Право/11, Криминалистика и судебная медицина

Кралюк М.А.

Донецкий научно-исследовательский институт судебных экспертиз

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ ЖИВОПИСИ

 

Среди стран СНГ только на российском рынке появился новый продукт в виде пакетного предложения в страховании частных и корпоративных коллекций произведений искусства. Это стало возможно благодаря состоявшемуся партнерству ведущих российских компаний «Ингосстрах» и «Ренессанс Страхование», а также мирового лидера в области управления рисками и предоставления страховых услуг компаний «МАРШ» (MARSH), «Арт Консалтинг», проводящей комплексную экспертизу и оценку предметов искусства. В перечень предоставляемого комплекса услуг данных компаний входит:  технологическая экспертиза, позволяющая определить время создания предмета искусства; искусствоведческая экспертиза, позволяющая определить подлинность и авторство предмета искусства, и, к довершению ко всему, конечно же оценка предмета искусства: определение его рыночной стоимости.

На территории Украины экспертизой произведений искусства и антиквариата занимаются преимущественно эксперты из крупнейших музеев. При этом музей не несет ответственности перед клиентом, обратившимся за искусствоведческой экспертизой. Даже, если экспертная ошибка музея признана судом, клиент вряд ли сможет получить потраченные на картину деньги обратно и ему придется удовлетвориться лишь решением о непреднамеренной ошибке эксперта.

Кроме того, в искусствоведческой экспертизе чаще всего применяется визуальное исследование, не подкрепленное технологической экспертизой с использованием рентгена, химического и спектрального анализа красочного слоя, инфракрасной съемки. Кстати, именно поэтому на Западе к произведениям, прошедшим экспертизу в Украине, зачастую относятся с недоверием. Поэтому вытекает необходимость в комплексном подходе при исследовании предметов живописи, а именно, с использованием технологической экспертизы палитры художников.

Для каждого из мастеров живописи характерно наличие строго продуманной и проверенной многолетним опытом системы техники. Она включает в себя определенный метод ведения живописного процесса на холсте, удачно сочетающийся с хорошо проверенным и технологически вполне разумным методом применения отдельных материалов живописи: холста, грунта, красок, разжижителей.

Отбор отдельных красящих веществ для своей постоянной палитры – серьезное и очень ответственное дело для художника, и особенно пейзажиста. Какое-либо изменение хотя бы одного из верно найденных и положенных на холст тонов зачастую разрушает весь колористический строй произведения и сводит на нет всю работу.

Палитры красок, применяемых в живописи отдельными мастерами, существенно отличаются друг от друга не только количественно, но и качественно, по видам входящих в них красок.

Если говорить о количестве красок, составляющих ту или иную палитру, то наименьшее их число, среди художников стран, которые ранее входили в СССР, содержит палитра В.В. Мешкова (12) и Крымова (19). В пределах 24-26 красок постоянно писали Нестеров, Грабарь, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля. Из 28 красок состояла палитра Рылова, Юона, Яковлева. Бродский и Герасимов писали 29 красками. Палитры Сарьяна, Ромаса и Куприна состояли из 34 красок [1, с.62].

В масляной живописи применяются природные и искусственно приготовляемые минеральные красящие вещества. Натуральные минеральные пигменты, добываемые в природных месторождениях, принадлежат к наиболее прочным и светоустойчивым красящим веществам. К ним относятся золотистые, желтые и темно-желтые охры, натуральная сиена, розовые, красные и темно-красные земли, коричневые, зеленые и черные земли, а также природные красящие вещества, получаемые из различных видов армянских и грузинских туфов желтого, красного, зеленого и коричневого цвета. Их приготавливают посредством измельчения и отмучивания земель и туфов.

Прокаливание натуральных цветных земель и туфов дает отдельные виды красок: жженую сиену, жженую умбру, жженую охру и т.д.

Кроме этих пигментов, в масляной живописи употребляют ряд искусственных минеральных красящих веществ, представляющих собой тем или иным способом полученные разнообразные соединения различных металлов и минеральных веществ. К ним относятся: желтые и красные кадмии, синие, зеленые и фиолетовые кобальты, изумрудная зелень, окись хрома, желтые, оранжевые, красные и коричневые марсы, Ван Дик коричневый, ультрамарин, церулеум, киноварь, свинцовые и цинковые белила. Их изготавливают различными способами в заводских условиях.

В масляной живописи применяют и некоторые красящие вещества органического происхождения: краплак, жженую кость, персиковую и виноградную черную.

Основное место в палитре, например, художников стран, которые ранее входили в СССР, занимают природные минеральные красящие вещества (15) и различные соединения металлов (33), являющиеся по своей природе наиболее стойкими и прочными. Очень небольшое место (7) отведено красящим веществам органического происхождения [1, с.46]. Отсутствуют красящие вещества, недостаточно проверенные временем, как различного рода лаки и краски, приготовленные на основе каменноугольных красителей. Никто не прибегал к разнообразным имитациям красок, в том числе разного рода составным краскам (перманентам), широко распространенным среди зарубежных художников.

Стремление мастеров ограничить свою палитру небольшим количеством красок объясняется не только особенностями их колорита и избранной ими манеры и техники живописи, но и серьезной заботой о сохранности первоначальных цветовых построений во времени, так как, чем больше различных по своей химической природе красок входит в палитру, тем больше есть оснований опасаться за сохранность первоначального колористического построения во времени.

Так, мастера прошлых столетий – Тициан, Рембрандт, Веласкес, Рубенс, Рокотов, Левицкий и другие – работали очень небольшим количеством красок. Постоянно применявшаяся ими палитра насчитывала не более 15-20 различных красок. Блестящий колорист К.А. Коровин редко употреблял больше 10-15 красок одновременно [1, с.63], и, несмотря на это, вряд ли кто сможет бросить этому художнику упрек в недостаточном цветовом богатстве его полотен.

Для обеспечения проведения исследования и формирования заключения экспертам, естественно, необходимо знать состав красок, используемых тем или иным мастером. Приведем несколько примеров.

Так, свинцовые белила – порошок чистого белого цвета. По своему составу являются сложным соединением свинца (водной окиси углекислого свинца и углекислого свинца).

Белила кремницкие представляют собой смесь, состоящую из свинцовых и цинковых белил, взятых поровну или же из 75% свинцовых белил и 25% цинковых. Эти белила применялись многими живописцами – В.Н. Бакшеевым, М.В. Нестеровым, П.П. Кончаловским и другими, так как они в отличие от цинковых и свинцовых меньше желтеют, их слой более укрывист и плотен [2, c. 48].

Стронциановая желтая – искусственный минеральный пигмент лимонно-желтого цвета, по составу представляет собой хромово-кислую соль стронция. Многие художники (В.Н. Бакшеев, П.Д. Корин, П.П. Кончаловский, К.Ф. Юон и др.) избегали ею пользоваться из-за того, что в смеси с маслом она меняет свой первоначальный чистый лимонно-желтый цвет на зеленоватый [2, c. 51].

Английская красная – натуральная природная земля. Ее приготавливают искусственно посредством прокаливания железного купороса или смеси его с сернокислым алюминием при температуре 700-800°С. В отдельных случаях ее получают прокаливанием охр.

Красный кадмий – искусственная минеральная краска, состоящая из селенисто-сернистого кадмия; получается прокаливанием при 580°С смеси (шихты), в которую входят углекислые соли кадмия, сера и селен.

Зелено-синяя кобальтовая окись - минеральный пигмент светло-зеленого с синеватым оттенком цвета, искусственно приготовляемый из солей кобальта, хрома и окиси алюминия.

Парижская, или берлинская лазурь - искусственно приготовляемый пигмент темно-синего цвета различных оттенков: от светлого до темного. Является по своему составу соединением, получаемым из железисто-синеродистого калия и железного купороса.

В.Н. Бакшеев, П.П. Кончаловский, А.В. Куприн хорошо зная крайне неблагоприятное поведение берлинской лазури в соединении со многими красками, совершенно не применяли ее [2, c. 56].

Как видим, перечень красок очень разнообразен, и на данных примерах, он приведен далеко не в полном объеме.

Выводы. Для объективности проведения искусствоведческих экспертиз при установлении подлинности, авторства и времени создания произведений живописи необходим комплексный подход, включающий технологические исследования с применением химического, рентгеновского, спектрального анализа красочного слоя, инфракрасную съемку и другие методы.

 

 

Литература

1. Виннер А.В. Как работать над пейзажем масляными красками. – М.: Профиздат, 1971. – 135 с.

2. Виннер А.В. Материалы и техника живописи советских мастеров. – М.: Советский художник, 1958. – 205 с.


Сведения об авторах:

Кралюк Марина Александровна, Донецкий НИИ судебных экспертиз, младший научный сотрудник. Донецк-102, тел (062) 302-80-39.