Ситникова Н.В.

Восточно-Казахстанский государственный технический университет

им. Д.Серикбаева

 

Концепция новой эстетики моделирования цвета в архитектуре города (на примере мастеров ХХ века)

 

На рубеже нового ХХI века всё прогрессивное человечество обращает свои взоры на достижения в науке, технике, в искусстве, архитектуре и дизайне. Рассматривая историю архитектуры ХХ века, можно отметить ряд существенных особенностей в творчестве выдающихся архитекторов художников в области колористики как одного из важнейших средств формирования искусственной среды города.

Для определения градостроительства часто используется понятие градостроительное искусство. Этот термин имеет двоякий смысл. С одной стороны, он обозначает мастерство в широком смысле слова – искусство создания пространственных систем, отвечающих комплексу утилитарных и духовных потребностей общества. С другой – подчеркивает роль художественного начала в градостроительном проектировании, эстетическую значимость принимаемых проектных решений. Город как целое и многогранное явление материальной культуры не только включает художественные ценности в виде архитектуры зданий и преемственно развивающихся ансамблей, но является объектом архитектурно-пространственного проектирования, т.е. создается во взаимосвязи функционально-технических и художественных сторон решения.

Архитектуру называют каменной летописью истории. И действительно, она, прежде всего – часть материальной культуры человечества, которая несет уникальную информацию о жизни людей и давно прошедшие исторические эпохи. Архитектуру называют застывшей музыкой. Да, она несет в себе гармонию форм, которая доставляет нам эстетическое наслаждение и продолжает волновать, как явление современной жизни. Архитектурно - пространственная ткань города, впитывающая внимание цветовой красоты многих столетий, - питательная среда для современной колористики. Активизация полихромии в архитектуре города сегодня рассматривается как актуальная профессиональная задача архитекторов, градостроителей, искусствоведов. Они призваны реабилитировать цвет [1].

Попытка моделировать цвет в структуре города – это предмет профессионала, учесть способность цветовой среды к саморазвитию, возможность управления ею, исследовать экономические и экологические, общественные градостроительные и социально-культурные предпосылки, обуславливающие колористику города.

Как показывает история: планомерное воплощение проектных замыслов колористики города – явление весьма редкое. В начале ХХ столетия К.Малевич пытался привить новую эстетику супрематизма исторически сложившемуся городу (Витебск, 1917г.). Выдающийся мастер-художник начала ХХ века, автор множества художественных полотен, персональных и социальных выставок (1915г. – Париж; 1919г. – Москва, Петроград; 1927г. – Польша, Германия) к концу 30-х годов ХХ века создал конструкцию, вытекающую не из взаимоотношений форм и цвета, не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения, а на основании веса, скорости и направления движения. Парадокс. Однако, тем самым он подтверждает и усиливает значение цвета как свойства построения композиции. Теория и наука о цвете уже существует, о том, что цвет имеет вес, цветом можно задавать скорость (восприятия, движения), усиливать динамику, нарушить равновесие, и тем более, задавать направление движения – не требует доказательств.

Элементы новой эстетики градостроительного искусства были воплощены и позднее, это члены АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов): П. Антокольский, Э. Борхерт (специалист бюро «Малярстроя»), Г. Клюнков (художник театра), Б. Компанейский (специалист лаборатории психологии цвета г.Ленинград), Представители проектов городов Москва, Ленинград; градостроительная фантазия Я. Чернихова (1932г.). Принципиально важным для этого периода является трактовка цельных городов, улиц, где архитектурная композиция – единая система, что подняло науку колористики города на новый качественный уровень – она перерастала в колористику города.

Одной из важнейших предпосылок к пониманию такого сложного понятия, как архитектурная форма, являются психологические аспекты. Х. Майер, сменивший В.Гропиуса на посту директора Баухауза, писал, что архитектор не может понять психологическое  воздействие формы, не прослушав курса психологии. Проблема восприятия, или проблема формирования предметно-чувственных образов для анализа формы очень важна. Инструментарием мастера становятся целостная форма, образ, структура, цвет, пространство.

Отдавая   должное   плодотворности   новаторских   идей   Баухауза, идейные основы ВХУТЕМАСа в советской России были аналогичны. Крупнейшие художники и архитекторы в стенах Баухауза - Вальтер Гропиус, Василий Кандинский, Иозеф Альберс, Ласло Моголи-Надь, Марсель Брейер, Иоганнес Иттен, Пауль Клее, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ханес Майер [2],а также блестящая плеяда художников и архитекторов, работающая  во  ВХУТЕМАСе:  В.Фаворский,  В.Щусев,  И.Жолтовский, Н.Ладовский, В.Кринский, В.Кандинский, Л.Веснин, И.Голосов, В.Татлин, К.Мельников, Л.Лисицкий, внесли значительный вклад в создание принципиально новой методики освоения композиционных закономерностей, в теорию композиции и цвета.

В той или иной последовательности, степени значимости мастера архитектуры выделяют три объективных характеристики формы: поверхность, масса, пространство, другими словами: фронтальность, объемность и пространственность.  Например: В.Кринский, В.Петров, Н.Докучаев считают главным элементом архитектуры - пространство, форму и конструкцию; второстепенным - масса, вес, объем, цвет, пропорции, ритм, движение. Н.Ладовский - лидер групп энтузиастов, основатель ВХУТЕМАСа сказал  еще  определеннее:   «Пространство,  а  не  камень  -  материал архитектуры» [3].

И.Араухо пишет, что восприятие пространства - это сложный процесс, это силовое поле, в котором существуют тела (массы и пустоты) - близко к идее спирали в проекте башни III Интернационала В.Татлина.

На основе теорий многих исследователей можно выделить 3 уровня анализа архитектурной формы: I уровень – анализ формы как таковой; II уровень - стремление выявить «мотивы» (уровень функции); III уровень - определение культурно-исторических признаков времени и места (уровень символа). Уровень I. Идея – форма: объект как предмет, масса, цвет, текстура, геометрия, движение, идентичность формы и содержания. Уровень II. Функция: действие как содержание, значение (цилиндр – колонна), крест (религиозное значение), мир образов, истории, аллегорий, сюжет, тема, противопоставление формы и содержания. Уровень III. Символ: условный знак, интерпретация действия, содержание – это символично, значение какого-либо мировоззрения, уровень синтеза (не анализа).

П. Пикассо - художник - абстракционист в качестве пространственных
средств вынужден прибегать к линии и цвету, которые сами по себе носят
конкретный и эмпирический характер. Он говорил, что абстрактного искусства как такового не существует; всегда надо с чего-то начинать. Затем можно стереть следы реального, но идея вещи уже оставила неизгладимый знак. Невозможно идти против природы, которая сильнее человека, сильнее всего. П. Мондриан, впадая в крайность, пытается достичь полной абстракции, избавившись   от кривых линий, но прямая - из элементарной психологии - не просто создана человеком, она имеет определенный смысл. Речь идет о большей или меньшей степени имитации (абстракции).

В случае «АРХИТЕКТУРЫ»: возможно ли абстрагироваться от всего того, что было сделано до нас? «Все, что является традиционным ... есть плагиат? (Евг.Д.'Орс). Может ли человек существовать изолированно, сам по себе? Архитектура - это искусство. Искусство - это  творчество, а  творчество — это полная противоположность «чистой имитации». Значит и образное и абстрактное искусство могут создавать выдающиеся произведения, так как «Ценность произведения искусства измеряется не степенью имитации, а его собственным качеством». Зачастую самостоятельность автора-художника, не что иное как «смена хозяина», когда за модель принимается математическая фигура. Термин «красивость» исчезает.

Казимир Малевич – русский художник, основоположник современного абстрактного искусства «белое на черном» говорил о том, что свобода художника не осуществляется в безвоздушном пространстве, а человеческий дух не ангельский. Свобода художника и материальное окружение. Современному архитектору необходимо учитывать собственные символические аспекты нашей культуры, следовательно, правильно трактовать их, облекать в соответствующую форму нашего воображения. Что ожидает «общество» от архитектурной формы? Как рассматривается цепочка понятий: идея - форма - функция - значение – символ? Как влияет на эти понятия архитектурная   цветовая   композиция? Необходимо знать методику работы архитектора, выяснить их средства,  уровень мастерства автора произведения. Современные исследователи искусства и архитектуры ХХ века должны уделять этому особое внимание.

В 1925-1930 годах весомый вклад в теорию и практику колористики города внес гамбургский «Союз поощрения красочного оформления городов», более полусотни отделений которого выполнили проекты полихромии поселков и даже городов. Многие из проектов были реализованы. Среди пионеров градостроительной колористики выделяются имена немецких архитекторов Б.Таут и Э.Май (Магдербург и Франкфурт-на-Майне). В послевоенный период проблемой градостроительной колористики занимался архитектор Г.Петров [6].

В 60-е годы XX века волна интереса к многоцветию города коснулась многих европейских стран: французский колорист Ж.Ф.Ланкло («региональные» цвета провинций); Ф. Клее, которые в 70-х годах построили колористику новых городов восточного Лилля, Витроля и других. Последовательное профессиональное использование исторического цветового богатства представляет город Веймар (архитекторы Германии); Л.Сивик провел анкетирование жителей г.Стокгольма и Гётеборга, где колористика стала основой социально-психологических и историко-культурных предпосылок.

В 70-80-е годы совершенствовали методологию проектирования цвета
в городах архитекторы и градостроители ВНИИ теории архитектуры и
градостроительства под руководством профессора А. Ефимова
(г. Москва),
В. Елизарова, В. Филина, Е.Пономаренко, Л.Мироновой, Н.Кострикина;  специалисты японского научно-исследовательского института цвета (А. Ота); венгерского национального комитета по цвету (А. Немич); шведского центра цвета (А. Хард); французского центра цвета (М. Альберт-Ванель), французские колористы-консультанты Ж. Филласье, Ж.Ф. Ланкло, А. Лемонье, Ф.Кле.

Цвет - неотъемлемый атрибут предметно-пространственной среды. Созданное природой человек обычно считает гармоничным: но, все ли гармонично по цвету в созданной искусственной среде? В этой связи возрастает актуальность изучения опыта выдающихся мастеров архитектуры и искусства в исследовании цвета для дальнейшего совершенствования эстетической выразительности архитектуры города [5].

Цвет в разных аспектах своего проявления способен обогатить городскую среду с точки зрения информативности, эмоциональности, преодоления монотонности застройки городов. Полихромия как сочетание различных цветов в объемно-пространственной форме обладает известной самостоятельностью, что влияет на зрительный эффект формообразования. Становится возможным в процессе архитектурно-художественного проектирования сознательно управлять зрительным ощущением объемно-пространственной формы путем развития в ней различных цветовых сочетаний.

Архитектура интегрирует пространство, объем и цвет, а полихромия является одним из мощных средств формообразования города. Ошибочным мнением можно считать, что цвет - средство второстепенное, подчиненное объему и пространству. Подлинное произведение архитектуры организует пространство города одновременно скульптурностью своей пластики и полихромией. Полихромия в архитектуре XX века неизменно является одним из основных формообразующих средств, выдвигая свои требования к цвету. В различных исторических периодах это привело к развитию в архитектуре различных принципов его использования. С изменением социальных потребностей и эстетических взглядов менялись представления и проявления формообразующего действия в архитектурной полихромии города.

Для того, чтобы целенаправленно управлять цветовой средой в
архитектуре, необходимо учитывать ряд взаимосвязанных проблем: изучить мировое наследие в области архитектуры и искусства использования цвета; выявить  преемственность  принципов  цветовой  организации архитектуры города; вскрыть характерные особенности полихромии в современной архитектуре города ХХ века; исследовать влияние современной живописи на архитектурную полихромию города. Таким образом, раскрыть многогранность творческого наследия мастеров архитектуры ХХ века в области колористики в архитектуре города актуально экономически и социально в научном отношении.

Архитектура - развивающаяся система сооружений, формирующая предметно-пространственную среду жизнедеятельности общества, а также искусство создавать эти сооружения в соответствии с потребностями общества и по законам красоты. Практическим инструментом интеграционным тенденциям профессии служит традиция, которая закрепляет опыт многих поколений зодчих. Всё облекалось в канон (архитектурный канон Витрувия). Меняется форма, пространство, функция и цвет, в которых воплощена профессиональная мысль. Появились изложения творческих концепций, несущие отпечаток индивидуальности авторов. Их предметом стало утверждение принципов профессиональной деятельности, основанное на определенной общественной позиции (сочинения Ф.-Л.Райта, О.Вагнера, А.Лооса, А.Ван де Вельде, В.Гропиуса, Б.Таута, Ле Корбюзье и др.).

Моделирование архитектурного цветопространства следует рассматривать как основу профессиональной колористической деятельности, отражающую содержание и характер творчества архитектора в области колористики, подразумевая, что в каждом конкретном случае границы этапов и очередность процедур моделирования будут зависеть от конкретных условий проектирования и творческой направленности архитектора, его личных, субъективных цветовых предпочтений, вкусов и запросов общества, требований современной цветовой культуры. Возможности системы проектного цветового моделирования заключается в расширении диапазона методов проектирования, развитии проектно-художественного мышления и языка архитектора, выявление эстетических качеств колорита создаваемой архитектурной среды.

Цветовое моделирование - система средств и методов, направленная на решение композиционных задач, возникающих в проектном творчестве архитектора. Создание образно - понятийных и материально - предметных цветовых моделей способствует всестороннему исследованию исходной колористической ситуации, предвидению и обоснованию колористического решения с учетом условий восприятия и эстетического воздействия на зрителя. Являясь важнейшим средством изучения архитектурной колористки, цветовые модели являются надежным средством поиска и наглядной демонстрации закономерностей цвето – объемно - пространственной композиции.

Следует отметить принципы, методы и приемы цветового моделирования, которыми являются: средством познания, формирование опыта профессионального восприятия, анализа, мышления; средством    поиска   и    выражения    проектного   замысла колористического образа и структуры архитектурной формы; средством     становления     дисциплины      колористического творчества,  составляющей  существенную  часть  творческого метода архитектора. Архитектурное цветопространство - центральное понятие цветового моделирования, отражающее диалектическое единство пространства, объема и цвета, а так же закономерности построения цветовой архитектурной композиции.   Классификация,   разработанная Н. Ладовским   (фронтальная, объемная и пространственная) дополняется рядом подчиненных понятий как структурные элементы: цветовая точка, линия, пятно - плоскость, цветовая среда,    динамическое    воздействие    цвета    и    структуры    объемно- пространственной формы). 

Реальное, концептуальное и перцептивное пространство - во всех этих уровнях рассмотрение цвета как категория формы представления, выступит как его физическое свойство реальном), как основа формирования замысла концептуальном), и как средство реализации замысла (в перцептивном). Работая с цветовыми моделями как заменителями реального пространства, архитектор «создает» новые виды пространств, проверяет свои художественные концепции и представления, моделирует различные аспекты цветопространства, которые станут основой цветовой среды.

Принципиальным моментом колористического творчества архитектора
является интеграция пространства и цвета, которые не могут «развиваться»
относительно независимо друг от друга. Целенаправленный учет
динамического взаимодействия полихромии и структуры пространства
позволяет исследовать типы визуальной организации пространства в
зависимости от возможных цветовых построений.
Цветовое моделирование архитектуры города предполагается осуществлять как систему процедур, включающих  в проектный поиск, разработку и формирование цветового проектного решения.

Список литературы

1.     Ефимов А.В. Колористика города. – М.: Стройиздат, 1990. – 272с.

2.     Мастера архитектуры об архитектуре. – М., 1972.

3.     Мастера советской архитектуры об архитектуре: В2т. – М., 1975.

4.     Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись) – Л.: 1990. – 65с.

5.     Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. 366с.

Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Реальность и утопии. М.: РААСН, 1996.