Cагинов К.М.

Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

К проблеме формирования ментальности личности в аспекте устойчивого развития общества в системе высшего образования

 

На сегодня в образовании предметом обсуждения становятся не частные методики, а социально-ориентированные технологии модернизации общества средствами образования [1, 105.].  Реформы, происходящие в последнее десятилетие в стране, влекут за собой необходимость пересмотра ценностных ориентиров, формирования нового мироощущения, вносящих свой исторический опыт и культурное богатство цивилизации.

В этих условиях, именно учет социокультурных и этнических особенностей в ходе модернизации всех сфер жизни страны, способствуют  гармоничному соединению государственной и национальной идеологии с ментальностью многонационального и многоконфессионального казахстанского народа, что способствует успеху реформирования страны.

         Однако, несмотря на большие успехи в процессе модернизации страны, существуют некоторые трудности и противоречия. В казахстанском обществе наблюдается так называемая «борьба за умы», когда средствами мощных «и проверенных временем» социальных технологий формирования общественного сознания пытаются повлиять на ментальность казахстанцев,  и отнюдь не в позитивном ключе.

В научных исследованиях казахстанских социологов  как А.А.Сарсенбаева, Г.Т.Телебаева, А.Т.Шайкеновой, Н.М.Кудро, К.А.Мухамбетовой, Г.С.Абдирайымовой  отмечается появление в сознании казахстанской молодежи ряда тревожных тенденций: кризис гражданственности, проявление социальной апатии, бездуховности, нигилизма, ориентацию на западные ценности в ущерб национальным приоритетам  [2, 4.].

         Главное по значимости событие в жизни страны – переход к рыночным отношениям  - не сопровождается демократизацией, которая, став лозунгом, не стала процедурой. А между тем, будет ошибочным механический перенос в нашу страну западных либеральных ценностей и моделей ментальностей. Казахстан по менталитету является евразийской страной, где сильны восточные традиции. Это касается и отношения народа к  государственному и общественному устройству в контексте устойчивого развития страны.    

В связи с данными фактами особого внимания заслуживает проблема формирования ментальности молодежи усилиями системы высшего образования.

         В контексте педагогической проблемы, формирование  ментальности стало предметом научного изучения лишь в последнее десятилетие. Разработка педагогических аспектов ментальности были положены в работах: Б.С.Гершунского,  В.А.Сонина, О.К.Дмитриевой,  О.В.Сенько, С.В.Тарасова, К.Ж.Кожахметовой, Ш.Т.Таубаевой, Ш.И.Джанзаковой, С.Б.Пересегина, Д.А.Карнаухова. 

Опираясь на теоретические разработки в междисциплинарных исследованиях по проблеме ментальности и менталитета, мы выявили их сходства и различия: менталитет фиксирует содержательные стороны опыта социума, тогда как ментальность относится скорее к функционально-динамическому аспекту опыта социума или индивида, следовательно, может поддаваться манипуляции, что в свою очередь может привести к изменению менталитета. Тем не менее, в целом различие между менталитетом и ментальностью не представляются нам принципиальным, несмотря на отмеченные нюансы. В гуманитарных исследованиях в большинстве случаев эти термины могут, с определенными оговорками, употребляться синонимично [3, 25.].

       На основе категориального синтеза мы сформулировали рабочее определение: ментальность понимается нами как совокупность ценностных ориентаций, социальных установок и стереотипов мышления и поведения индивидуального субъекта на социокультурном и этническом уровнях, способствующих его самопознанию и социальной идентификации. Формирование ментальности рассматривается как целенаправленный процесс влияния на ценностные ориентаций, социальные установки и стереотипы мышления и поведения личности на основе прогрессивных идей и социокультурных и этнических традиций общества.

Казахстанские педагоги К.Ж.Кожахметова, Ш.Т.Таубаева, Ш.И.Джанзакова,  определяя основные направления исследований по методологии педагогики, вычленяют такое направление исследований как формирование менталитета социума, которое является целеполагающим в аспекте нашего исследования [4, 37.].    

В этом отношении система образования выступает как универсальное средство формирования ментальности личности и социума [5, 23.].    Соответственно, и университетское образование выступает в центре внимания общественности. Оно приводит в движение средствами культуры и науки внутренние ресурсы образовательного пространства, все общественные силы, заинтересованные в  его развитии.

       Об эффективном воспитании как направляемой социализации можно говорить лишь тогда, когда явно обозначены цели этой социализации. Цели воспитания существенно зависят от целей, которые сознательно ставит перед собой общество. Следовательно, при постановке целей воспитания необходимо делать акцент не только на стратегические социально-экономические и общественно-политические факторы, но прежде всего, на социокультурные детерминанты общества.

          Если воспитание понимается как направляемая социализация, то формирование ментальности является естественной или так называемой «горизонтальной»  социализацией осуществляемой на основе существующих и до этого существовавших моральных норм, ценностных ориентаций, социальных установок и  стереотипов  общества.  В этом отношении чрезвычайно важным является соединение этих двух процессов в аспекте соединения государственной и национальной идеологии общества с  социокультурными и этнокультурными интенциями народа. 
          В современной педагогике, некоторые ученые выделяют социокультурное воспитание, понимаемое как социокультурное воздействие на цель и результат человеческой деятельности, на формирование ценностных ориентаций, социальных установок  и стереотипов мышления личности в рамках конкретно-исторического развития общества [6, 111.]. Именно концепция воспитания,  основанная на социокультурном воспитании способствует эффективному формированию ментальности в контексте устойчивого развития общества.

Таким образом, возрождение духовности молодежи - необходимое условие формирования ментальности общества в процессе социокультурного и духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе высшей школы. Поэтому в системе высшего образования необходимо  реализовать образовательный процесс на основе социокультурного и личностно-ориентированного подходов и создавать благоприятные условия социализации в контексте устойчивого развития страны.

Литература:

1.     Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание. Учеб. пособие. - М.: Изд  "Академия", 2002. - 224 с.

2.     Абдирайымова Г.С. Система ценностных ориентаций молодежи в современном казахстанском обществе: социологический анализ. Дис. на соиск. уч. степ. доктора социологических наук. Астана, 2006.

3.     Вальцев С.В. 2004. Является ли понятие менталитет синонимом понятия ментальность? – Объединенный научный журнал, №7.

4.     Кожахметова К.Ж., Таубаева Ш.Т., Джанзакова Ш.И. Методология общей и этнической педагогики в логико-структурных схемах: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, магистрантов, аспирантов и докторантов в области педагогики. – Алматы, 2005. – 174 с.

5.      Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С.27.

6.      Молдабеков Ж. Высокие измерения духовного воспитания. -Образование - 2003. №1. с.111.