Шульга В.

(Челябинская государственная академия культуры и искусств)

 

Основные направления оптимизации самостоятельной работы студента музыкального вуза

 

Самостоятельная работа студентов занимает важное место в системе подготовки специалистов. Программные документы подчеркивают, что современная высшая школа призвана не только дать выпускнику профессиональную подготовку, но и сформировать необходимую базу для самообразования, развить способность активно использовать знания для решения возникающих научных и творческих проблем.   

История теоретического обоснования и решения проблем, связанных с организацией самостоятельной деятельности студентов содержит интересные работы Д. Пойа, В. Осинской, Л. Фридмана. Однако следует отметить существенные различия в структуре самостоятельной работы студента технического ВУЗа и воспитания музыканта-исполнителя. Отличия содержатся, прежде всего, в характере знаний необходимых для успешной профессиональной деятельности, предусмотренной программами подготовки современного специалиста.

Музыка, как и любой другой вид искусства, становится реальным фактом тогда, когда художественные ценности активно осваиваются аудиторией. Сочинения композиторов как продукт первичной художественной деятельности недоступны потреблению широкой аудиторией до тех пор, пока не будут подвергнуты художественной интерпретации в творческом акте исполнения. Исполнитель овеществляет продукт первичной художественной деятельности в материале искусства, осуществляя реализационную функцию исполнительской профессии.

Для выполнения указанной функции исполнитель должен обладать широким спектром исполнительских навыков. Навык, как доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие, формируется в процессе занятий за инструментом. Этой форме самостоятельной работы музыканта следует уделить особое внимание.

Рациональная организация занятий за инструментом должна опираться на знания о возможностях исполнительского аппарата и особенностях звукоизвлечения конкретного музыкального инструмента. С позиций современной психологии и физиологии под исполнительским аппаратом баяниста понимается  опорно-двигательная система человека, регулируемая и координируемая нервной системой.

Оптимальными занятия за инструментом могут стать лишь в том случае, когда каждое движение активно контролируется сознанием, но критерием приобретения навыка является тот факт, что выполнение определенной операции не требует интенсивного внимания. Процесс приобретения навыков имеет вариативный характер и зависит от приоритетности задач, готовности аппарата к работе и самочувствии студента.

Вариативность предполагает работу над формированием и закреплением различных навыков в процессе занятия. Двигательные навыки сочетаются с мыслительными, перцептивными и мнемическими. При работе по формированию и закреплению двигательных навыков следует обращать особое внимание на чередование работы и отдыха. Под отдыхом, в данном случае, понимается как перерыв между частями занятий, так и оптимальное распределение нагрузки на различные группы мышц. Так отработку различных приемов меховедения следует неоднократно чередовать со способами передвижения по клавиатурам, что, в свою очередь, связано с освоением различных видов фактуры (аккорды, гаммы, арпежио и т. п.).

Использование двигательных навыков невозможно без их метро-ритмической организации. Приобретение чувства метра и ритма не эффективно в процессе занятия за инструментом. История музыкальной педагогики доказала, что игра под метроном еще никого не сделала ритмичным. Это обусловлено большой сложностью исполнительских движений музыканта. Метро-ритмическую организацию студента музыканта следует выводить за рамки инструментальных занятий, а эффективность данной деятельности во многом зависит от ее первичности по отношению к двигательной работе. Прежде чем приступить к отработке того или иного пассажа исполнитель должен предслышать его метро-ритмическую, темповую и динамическую сущность. Такая  работа не исключает как двигательные, так и речевые упражнения.

Самостоятельная работа студента-музыканта, не связанная с занятиями за инструментом, обусловлена как с  реализационной, так с реадапционной функциями исполнительства. Реализация творческого замысла композитора требует знания стилистических, жанровых, штриховых и динамических, образных особенностей исполняемого произведения.

Репертуар современного исполнителя содержит произведения различных исторических эпох. Чтобы его творчество было актуальным, исполнитель обязан выявлять в исполняемом произведении то, что необходимо обществу сегодня, сделать его близким и понятным воспринимающей аудитории. В свете реадапционной функции исполнительства студент должен научиться определять закономерные направления в развитии художественных ценностей и соотносить их с культурными потребностями современного слушателя.

Являясь непосредственным участником процесса существования музыкального искусства исполнитель воспринимает нотный текст сквозь призму своей художественной фантазии, своего отношения к творчеству композитора, своих представлений об идее музыкального произведения, качестве звучания и эмоциональной выразительности. В данном процессе большую роль играет духовный и эмоциональный багаж музыканта, его общехудожественное развитие.

         Таким образом следует отметить, что для превращения музыкальной ткани в предмет искусства исполнитель должен обладать как навыками звукоизвлечения так и интересными для слушателя личностными особенностями.

Особая роль исполнительского искусства, благодаря которому объективируются и экспонируются продукты художественной деятельности композиторов, диктует необходимость постоянного совершенствования самостоятельной работы студентов как важного элемента процесса подготовки специалиста.

 

Литература

1.     Вербицкая А., Попов Ю.,Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная робота студентов: проблемы и опыт. //Высшее образование в России.- 1995. – №2. – с.137–145.

2.     Гарунов М., Пидкасистый П. Самостоятельная работа студентов. – М., 1978. – 35 с.

3.     Капичникова О. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов. – Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1991. – 26 с.

4.     Милькевич В., Чемоданов В. Рациональная организация самостоятельной работы студентов. // Методическое пособие, Самара, 1993. – 28с.

5.     Осницкий А.Психология самостоятельности. – М., 1986. – 303 с.

6.     Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов. // Высшее образование в России. – 1995. – №1 – С.112–114.

7.     Большой психологический словарь / Сост. И общая ред. Б.Мещеряков,
В. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.