К.ф.н. Яшина Е. А.

Мичуринский государственный аграрный университет, Россия

Противоречие и несовместимость как основные принципы создания алогизма в художественном тексте

 

В настоящее время одной из основных задач лингвистики, несомненно, выступает не просто идентификация отдельных средств создания образности, а выявление общего механизма и принципов их действия в тексте. В связи с этим, в данной работе мы попытаемся выделить ведущие языковые средства создания алогизма, а также обозначить основные принципы их функционирования в тексте художественной прозы.

Множественность подходов к рассмотрению алогизма как лингвистического явления дает основание сделать вывод об актуальности данной проблемы для исследования, а также выделить две основные тенденции в трактовке алогизма, а именно: алогизм как средство создания комизма и алогизм как свойство, присущее тексту, направленное на нарушение его предсказуемости и повышение экспрессивности. С нашей точки зрения, алогизм в литературно-художественном произведении - это характерная особенность его контекста, отражающая нарушение логических связей на уровне словосочетания, предложения или контекста в целом и формируемая за счет использования противоречивых или несовместимых в силу нарушения между ними логической, семантической или грамматической согласованности средств языка. Алогизм в художественном тексте не просто обеспечивает создание разного рода логически-бессмысленных моментов и ситуаций, но, сосредотачивая внимание читателя на определенных эпизодах текста, способствует последовательному поиску скрытых смыслов и поэтапному выстраиванию общей смысловой мозаики произведения.

Лингвистический анализ текстов художественной прозы на английском и русском языках показывает, что по способу логико-семантической организации алогичного контекста или его эпизода представляется возможным разделить языковые средства создания алогизма на две большие группы: средства, основанные на противоречии, и средства, основанные на совмещении семантически, грамматически или логически не согласованных элементов контекста. Отличительными чертами первой группы средств выступают: противоречивость понятий и, как следствие, наличие эксплицитно выраженного или имплицитно подразумеваемого отрицания, а также «одновременная реализация отношений контраста и тождества» [4: 31]. Наиболее очевидно данные характеристики прослеживаются на уровне одного или нескольких предложений в парадоксальных суждениях, на уровне словосочетания в оксюмороне, а также по ходу развития сюжета в рамках повествования в целом, т. е. в сюжетном алогизме.

Другая группа средств создания алогизма в тексте художественной прозы предполагает отсутствие противоречия, но опирается на принцип совмещения несовместимого. Известно, что закон противоречия предполагает, что однажды употребленная мысль (А) не должна в ходе одного и того же рассуждения менять своего содержания (то есть превращаться в не-А). Отсюда, всякое логическое противоречие неизменно связано с отрицанием противоположной характеристики у двух сравниваемых объектов [1: 82]. При этом следует учитывать, что для создания отношений контрарности или контрадикторности между сравниваемыми объектами необходимо наличие общего критерия, так называемой оси симметрии, относительно которой данные объекты соотносятся. Так, в оксюмороне, где «в смысловом единстве сочетаются слова с семантически противоречивыми друг другу значениями» [2: 51], в семантическом составе данных значений обязательно наличие «общей классемы» [3: 153], относительно которой и происходит взаимное отрицание сравниваемых характеристик. При использовании языковых средств, обеспечивающих алогизм на основе совмещения несовместимого, выявить критерий, позволивший объединить слова в рамках словосочетания или предложения в единую ситуацию весьма сложно. Он может вовсе отсутствовать, что становится причиной возникновения абсурда, может быть выражен лишь формально грамматически, что нередко выступает основой игры слов, а может полностью повторяться в компонентах словосочетания или предложения, создавая тавтологию. Таким образом, к данной группе средств правомерно отнести плеоназм, основанный на тавтологии как логической ошибке, языковую игру, в основе которой заложена подмена понятий, зевгму, гипаллагу, нарушение узуса, несоответствие стиля текста его содержанию (стилистический алогизм), а также создание абсурдных бессмысленных ситуаций.

Анализ практического материала позволяет сделать вывод о том, что характерными чертами группы средств создания алогизма, основанных на совмещении семантически, грамматически или логически не согласованных элементов, являются:

·        нарушение или игнорирование законов логики;

·        использование лексики с плохо совместимым семным составом или несовместимыми ассоциативными полями;

·         завуалированность или полное отсутствие критерия, обеспечивающего объединение несовместимых по смыслу единиц, что проявляется в нарушении лексико-грамматической сочетаемости между элементами контекста.

 

Литература:

 

1.          Вергаувен Р. М. А. Проблема логического отрицания у Аристотеля и Васильева // Вопросы философии. 2004. № 8. С. 82-98.

2.          Ганеев Б. Т. Парадокс: парадоксальные высказывания. Уфа: БГПУ, 2001.

3.           Кронгауз М. А. Семантика: учебник для студентов вузов. М., 2005.

4.           Семен Г.Я. Лингвистическая природа и функционирование стилистического приема парадокса: Дисс канд. филол. наук. Одесса, 1984.