Проблемы подготовки специалистов            

к.п.н.,Байдыбекова А.О., Маханова З.А.

ЮКГУ им.М.О.Ауезова, г.Шымкент, Республика Казахстан

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

           Одним из главных задач в учебном процессе научить студентов пользоваться современными видами вычислительной техники. Значить согласно реформе перед преподователем стоят две больших проблемы:

    1) преподавание информатики как предмета;

    2) широкое применение компьютера в учебном процессе.

            Мы более подробно остановимся на второй проблеме. Обучение компьютера начинается с обучающихся программ. В составлении обучающих  программ определенных стандартов не существует, это должно быть индивидуальным, как особенности преподавания каждого преподователя, неповторимым. Существуют различные виды  обучающих  программ. Однако их можно разделить на три основных групп:

    1) программа для проведения контрольных работ;

    2) обучающиеся  программы для выполнения упражнений;

    3) программа для усвоения нового материала .

           Как бы то не было, пройденная новая тема усваивается с помощью выполнения упражнений. Умение выбирать упражнения, контролировать ход их выполнения является сложной работой, требующий затрат большого количества времени. Для обеспечения выполнения преподователем этой работы необходимо применение обучающих программ, основанных на упражнениях.

           Программа предназначается для усвоения нового, сложного материала с помощью компьютера, является самой сложной среди обучающих программ  и ее функция близка к работе преподователя.

     Компьютер, работающий по этой программе должен объяснять новый урок студентам так же как и преподователь[1].

             И так, можно показать следующие положительные стороны обучения студентов с помощью компьютера:

     - с помощью компьютера с каждым обучающимся можно выполнять  индивидуальную работу;

     - с помощью компьютера можно эффективно работать с неполноценными  людьми, с нарушением слуха, с плохо развитой речью;

- студент перед компьютером  чувствует себя свободно, не стесняется;

-  использование  компьютера повышает интерес к уроку.

Отсюда, говоря о всестороннем  использовании компьютера в методике преподавания, не должно возникать мысли о том, что уроки необходимо проводить с помощью обучающих программ, эти программы должны составлять для проведения уроков повторения или для усвоения трудных тем. Главная причина заключается в том, что нельзя долгое время работать на компьютере. Значит, преподователи должны уметь выбирать темы по своим дисциплинам, по которым требуются составление  обучающих программ.

     Преподователь должен активно участвовать в ходе составления обучающих программы по дисциплине.

      И так, правильно составленная обучающая  программа – сложный процесс, требующий участия специалистов-составителей программы учащихся, психолога и физиолога.

     При умелом использовании преподователем обучающая  программа показывает важную роль компьютера в процессе обучения.

     С помощью компьютера можно создавать не только рисунки, но и приводить их в различные движения.

      Безусловно, виденные на экране движущихся предметов способствует увеличению привлекательности уроков.

      Теперь можем остановиться на некоторых путях использования компьютера в вузе на уроках физики и как эти рисунки привести в движения с помощью компьютерной  графики.

      Известно, что при движении предметы меняют первоначальное место расположения. Значит, двигающаяся часть предмета в следующий миг должен изменять свое место положения. То есть, мы должны стерев часть рисунка, приводимого в движение, нарисовать следующее.

      Теперь, составив программу, характеризующее движение, попробуем дать им определение.

      Тема урока: Движение графических изображений.

      Тип урока: лабораторная

      Цель урока: Развитие способности системнего мышления у студентов, на основе формирования навыков принятия конкретных решений, логических задач и примеров [2].

      Задание№1: Показать движение 9 планет.

      Решение: Form1,Labbell и System  присваиваем Timer1,Additional

присваиваем Shape1, Shape2, Shape3, Shape4, Shape5, Shape6, Shape7, Shape8, Shape9, Shape10,

 

Таблица 1.

                Компоненты

                     Свойства

                      Значения

Form 1

Height

Wight

400

500

Label 1

Font

Caption

Transparent

Times Kaz,11,bold

 

True

Timer 1

Interval

200

Shape1

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

65

65

170

90

Shape2

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

40

65

190

100

 

Shape3

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

40

80

180

110

Shape4

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

35

65

190

110

Shape5

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

30

65

200

120

Shape6

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

55

65

210

130

Shape7

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

60

65

220

140

Shape8

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

50

65

230

150

Shape9

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

45

65

240

160

Shape10

Shape

Height

Wight

Left

Top

StCircle

30

65

250

170

 

Загрузив Timer1, запишем программу.

Var

Form1:Tform;

X:real:Implementation $R*DFM)

Procedure Tform 1.Timer 1.Timer(Sender:Tobject);

Begin x:=x+0.1;

Shape 2.                 Left:=150+trunc (200*cos(x));

Shape 2.                 Top:=220-trunc (150*sin(x));

Shape 3.                 Left:=250+trunc (150*cos(x));

Shape 3.                 Top:=132-trunc (100*sin(x));

Shape 4.                 Left:=260+trunc (150*cos(x));

Shape 4.                 Top:=132-trunc (100*sin(x));

Shape 5.                 Left:=310+trunc (150*cos(x));

Shape 5.                 Top:=132-trunc (100*sin(x));

Shape 6.                 Left:=330+trunc (150*cos(x));

Shape 6.                 Top:=132-trunc (100*sin(x));

Shape 7.                 Left:=370+trunc (150*cos(x));

Shape 7.                 Top:=132-trunc (100*sin(x));

Shape 8.                 Left:=400+trunc (150*cos(x));

Shape 8.                 Top:=132-trunc (100*sin(x));

Shape 9.                 Left:=430+trunc (150*cos(x));

Shape 9.                 Top:=132-trunc (100*sin(x));

Shape 10.               Left:=460+trunc (150*cos(x));

Shape 10.               Top:=132-trunc (100*sin(x));

End; Initialization  X:=0

End

      Загрузим и сохраним программу.

 

Литература:

1. Бекбоев И.Б. Научные основы разработки и обучение решению задач в системе  математического образования. Дисс.в форме науч.докл. докт.пед.наук.-Бишкек: 1994.

2. Грэхем Р. Практический курс языка Delphi 6 . – М.: Радио и связь. 1986 – 200 с.