Уалиев Б.М.

ТарГУ имени  М.Х.Дулати, г. Тараз

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОГНАЗИРОВАНИЯ МОДЫ  НА ОСНОВЕ  ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КОСТЮМА

 

Кардинальные изменения в моде, с точки зрения специалистов, происходят довольно редко. Мода развивается медленно, окончательное оформление от одной линии и формы к другой происходит в течение не одного сезона. От 8 до 12 лет уходит на окончательную смену направления.

Исследуя взаимосвязь костюма и моды в общем, а также в историческом аспекте, можно заметить постоянное изменение и преобразование. За тенденциями, противостоящими уже сформировавшимся, принятым нормам, появляется «новый идеал», несущий иной тип красоты, который, как нам известно, лишь на короткое время доказывает свою победу, свое ведущее направление. Значит, сущность моды - вечное обновление. Из истории костюма видно, что в использовании одежды всегда была возможность наглядно показать и выразить определенные актуальные темы, художественные, социальные и психологические проблемы данного периода. В этом можно убедиться, опираясь на модные течения наших дней и недалекого прошлого.

Если сравнить моду последних лет XX века и моду начало XXI века - разница лишь в том, что будет называться модой сезона, неискушенный зритель больших изменений не заметит. Но, при всем этом, мода часто проявляется в крайностях и причудливых, исходящих либо из фанатичных, либо из коммерческих, либо иных целей замыслах. Современный человек в механизме цивилизованного общественного бытия находит в этом радость новизны и необычности. В наше время смена модных течений заметно ускорилась: возникшие в жизни общества качественные изменения, возможности, исходящие из нового типа связей общности людей, индустриальное производство, новые методы торговли, международные связи, менеджмент, маркетинг, развитие средств информации и видеосвязи вызвали это ускорение. Если в прошедших столетиях модные течения устанавливались годами, то приближаясь к нашим дням, мода изменяется уже не по годам, а по сезонам.

За вспышками и изменениями модных замыслов, за проходящими модными тенденциями необходимо уметь распознать все те общие признаки, которые касаются сущности современного костюма. Уже из самой постановки вопроса ясно, что костюм и мода - не однозначные понятия. Во всех проявлениях моды, всегда содержатся основные формообразовательные элементы современной одежды, их общая форма, общий стиль, которые определяют типы костюма нашего века.

Прогноз моды  заключается в определении закономерностей во взаимосвязи  между  свойствами прогнозируемого явления и временем его существования. На основе  полученной  закономерности можно  определить развитие моды в будущем. Во всяком случае, предсказать моду в конкретных деталях не  представляется  возможным, но определить ожидаемые основные тенденции ее развития, возможно, считают специалисты по  прогнозированию моды.

         Для конкурентоспособности  одежды на уровне ведущих организации необходимо серьезное исследование процессов формообразования и выявления законов развития формы. Установить характер формы можно только во времени, проанализировав зарождение  и тенденции его развития.  

В процессе художественного проектирования костюма формообразование занимает одно из ведущих мест. Форма рассматривается с точки зрения определенного взаимодействия всех ее элементов между собой, как целостность формы костюма отражает логику и ограничность связи конструктивного решения с его умелым основанным на соблюдении закономерностей соподчинения элементов. [1]

Закономерности соподчинения элементов в единое целое заключает в себе конструктивную построенность, композиционную изобретательность, органическую связь с декором и несет большую содержательность и выразительность формы. Выразительность, содержательность и многообразие формы костюма зависить от характера линий, из которых возникает форма или от внутренних конструктивно-декоративных членении. Форма костюма характеризуется определенными параметрами. Основные из них -это силуэт, пропорциональные соотношения, размерные признаки , масса, материал, цвет, фактура и др.Форма выразительна лишь в том случае, когда четко выявляются ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных частей, ритмический строй деталей, гармоничность цветовых сочетаний.

Следовательно, художественное формообразование костюма происходит путем сочетания различных элементов, имеющих геометрическую или изобразительную форму. Эти элементы располагаются таким образом, что создают выразительный образ изделия, оказывающий эмоциональное воздействие на человека.

Значит — форма костюма здесь возникает как объемно - пространственная структура, отражающая характер материальной и духовной жизни общества, конкретного периода времени.

Пространственная структура костюма представляется наборам геометрических знаков, расположенных в определенной последовательности и обладающих своим характером связей.

Для выявления формы костюма и определения его геометрических свойств, необходимо построит структуру и на ее основе провести визуальное сопоставление и аппроксимацию. Для проведения сопоставительного анализа геометрических параметров и выявления исходной формы, возникает необходимость определения формы и производных отказываясь от второстепенных деталей членении и подробностей.

Структура необходима не только для анализа, но и для восприятия изделия, предмета, так как структура обладает свойством отбора средств для выразительности идеи образа, упрощения натуры.

В период формирования новой формы наблюдается гармоническое взаимодействие и перемещение элементов костюма. Видоизменение формы в основном происходит благодаря активности мобильных элементов. В этот момент происходит рост параметров, движение фигуры, выявление пропорциональных отношений деталей, изменение внутриструктурных членений.

На данном этапе, динамическую систему формообразования костюма, видоизменяющуюся и преобразующуюся в пространстве и во времени можно разделить на несколько повторяющихся этапов: зарождения, становление, дифференциация, деградация и гибель.

Формообразовательный процесс находится в постоянном движении. Эти непрерывные движения формы придают костюму разнообразные модные тенденции. Тут ясно прослеживается , что сущность формообразования выражается на структурном уровне формы костюма. Форма выступает как система, в пределах которой могут быть взаимозамена и перестановка элементов. [2]

Используя модель процесса развития форм, можно на структурном уровне выявить предпосылки прогноза и формообразования костюма.

В процесса творчества над созданием моделей на уровне прогнозирования моды, глубоко изучаются факторы, влияющие на формообразование костюма, анализируется полученный материал и логически выявляется перспективная структурная базовая   форма определенного ассортимента. Затем, на основе использования различных творческих источников, создаются эскизы перспективных моделей с новыми образными решениями. Создание новых решении достигаются путем использования аналитико-познавательных и формообразовательных поисков, познания теоретических основ построения художественного произведения, а также методов и средств композиции.

Исследование формообразования костюма с точки зрения художественного проектирования будет способствовать повышенно качества одежды, позволит расширить ассортимент разработок, определить основные направления в области совершенствования процесса изготовления соременных эстетическо - функциональных качественных изделий.

 

 

Литература

1.            Уалиев    Б.М.     Принципы создания    перспективной    моды    методом    долговременного прогнозирования. - Алматы ; Пищевая технология и сервис, 2000г. с. 67-68.

2.            Козлова Т.В. Художественное  проектирование костюма. Легкая и пищевая промышленность.- М, 2002- 144с.