Философия №2

Дулин П.Г.

 Национальный институт стратегических исследований

ЦЕННОСТИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ

КОНСОЛИДАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

    Осмысление истории всегда осуществляется в рамках различных форм рациональности. Последняя, опираясь на оп­ределенные философско-методологические принципы и ценности, выступает основой: а) концептуализации и периодизации исторического процесса, б) по­строения историософских теорий и схем. В современной философии истории выделяют три основных исторических типа ра­циональности: классической, неклассической и постнеклассической.

   В рамках первой история предстает как суб­станциальный, телеологический, финалистский процесс, где человеку отводится роль средства в осуществлении предзаданных ему целей. Во второй - человек, находящийся в потоке динамичной реальности, упорядочивает ис­торию сообразно своим методам и представлениям, источник которых находится преимущественно во внерациональных сферах субъективного «эго». Для третьей характерно признание историчности всего сущего, в том числе и человеческого разума, чья конституирующая историю деятельность детерминирована как разнообраз­ными социокультурными факторами, так и личностны­ми целями, ценностями, идеалами. Проанализируем специфику самоидентификации и консолидации украинского общества в контексте ценностей постнеклассической рациональности.

Суще­ственной характеристикой человеческого бытия являет­ся свобода, высшим проявлением которой является творчество. Плюрализм ценностей является необходимым ус­ловием реализации свободного индивидуального выбора. Мерой свободы, являющейся тяжелейшим бременем, выступает степень ответственности личности за судьбы культу­ры.  Мировая история — это прогресс свободы. От принуждения – к свободе; от массы – к творческому лицу, - такова природа фазовых переходов, готовящих становящуюся цивилизацию, которая делает сутью своих забот не формальные принципы и влекущие вырождение устои, а ту живую добродетель, что является непреходящей основой богоподобного человека.

   Исторический процесс ритмично протекает как поочередное повторение двух равных по значению фаз — устойчивости (стабильности, инерционности) и изменчивости (транзитивности). На первой фазе закрепляется и упорядочивается социальный опыт. На второй — трансформируются ценностные ориентиры, необходимые для достижения качественно нового состояния общества. Иными словами, стабильность - это упорядоченное развитие, а транзитивность — конструктивный хаос, из которого рождается динамич­ный порядок.

   Современное украинское общество, безусловно, транзитивно. Его определяющими ценностями являются сво­бода и творчество. Деструкция устаревших значений, их переосмысление и создание новых – вот главная функция украинского социума, которое представляет собой исключительно динамичную систему с разнонаправленными про­цессами. Его сис­тема ценностей двойственна. С одной стороны, она неустой­чива, неравновесна, несбалансированна, напряжен­а и потому содержит возможность стагнации или разрушения. С другой стороны, она является открытой, гибкой, дина­мичной, продуктивной, проективной. Отсюда - нелинейность развития, означающая, в частности, принципиальную альтернативность прогнозирования.

   15 лет украинской независимости были конструктивным хаосом, из которого рождался динамичный порядок под названием классический демократический капитализм. Главными достижениями этого периода стали: реальный рынок товаров и услуг; обозначившиеся контуры среднего класса; утверждающиеся  весьма амбивалентные - либеральные ценности открытого общества, основанного на рыночной экономике; основы парламентаризма; в муках, крайне медленно и с огромным надрывом рождающееся гражданское общество; Украина стала суверенным субъектом международного права. В контексте преемственности этих завоеваний, исключительно важно для сохранения собственной идентичности дополнить эти достижения  адекватными механизмами консолидации разных подсистем с перспективой их интеграции в базовую архетиповую модель украинской исторической системы. Безусловно, что эффективно эти механизмы заработают лишь тогда, - когда выборная власть, руководствуясь строжайшей законностью и Христианской этикой, консолидируется вокруг жизненных интересов общества.

   Особенно последние 2 года конкретные политические силы сознательно пытаются превратить конструктивный хаос в деструктивный. Цель таких попыток очевидна – это не только перераспределение собственности, но и разрыв преемственности с целью необольшевистской модернизации, стремящейся зацементировать латиноамериканский путь развития Украины.

   П.Н. Милюков, аналитически обозревая события 1905-1906 годов, писал о том, что на улицы вышли массы, быстро расписав­шие себя по политическим партиям и также быстро распавшиеся на автономные группы, за которыми ни теоретически, ни практически никакой контроль был невозможен. Подобную картину мы видим сегодня. В современных украинских политических процессах после­дних лет перед нами прошла длинная вереница людей, скитавшихся подчас из партии в партию. Тогда отсутствие необходимых и достаточных политических реформ привело, по наблюдениям Ми­люкова: 1) к неустойчивости политических организа­ций, не имевших чётких программ и целей; 2) к образованию «экспроприаторских» групп, смыкавшихся с преступными элементами и прикрывавшихся политическими лозунгами.

    100 лет назад, недооценка значения демократических прав и свобод, а также идеи правового государства обусловили победу большевиков с их жёсткой ориентацией на глупость (непрофессионализм + насаждавшийся воинствующий атеизм), криминал и тоталитарно-централизованное государство, управляемое Шариковыми, Швондерами и Чугункиными.

   Не повторила бы Украина ту же ошибку столетней давности!