Хасай Уцмиев, штабс-кап. Давлет-Мирза Шихалиев, кап. Касим Курумов и кадии Юсуф Кличев и Магомед Казиев.

[6] См.: Гаджиев В.Г. Указ.соч. С. 12.

[7] Там же. С.19.

[8] Там же. С.21.

[9] Так, А. Цветов ходил по аулам Кюринского округа, записывал адаты, собирал материалы о местных тухумах.   

[10] См.: Рустамов С. Адаты и правосудие. Махачкала, 2000. С.113.

[11] Источником права в Дагестане служили обычаи, решения сельских сходов, соглашения между аулами, акты ханов. Правовая система основывалась не только на адате, но и шариате  Основное начало правовых отношений горцев изложено в адатах.  

[12] См Гуруев Д.К.Адаты Даргинии Махачкала 2008 г.С.6

[13] В адатных нормах и шариате было немало норм о наследстве. Наследственное право определяло наследниками первой очереди детей наследодателя и их потомство, но только рожденных в законном браке. Наследниками второй очереди признавались братья и сестры наследодателя.  

[14] АДОЗО

[15] См.: Хашаев Х-М.О. Указ. соч. С.5.

[16] Мисроков З.Х. Адат и Шариат в Российской правовой системе  М.,2002; С 28  

[17] Там же   С.27

[18]

[19] Ковалевский М.М. Указ.соч. Т. 2. С. 140

[20]Там же

[21] См.: Ковалевский М.М. Указ.соч. С.196.