Биричевская Л.Л., д.б. Зинченко А.И.

Институт микробиологии НАН Беларуси

Влияние состава питательной среды и условий культивирования на продуцирование фосфолипазы D культурой Streptomyces netropsis БИМ В-235

Фосфолипаза D (ФЛД) – фермент, осуществляющий специфический гидролиз различных фосфолипидов, а также синтез таких соединений путем реакции трансфосфатидилирования (рис. 1).

+ Н−Х

ФЛД

Рис. 1. Схема реакции трансфосфатидилирования нуклеозидов, катализируемая ФЛД:

Rацил; Х – остаток нуклеозида; Y – остаток холина.

Особый интерес вызывают ФЛД стрептомицетов, обладающие высокой трансфосфатидилирующей активностью и нетипичной для ферментов широкой субстратной специфичностью. Указанные свойства позволяет использовать ФЛД в качестве инструмента для ферментативной модификации фосфолипидов. В частности, ФЛД микроорганизмов рода Streptomyces способна синтезировать фосфолипиды, имеющие в своем составе природные и модифицированные нуклеозиды. Данный ферментативный способ является достойной альтернативой химическому синтезу этих соединений [1–3]. Нужно отметить, что фосфолипидные производные нуклеозидов рассматривают как основу для перспективных лекарственных препаратов нового поколения [4–8].

Приступив к исследованиям, целью которых является получение эффективного биокатализатора для ферментативного синтеза вышеупомянутых фосфолипидных производных, среди ряда проверенных музейных культур стрептомицетов мы отобрали штамм Streptomyces netropsis БИМ В-235, клетки которого секретируют в культуральную среду ФЛД, способную катализировать перенос фосфатидильных групп с лецитина на 5'-гидроксил нуклеозидов [9]. При этом, удельная активность фермента в составе фильтрата культуральной жидкости (КЖ) оказалась всего в 250 раз меньше таковой препарата высокоочищенного фермента (коммерческого препарата фирмы “Sigma”, США), что свидетельствовало, на наш взгляд, о хороших потенциальных биотехнологических возможностях отобранного штамма.

В настоящей работе нами было изучено влияние некоторых компонентов питательной среды и условий культивирования на образование ФЛД культурой Str. netropsis БИМ В-235. Такие данные необходимы для создания рациональной питательной среды и подбора условий выращивания продуцента, обеспечивающих максимально эффективный биосинтез им ФЛД.

Материалы и методы. В работе использовали штамм Str. netropsis БИМ В-235 (далее по тексту Str. netropsis) из Национальной коллекции непатогенных микроорганизмов Института микробиологии НАН Беларуси.

Культивирование стрептомицета проводили на орбитальной биологической качалке при частоте оборотов 170-190 об/мин и температуре 28–30оС в течение 1–7 суток в 250 мл колбах Эрленмейера, содержащих 50 мл питательной среды. Посевным материалом служила 18-часовая культура в количестве 10% (об.). В качестве исходной питательной среды (среда I) использовали мясопептонный бульон (МПБ), в который вносили растворимый крахмал до концентрации 1% и соли – NaCl и MgSO4x7H2O до концентрации 0,3 и 0,1% соответственно. Величина рН среды составляла 7,2. Указанная среда (с некоторыми модификациями) использовалась Yamaguchi и соавт. [10] для скрининга ФЛД-продуцирующих стрептомицетов.

В процессе подбора оптимальной питательной среды для синтеза ФЛД исследуемым штаммом Str. netropsis использовались также стандартные среды, рекомендованные Международным проектом по стрептомицетам (ISP) для культивирования и изучения характеристик стрептомицетов: овсяная среда (ISP № 3), синтетические – крахмало-аммиачная (ISP № 4), глицерин-аспарагиновая (ISP № 5) [11] и глюкозо-аммиачная (ISP № 9) [12] среды (далее среды II, III, IV и V соответственно). Среды VI, VII и VIII в качестве источника азота вместо (NH4)2SO4 содержали соответственно NaNO3, NH4NO3 и мочевину в концентрации 0,5%. Остальные компоненты те же, что и в составе среды V. На первом этапе исследований в качестве посевного материала для сред IVIII использовалась суспензия спор и мицелия, получаемая путем смыва их 10-ю мл стерильной среды с поверхности 7-суточной культуры Str. netropsis, выросшей при 28°С в пробирках объемом 50 мл на поверхности скошенного овсяного агара (15 мл). Полученный смыв вносили в питательную среду в количестве 10% (об.).

По окончании культивирования биомассу стрептомицета отделяли фильтрованием через бязь. Выход биомассы определяли весовым методом после высушивания ее до постоянного значения при 105ºС. Фильтрат КЖ использовали в качестве источника ФЛД.

Трансферазную активность ФЛД определяли в реакции переноса фосфатидильного остатка с лецитина на 5'-гидроксильную группу тимидина путем инкубирования при 37оС в течение 45 мин реакционной смеси (1 мл), состоящей из 67% хлороформа и 33% водной фазы и содержащей 10 мМ тимидин, 30 мМ лецитин, 0,1 М Na-ацетатный буфер (рН 6,0), 0,25 М CaCl2 и 0,2 мл фильтрата КЖ. За ходом реакции следили, используя тонкослойную хроматографию (ТСХ) на пластинах Silufol-UV254Serva», Германия) в системе растворителей хлороформ-этанол (4:1). Вещества обнаруживали в УФ-свете и элюировали: нуклеозиды дистиллированной водой, а фосфолипидные производные этанолом.

Активность ФЛД определяли за время, при котором выход продуктов не превышал 15–20%. За единицу активности фермента принимали такое его количество, которое обеспечивало трансформацию субстрата или образование продукта в количестве 1 нмоль за 1 мин в соответствующих условиях реакции.

Для характеристики продуцирующей способности микробных клеток в отношении ФЛД её активность выражали в ед/мг сухой биомассы, а для характеристики биосинтетической активности культуры в целом (которая зависит не только от продуцирующей способности клеток, но и от выхода биомассы) активность фермента приводили в ед/мл КЖ.

Для описания и анализа процессов роста культуры и биосинтеза фермента удельную скорость роста (m) и удельную скорость синтеза фермента (e) вычисляли по формулам: m = dX×dt-1×X-1 и e = dE×dt-1×X-1 , где X – биомасса, dX прирост биомассы, dE – прирост активности фермента за промежуток времени dt [13].

Результаты и их обсуждение. Как известно, уровень биосинтеза ферментов культурами микроорганизмов зависит не только от генетических особенностей штаммов-продуцентов, но, в немалой степени, и от условий (в том числе питательной среды), в которых эти штаммы культивируются.

На первом этапе при подборе питательной среды для оптимального синтеза ФЛД мы сравнили уровень продукции фермента культурой Str. netropsis при выращивании на исходной среде и некоторых средах, рекомендованных ISP для культивирования и изучения характеристик микроорганизмов рода Streptomyces.

На всех исследованных синтетических средах наблюдался слабый рост культуры и отсутствие активности ФЛД в фильтрате КЖ через 7 дней культивирования (табл. 1), тогда как на средах I и II обильный урожай биомассы достигался на 2–3-и сутки выращивания. Однако при этом на овсяной среде, в отличие от среды, использовавшейся для отбора культуры, обнаружились лишь следовые количества ФЛД-активности.

Таблица 1

Накопление активности ФЛД в КЖ в процессе роста культуры Str. netropsis на различных средах

Среда

VI

VII

VIII

±

Примечания. * измерение биомассы не проводилось в связи с незначительным ее количеством. ** в данных условиях реакции активность не обнаружена.

Представленные данные согласуются с результатами, полученными Yamaguchi и соавт. [10]. В этой работе авторы также отмечают отсутствие продукции ФЛД при выращивании культуры Str. hachijoensis на синтетических средах с минеральными источниками азота, мочевиной, аспарагином.

Таким образом, в качестве исходной среды для оптимизации была выбрана среда I (МПБ c водорастворимым крахмалом), использовавшаяся ранее для отбора штамма-продуцента. Изучение характера роста Str. netropsis на данной среде и образования ФЛД в динамике показало (рис. 2), что накопление биомассы и изучаемого фермента происходит параллельно, начиная с 5 ч, и достигает максимальных значений к 14–15 ч роста культуры. Это указывает на то, что продукция ФЛД связана с экспоненциальной фазой роста культуры.

Анализ кинетических параметров роста Str. netropsis и синтеза ФЛД показал (рис. 3), что максимальная удельная скорость роста наблюдается на 10 ч культивирования и составляет в данных условиях эксперимента 0,25 ч-1. Максимум удельной скорости синтеза фермента также приходится на 10 ч роста культуры и составляет 75 ед×ч-1×мг-1. Это свидетельствует о том, что процессы роста исследуемого штамма и образования им ФЛД совпадают по времени.

Важнейшими составляющими культуральной среды для микроорганизмов являются источники углерода и азота. При изучении взаимосвязи между источниками углерода в среде и биосинтезом ФЛД нами было испытано 6 соединений (табл. 2). При этом, моно-, дисахариды и многоатомные спирты вносили в исходную питательную среду вместо крахмала.

Таблица 2

Влияние источников углерода на накопление биомассы и ФЛД в процессе роста культуры Str. netropsis

Источник углерода, 1%

270

80

840

41

Примечание. * вариант, соответствующий исходной питательной среде.

Установлено, что все источники, кроме глюкозы и глицерина, обеспечивают примерно одинаковый выход биомассы (в пределах 3,1–3,6 мг/мл). Урожай биомассы на средах с глицерином или глюкозой был почти вдвое выше. Что касается биосинтетической активности культуры в отношении ФЛД, вариант среды с глюкозой значительно превзошел все другие, причем не только из-за более высокого выхода биомассы, но и по причине более высокой продуцирующей активности мицелия. Следует отметить, что по данным Yamaguchi и соавт. [10], глюкоза и сахароза являются неподходящими источниками углерода для продукции ФЛД. Однако другие исследователи часто используют глюкозу в составе сред для культивирования штаммов-продуцентов ФЛД [14–18].

Помимо источников углерода, важную роль в синтезе ферментов играют источники азота. В проведенных нами опытах органические источники азота вводили вместо МПБ в исходную среду с 1% глюкозой (вместо крахмала) в качестве источника углерода. Как видно из данных, приведенных в табл. 3, все органические источники азота (в отличие от минеральных) обеспечивали накопление достаточно высокого уровня ФЛД-активности в фильтрате КЖ. Оптимальные результаты получены при использовании дрожжевого экстракта.

Таблица 3

Влияние органических источников азота на накопление биомассы и ФЛД в процессе роста культуры Str. netropsis

Источник азота, 1%

6,2

330

2050

85

Примечание. Все среды содержали 1% глюкозы в качестве источника углерода.

Проверка влияния различных концентраций глюкозы на биосинтез ФЛД позволила установить (табл. 4), что максимальное накопление фермента в КЖ происходит при культивировании продуцента на среде с концентрацией глюкозы, равной 0,5–1%.

Таблица 4

Влияние концентрации глюкозы на накопление биомассы и ФЛД в процессе роста культуры Str. netropsis

Концентрация глюкозы, %

250

58

1785

75

Примечание. Все среды содержали 1% дрожжевой экстракт в качестве источника азота.

Результаты экспериментов по подбору концентрации дрожжевого экстракта в питательной среде отражены в табл. 5.

Таблица 5

Влияние концентрации дрожжевого экстракта на накопление биомассы и ФЛД в процессе роста культуры Str. netropsis

Дрожжевой экстракт, %

450

88

3050

100

Примечание. Среда содержала 0,5% глюкозы в качестве источника углерода.

Представленные данные показали, что с увеличением содержания дрожжевого экстракта в среде показатели активности изучаемого фермента растут, однако, с точки зрения экономии субстрата, рационально его вносить в среду в количестве 1–2%.

Еще одним важным фактором, влияющим на рост и метаболизм микроорганизмов при их глубинном культивировании, является концентрация кислорода в среде. Для изучения влияния аэрации на развитие культуры изучаемого актиномицета и ее биосинтетическую активность в отношении ФЛД его выращивали в колбах (250 мл) с различным объемом питательной среды. Из данных, представленных в табл. 6, прежде всего, видно, что увеличение степени аэрации среды способствует накоплению биомассы.

Таблица 6

Влияние аэрации на накопление биомассы и ФЛД в процессе роста культуры Str. netropsis

V/V*

535

78

1555

53

Примечание. Питательная среда содержала 0,5% глюкозы и 2% дрожжевого экстракта.

*V/V отношение объема питательной среды к объему колбы (250 мл).

** Стандартные условия аэрации.

Что касается продуцирующей активности мицелия, то максимальное ее значение отчетливо выявляется не при максимальной аэрации, а при величине отношения объема питательной среды к объему колбы, равной 0,4. Однако из-за недостаточно высокого выхода биомассы в данном варианте, он не является единственно приемлемым с точки зрения накопления максимального количества фермента в единице объема КЖ. Практически такие же величины активности ФЛД в ед/мл имеют место и в вариантах с более высокой аэрацией среды. Тем не менее, представляется целесообразным использовать в дальнейшей работе соотношение объема среды к объему колбы, равное 0,4, поскольку этот вариант, практически не отличаясь по выходу фермента с единицы объема питательной среды от вариантов с более высокой степенью аэрации, позволяет получать в 2–4 раза более высокий выход фермента с одной колбы.

В дополнительных экспериментах нами было отмечено, что отсутствие солей MgSO4×7H2O и NaCl не сказывается на продукции изучаемого фермента культурой стрептомицета при выращивании ее в подобранных условиях культивирования.

Таким образом, в результате проведенных исследований подобрана питательная среда, содержащая (%): глюкозу – 0,5; дрожжевой экстракт – 2,0; (pH 7,2) и степень аэрации среды, обеспечивающие при культивировании Str. netropsis БИМ В-235, накопление около 3 тыс. единиц активности ФЛД в 1 мл КЖ. Оптимизация питательной среды и условий культивирования продуцента позволили в 3 раза увеличить активность фермента в КЖ по сравнению с исходным уровнем. Установлены некоторые закономерности роста культуры стрептомицета и продуцирования ею внеклеточной ФЛД, рассчитаны кинетические характеристики этих процессов.

1.            Shuto S., Itoh H., Sakai A., Nakagami K., Imamura S., Matsuda A. Nucleosides and nucleotides–CXXXVII. Antitumor phospholipids with 5-fluorouridine as a cytotoxic polar-head: synthesis of 5'-phosphatidyl-5-fluorouridines by phospholipase D-catalyzed transphosphatidylation // Bioorg. Med. Chem.-1995.-Vol. 3, N 3.-P. 235-243.

2.            Shuto S., Itoh H., Ueda S., Imamura S., Fukukawa K., Tsujino M., Matsuda A., Ueda T. A facile enzymatic synthesis of 5'-(3-sn-phosphatidyl) nucleosides and their antileukemic activities // Chem. Pharm. Bull. (Tokyo).-1988.-Vol. 36, N 1.-P. 209-217.

3.            Hayashi M., Itoh H., Koshio T., Nakagami K., Komiyama K. Antitumor activiti of a novel nucleotide, 5'-(1,2-dipalmitoyl-sn-glycero-3-phospho)-5-fluorouridine (TJ14026) on murine tumors // Biol. Pharm. Bull.-1993.-Vol. 16, N 8.-P. 778-781.

4.            Alexander R.L., Kucera G.L. Lipid nucleoside conjugates for the treatment of cancer // Carr. Pharm. Design.-2005.-Vol. 11, N 9.-P. 1079-1089.

5.            Morris-Natschke S.L., Ishaq K.S., Kucera L.S. Phospholipid analogs against HIV-1 infection and disease // Curr. Pharm. Des.-2003.-Vol. 18, N 9.-Р. 1441-1451.

6.            Mavromoustakos T., Calogeropoulou T., Koufaki M., Kolocouris A., Daliani I., Demetzos C., Meng Z., Makriyannis A., Balzarini J., De Clercq E. Ether phospholipids-AZT conjugates possessing anti-HIV and antitumor cell activity. Synthesis, conformational analysis, and study of their thermal effects on membrane bilayers. // J. Med. Chem.-2001.-Vol. 44, N 11.-Р. 1702–1709.

7.            Brachwitz H., Bergmann J., Thomas Y., Wollny T., Langen P. Synthesis and antiproliferative potency of 9-β-D-arabinofuranosyl-2-fluoroadenine phospholopid adducts // Bioorg. Med. Chem.-1999.-Vol. 6, N 7.-Р. 11951200.

8.            Водовозова Е.Л., Павлова Ю.Б., Полушкина М.А., Ржанинова А.А., Гараев М.М., Молотковский Ю.Г. Новые фосфолипиды – ингибиторы репродукции вируса иммунодефицита человека. Синтез и антивирусная активность // Биоорган. химия.-1996.-Т. 22, № 6.-С. 451-457.

9.            Фещенко Л.Л., Барай В.Н., Ерошевская Л.А., Зинченко А.И. Первичный отбор продуцентов микробной фосфолипазы D // Матер. Межд. конф. “Микробиология и биотехнология на рубеже XXI столетия». Мн., 2000. C. 135-136.

10.        Yаmaguchi T., Okawa Y., Sakaguchi K., Muto N. Screening and identification of the phospholipase D-producing Streptomyces // Agr. Biol. Chem.-1973.-Vol. 37, N 7.-P. 1667-1672.

11.        Shirling E. B., Gottlieb, D. Methods for characterization of Streptomyces species // Int. J. Syst. Bacteriol.-1966.-Vol. 16, Р. 313–340.

12.        Atlas R.M. (1993). Handbook of Microbiological Media, Parks L.C. (Ed.), CRS Press, Inc.

13.        Terui G. Kinetics of hydrolase production by microorganisms // Pure Appl. Chem.-1973.-Vol. 36, N 3.-P. 377-395.

14.        Hatanaka T., Negishi T., Kubota-Akizawa M., Hagishita T. Study on thermostability of phospholipase D from Streptomyces sp. // Biochim. Biophys. Acta.-2002.-Vol. 1598, N 1-2.-P. 156-164.

15.        Hagishita T., Nishikawa M., Hatanaka T. Isolation of phospholipase D producing microorganisms with high transphosphatidilatin activiti // Biotechnol. Lett.-2000.-Vol. 22, N 20.-P. 1587-1590.

16.        Ogino C., Negi Y., Matsumiya T., Nakaoka K., Kondo A., Kuroda S.,. Tokuyama S., Kikkawa U., Yamane T., Fukuda H. Purification, characterisation, and sequence determination of phospholipase D secreted by Streptoverticillium cinnamoneum // J. Biochem.-1999.-Vol. 125, N 2.-P. 263-269.

17.        Carrea G., D’Arrigo P., Secundo F., Servi S. Purification and applications of phospholipase D from a new strain of Streptomyces // Biotechnol. Lett.-1997.-Vol. 19, N 11.-P. 1083-1085.

18.        Iwasaki Y., Nakano H., Yamane T. Phospholipase D from Streptomyces antibioticus: cloning, sequencing, expression, and relationship to other phospholipases // Appl. Microbiol. Biotechnol.-1994.-Vol. 42, N 2-3.-P. 290-299.