Николенко К.В. (Донецк, ДонНУЭТ)

 

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ»

В современном научном дискурсе вопрос о понятии, происхождении, сущности и  специфике термина «интеллигенция»  является полемическим. Нет однозначного определения самого термина, существуют различные точки зрения на период и место появления этого понятия, также остаётся открытым вопрос о современном существовании такого слоя общества как интеллигенция. Интерес к интеллигенции в своих научных исследованиях проявляют следующие исследователи: Дмитренко И., Кулик В., Боборыкин П., Добрускин М. и многие другие. Так Дмитренко И. считал, что интеллигенция как социальный слой имела место исключительно в советский период; Кудик В. специализировался на  гуманитарно-технической интеллигенции;  Боборыкин П. исследует с помощью литературы образ интеллигента;   Добрускин М., представляет социально-философский анализ термина. Автор, в данном исследовании делает попытку дать наиболее полный философский анализ происхождения и понимания термина «интеллигенция», опираясь на философские, исторические источники.

Во многих энциклопедических и справочных изданиях укоренилось мнение о российском происхождении термина «интеллигенция»  возникающее в 60-е года XX века в творчестве писателя П. Боборыкина [1,105]. Считают, что из русского языка этот термин, в последствии, перешел в другие языки. Однако подробный анализ различных философских трудов даёт  возможность предположить, что термин возникает в конце XYIII – начале  XIX века в немецкой философии. Так Добрускин М. проводились различные исследования, доказывающие, что данное понятие получило свои истоки в работах Фихте, Шеллинга и Гегеля, именно из этих первоисточников и перешло в русскую и европейскую литературу. Однако, и в немецких справочных изданиях встречаем ссылки именно на российское происхождение термина.

И всё же термин «интеллигенция» впервые употреблён Фихте, и от него переходит в различные философские системы. В книге «Наукоучение» Фихте развивает идею самореализации самосознания, поскольку, по его мнению это первичное начало относительно бытия, которое и строит мир [2,111]. В рамках субъективного  идеализма Фихте выступал за свободно мыслящего человека, так как «чистое Я является свободной интеллигенцией». Термин этот возникает как первооснова мышления, как вся умственная деятельность человека. В отличии от Канта, Фихте отрицает существование непознаваемых «вещей в себе» и возносит самоосознающий субъект (Я) к единой, истинной и самостоятельной реальности. По Фихте, мир объектов, природа не имеет самостоятельности, а порождается деятельностью сознания, так называемого мирового Я [2,114]. В данной концепции разрабатывается система морального идеализма, который направляет человека к полезной деятельности, как говорит его гражданский долг.

Большее развитие как термина, так и понятия интеллигенции  содержится в трудах Шеллинга, прежде всего в его «Системе трансцендентального идеализма». В нём обосновывается первичность интеллекта как единого основания реальности. Согласно Шеллингу, интеллигенция – это деятельность субъекта и одновременно сам этот субъект, это не только творческий акт, но и духовные процесс, создающий все предметы и формы сознания [3,15]. В термине интеллигенция он видит два взаимосвязанных аспекта – создание и созерцание, поскольку сама интеллигенция не что иное создающее созерцание [3,264]. Созерцание – это интеллектуальная интуиция. Никакой реальности, никакого объекта вне интеллекта не существует, так как материальный мир является лишь порождением акта чистого самосознания. Интеллигенция это определённое средство действия, посредством которого возникает объект. Объект и наблюдение растворены друг в друге. Интеллигенция есть там, где она наблюдает, поскольку весь внешний мир она воспринимает как свой организм, в котором мы непосредственно присутствуем. Интеллигенция абсолютно возвышена, над какими бы ни было объектами как последний принцип любого действия. Самое глубокое основание интеллигенции  заключается в её двойственности: создание и созерцание. Определённый интерес представляет и попытка Шеллинга сформулировать понятия внутренней и внешней интеллигенции, которая связана не только с деятельностью моего Я, но и других разумных существ, которые влияют на меня и обогащают мои представления о внешнем мире [3,271-274].

В трактовке же Гегеля интеллект, интеллигенция – это момент Духа, который развивается. Интеллигенцией он называет теоретическое мышление как составляющую часть субъективного Духа – теоретический Дух. «Дух в форме субъективности и есть интеллигенция» [4,43]. Гегель видит разницу между сознанием, для которого объект остаётся внешним, и интеллигенцией, которая постигает разумную природу объекта и преобразовывает субъективность в форму объективной разумности. Таким образом, знание из абстрактного и формального становится конкретным, заполненным истинным содержанием объективных знаний, познанием истины. На пути к познанию истины интеллигенция из сферы субъективного Духа входит в объективность – к практике, к формам социального бытия, которые являются формами объективного Духа. «Понятие познания раскрылось для нас как сама интеллигенция, как вероятность разума, поскольку действенность интеллигентности и есть самопознание» [4,242]. Но познание является истинным именно постольку, поскольку интеллигенция его реализовывает.

Поднимая на наивысший пьедестал могущественную силу разума, интеллекта, немецкие мыслители, тем самым объективно превозносили и тех личностей, которые являлись профессиональными носителями высоких интеллектуальных качеств, хотя следует заметить, что не видели в тех представителях особого социального слоя, к которому сами и принадлежали. Своим философским и научным творчеством немецкие философы производили огромное влияние на интеллигенцию того времени, хотя и неодинаково видели её социальную роль, соответственно своим политическим взглядам. Фихте и ранний Шеллинг выступали против феодального строя с его социальным уничижением, моральным разладом, деградацией духовной культуры и искусства. Они призывали интеллигенцию, особенно ученых, к борьбе за раскрепощение духовных сил общества, за свободное развитие творческой мысли. В некоторых своих трудах Фихте призывает  к увеличению социальной активности ученых и педагогов, в которых он видел авангард всего мыслящего общества. Статьи Фихте «О назначении ученого» и «Призвание человека» сохраняют большой интерес  и для современной интеллигенции, поскольку они направлены в будущее.

Что же касается более поздних трудов Шеллинга и, в особенности, Гегеля, в отношении к интеллигенции, имеют противоположные установки примирения с действительностью, недопущения каких-либо оппозиционных или революционных выступлений, безусловное подчинение государственной власти. Но это не исключало прогрессивного влияния на интеллигенцию их философских идей.

Идеи представителей немецкой философии вообще, и Гегеля в частности активно были освоены последующими мыслителями, которые видели в интеллигенции не абстрактную формулу интеллекта, присущую каждому человеку, а определённую социальную прослойку или состояние, которые имеют определённые интересы и который характеризуют определённые признаки – умственный труд, образованность, участие в разработке идеологии и в распространении научных знаний, культуры и искусства [5,32].

Таким образом, выше изложенное говорит о сложном пути формирования интеллигенции, о противоречиях между его идеалистическим пониманием и реальной интеллигенцией, которая выходила за границы этого термина, поскольку формировалась как особый социальный слой, чего не могли осмыслить немецкие философы идеалисты. Гегелевское понимание интеллигенции было усвоено многими его последователями, вошло в широкое употребление сначала в немецкой, а от неё и в российской литературе, параллельно с этим осваивали и новое понимание, предложенное марксизмом на базе переработки гегелевской философии. Рассмотренное понятие интеллигенции выходит за границы чистой филологии и терминологии, приобретая важнейшее политическое и философско-теоретическое значение, поскольку речь идёт об одной из наиболее важных социальных групп общества.  

Литература:

1.Бобрыкин П. Русская мысль // Русская мысль. – М., 1904. – № 12 – С. 100-124.

2. Фихте. О назначении ученого. – М., 1956. – С. 111-116.

3. Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. – М., 1976. – 320 с.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. – М., 1972. – Т.3 – 289с.

5. Добрускін М. «Интелігенція» в працях Маркса та Енгельса // Філософська думка, 2005, №5, С. 32-34.