К.с-х.н. Сокольская О.Б.

Саратовский государственный  университет им.Н.И.Вавилова

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕЙЗАЖНЫХ ПАРКОВ НА ПРИВОЛЖСКОМ ПРАВОБЕРЕЖЬЕ РОССИИ

         Приемы формирования пространства всегда применяли для преобразования естественного ландшафта. Совокупность накопленных практикой паркостроения приемов составляет методы создания садов и парков. Большая роль в них отводиться вопросам «красоты» в парке.         В Западной Европе и в России в конце XVIII века на смену господствующему ранее представлению о красоте в парках как упорядоченной природе с затиснутой в рамки геометрических форм планировкой и растительностью пришло пейзажное стилевое направление. В нем основную роль исполняли натуральные формы природных элементов.

         Пейзажные парки в России и в частности на территории Приволжском Правобережье появились после указа Екатерины II о запрещении стрижки деревьев в Царскосельских парках в 1768 г. Этот год считается переломным этапом в развитии паркостроения в России. Создаются сады и парки, где построения композиции пейзажей для восприятия их в парковом пространстве опиралось на принципы создания художниками изображения пейзажа.

         Наши исследования показали, что к концу XVIII века вырабатываются главные приемы по созданию пейзажей в садах и парках России, в частности на Приволжском Правобережье:

1) анализ существующих условий с выявлением наиболее интересных перспектив и отдельных элементов пейзажа (древесно-кустарниковой растительности, ручьев, водоемов и т.п.);

2) фиксация существующих пейзажей, которым требовалась доработка (рисунок, а впоследствии фото);

3) создание композиции пейзажа в рисунке или картине для улучшения композиции реального вида;

4) применение «натурного  метода» - проверка в натуре принятого в изображении пейзажа композиционного решения;

5) осуществления в парке апробированных, выверенных проектных предложений;

6) размещение отдельных объектов архитектуры малых форм в саду или парке в качестве композиционного центра камерных пейзажей (нередко выполнялось без предварительного рисунка).

         На Приволжском Правобережье появления пейзажного направления способствовал широкий обмен информацией от иностранных переселенцев, в частности немцев, а так же специалистов обучавшихся  заграницей или в столичных городах России. В результате полученных знаний о простоте создания и эксплуатации садов и парков данного стилевого направления способствует широкому распространению методов их строительства в данном регионе.

         На сегодняшний день по проведенным исследованиям более 100 объектов садово-паркового искусства на Приволжском Правобережье были определены основные приемы-методы формирования пейзажных парков: метод «натурного макета» (15%), «театрально-последовательный» метод (20%), метод «преобразования» (30%),  метод «свободы выбора» (35%).     Авторы пейзажных произведений «зеленого зодчества»  в основном использовали методы выдающихся теоретиков и практиков Рептона, Гонзаго, Хиршфельда, Болотова, Львова, Регеля.

Для формирования ряда парков региона применялся метод «натурного макета», который был апробирован Болотовым при формировании Богородицкого парка. Суть его заключается в следующим: 1) обследуется территория, где предполагается разбить парк; 2) делаются зарисовки отдельных видов и уголков парка; 3) дорисовываются  эти пейзажи, дополняются новыми элементами композиции для создания художественно выразительного пейзажа; 4) вносится в натуре из подручного материала (солома, тес, вешки, холсты-обманки и пр.) на месте будущих посадок или строительства сооружений дополнения, намечается дорожно-тропиночная сеть, размещаются цветники. Например, данным методом организованы следующие объекты «зеленого зодчества»: дворцово-парковый ансамбль в с.Усолье Самарской обл., в с.Владыкино, с. Отрадино, с.Летяжевка Саратовской обл.

         Следующий метод, который использовался в рассматриваемом регионе - это «театрально-последовательный» метод. Он предполагает теоретические идеи Гонзаго и его учеников: 1) при сотворении эскиза плана, намечают последовательность различных между собой сцен, приспособленных к характеру участка. Проводят своеобразное функциональное зонирование: в одном месте безраздельно царит веселье, далее печаль, затем покой, потом приветливость и прохлада. Какие-то места должны поражать, другие быть романтическими, третьи – устрашать; 2)  обязательно должен быть участок с регулярной планировкой, который является связующим звеном между главным сооружением  и пейзажным парком. Одним из ярких примеров объектов «зеленного зодчества» Приволжском Правобережье является Куракинский дворцово-парковый ансамбль, а также дворцово-парковые ансамбли в с.Пады Саратовской области , в с.Зубриловка Пензенской обл..

         Метод «преобразования» встречается достаточно часто на Приволжском Правобережье. Он включает в себя преобразование части лесного массива или формировании на его основе усадебного парка. Здесь целый ряд пейзажей подвергнуты трансформации естественных форм в реальном пространстве. В этом методе помечаются деревья и кустарники, которые подлежат удалению или наоборот подсадки с целью разнообразия живописных картин в декорации ландшафта. Примерами являются усадебные комплексы в с.Полчаниновка Саратовской обл., в с.Сосновый Солонец Самарской обл., в с.Апалиха Пезенской обл.

         Еще один метод «свободы выбора»  распространен на Приволжском Правобережье в исторических садово-парковых произведениях сформированных в XIX веке. Данным методом создавались парки свободной планировки, с акцентом на дендрологию и интродукцию, переработанных для нужд нового заказчика. Такой метод дал примеры не только создания небольших «внутренних садов» (дендрариев, ботанических участков, моно- и плодовых садов), но и активного вмешательства в существующий ландшафт в пределах целой усадьбы или ее части. Например, в геопластику, свободное включение архитектурных элементов в виде подпорных стен, лестниц в преобразуемый ландшафт и ограниченная, камерная объемно-пространственная взаимосвязь между постройками и окружением.  Метод предусматривал введение в пейзаж зданий с различными архитектурными стилями. Особенно популярно было  включение сооружений романской и готической архитектуры. Образцами выше указанного метода являются  в дворцово-парковые ансамбли в с.Беково Пензенской обл. и с.Царевщина Саратовской обл., приусадебный парк в с.Марфино Саратовской обл.,  приусадебный парк  в с.Рождественно Самарской обл. и др. Для работы с этим методом используют макет территории и проводят фотофиксацию видов парка с последующей работой над фотографиями вместо рисунков. В настоящее время такого рода действия осуществляются на компьютере.

         В целом, изучение приемов формирования пейзажных парков в Приволжском Правобережье позволит успешно проводить оценку сохранившихся парков, их фрагментов, правильно вести восстановительные работы и верно приспосабливать  исторические садово-парковые произведения к новым социально-экономическим условиям.