Аймаганбетова О.Х.

 

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Ключевые слова: культура, кросс-культурная психология, абсолютизм, релятивизм, универсализм и др.

 

В современный период, определяемый этническим ренессансом и этническим парадоксом, одной из самых востребованных стала кросс-культурная психология.      

По признанию Д. Мацумото, - сегодня мы стали свидетелями настоящего взрыва новых исследований, в центре внимания которых находится культура [1].

Сам Д. Мацумото, рассматривает кросс-культурную психологию как профилирующую психологию, в которой культура является одним из основных аспектов [1, с.24]. Кросс-культурная психология, - отмечает он, - ставит вопросы о психологических истинах и принципах, изучая их и проверяя на людях из различной культурной среды [1, с.19].

Дж. Берри, А. Пуртинга рассматривают кросс-культурную психологию как науку о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных [2, с.15].

В то же время, по их мнению, кросс-культурная психология направлена не только на изучение разнообразия, но также и единообразия: что может быть общим или универсальным в психологическом отношении для всех людей, т.е. на поиск универсалий, т.е. того, что остается универсальным в психологии человека, несмотря на культуру.

Кроме того, есть другие виды контекстуальных изменений, которые также считаются частью кросс-культурного подхода.

По определению Г.М. Лебедевой, кросс-культурная психология вырастает из двух научных традиций: общей психологии, которая имеет дело с индивидами, и некоторых родственных дисциплин, которые изучают человеческие популяции, пользуясь естественными методами, чаще всего наблюдением [3, с. 8]. Это, прежде всего отрасль психологии, поэтому в ней проверяются и разрабатываются психологические теории и законы, поиск универсалий и культурной специфики ведется также психологическими методами.

Таким образом, в контексте всех вышеназванных определений, мы видим, что сегодня кросс-культурная психология является самостоятельной наукой, которая имеет свой предмет исследования, свои цели и задачи, которые определяют ее теоретико-методологическое развитие.

Как показал анализ социально-психологической литературы в качестве предмета кросс-культурной психологии сегодня принято выделять поведение человека в контексте культуры.

В этом случае внимание исследователей акцентируется на двух основных аспектах, во-первых, описании разнообразия человеческого поведения в мире и, во-вторых, попытке связать индивидуальное поведение с культурным окружением, в котором оно проявляется.

Такое понимание предмета кросс-культурной психологии подводит к мысли, что исследование в психологии является точным, систематическим сравнением психологических переменных в различных культурных условиях, с целью определить причины и условия разнообразного поведения.

Исходя из этого, кросс-культурная психология сосредоточивается на эмпирическом исследовании представителей разнообразных культурных групп, обладающих различным опытом, который приводит к предсказуемым и важным различиям в поведении. В большинстве таких исследований изучаемые группы говорят на разных языках и принадлежат к различным политическим системам.

Т.Г. Стефаненко, дополняя все эти определения, считает, что предметом кросс-культурной психологии или, как она ее называет сравнительно - культурной психологии, опирающейся на «еtic» подход является изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях [4, с.28].

Исходя из такого понимания предмета кросс-культурной психологии, Дж. Берри и П. Дасен в качестве основной ее цели выдвигают решение задачи переноса и проверки, когда психологические теории и факты, полученные в одной культуре, проверяются на прочность в других культурах. Это, по их мнению, способствует поиску универсалий и культурно-специфических психологических явлений[2].

Следовательно, основной целью кросс-культурной психологии, прежде всего, является сравнительное изучение того, как культура и психика дополняют друг друга.

Поставленная цель реализуется через решение целого ряда задач. Первой и наиболее приоритетной задачей кросс-культурной психологии является проверка универсальности существующих психологических знаний и теорий.

Также важной задачей кросс-культурной психологии является проверка кросс-культурной общности уже существующих принципов до их принятия [Сигалл, Дасен и Пуртинг]. Решая эту задачу, Дж. Берри и П. Дасен поставили задачу исследовать другие культуры, чтобы открыть культурные и психологические феномены, которые отсутствуют в нашем собственном культурном опыте.

Третья задача кросс-культурной психологии состоит в попытке собрать и обобщить в рамках общепринятой психологии результаты, полученные при выполнении первых двух задач, и создать практически универсальную психологию, которая будет валидной для более широкого диапазона культур.

Следовательно, основные цели и задачи кросс-культурной психологии направлены на изучении других культур, на поиск тех психологических особенностей, которые отсутствуют в собственной культуре исследователя.

Кроме того, важной задачей кросс-культурной психологии является объединение и систематизация данных исследований, которые получены в разных культурах и создание универсальной психологии, теория и законы которой станут валидными для многих культур.

Теоретико-методологическую основу кросс-культурной психологии во многом определяют следующие теоретические ориентации - релятивизм, абсолютизм и универсализм.

Релятивизм, являясь одним из важных теоретических направлений, детерминирующих развитие кросс-культурной психологии, исходит из тезиса, что все психологические феномены обусловлены культурным контекстом. Тем самым, он способствует максимизации межкультурных различий в содержании и структуре психических процессов.

Яркими представителями этого направления являются «архитектор этнопсихологии» Ф. Боас, считающий, что все культуры равные, но все разные, основатель концепции конфигурации культур Р. Бенедикт, Л. Леви-Брюль, исследующий ментальность первобытного и современного человека.

Достоинством этого направления является то, что, опираясь на его методологию, объяснения существованию человеческого разнообразия ищут в том культурном контексте, в котором люди развиваются, оценки феноменов обычно производятся с использованием ценностей и значений, типичных для данной культурной группы.

В психологии принято считать, что, характерный для многих исследователей этноцентризм, мешает объективно проводить подобные исследования, поэтому фактически они, никогда не производятся. Вследствие этого, представители релятивизма, провозглашая тезис о равенстве культур, никогда не занимаются поиском сходства между изучаемыми культурами, а существующие различия пытаются интерпретировать с качественной точки зрения. Стараясь избежать даже намека на предпочтение собственной культуры, они стараются понять людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей».

В основе абсолютизма [М. Коуол, С. Скрибнер] как одной из основных теоретических ориентаций кросс-культурной психологии лежит тезис, что психологические феномены, в основном, одинаковы во всех культурах. Такое понимание психологических явлений и феноменов, определяющих культуру, приводит к игнорированию различий между ними. Вследствие этого, с точки зрения абсолютизма, культура не играет никакой роли в проявлении человеческих характеристик, а если и играет, то роль эта весьма невелика.

Оценка таких универсальных феноменов проводится с помощью стандартных инструментов (возможно использование лингвистического перевода), а интерпретации совершаются легко, без учета культурно обусловленных представлений.

Многие психологические феномены, например интеллект, рассматриваются как одинаковые во всех культурах и исследуются путем оценочных сравнении. Тезис о том, что культуры все одинаковые, но неравные зачастую приводит к выводам, что представители одних культур более интеллектуальны, чем представители других.

В качестве третьей теоретической ориентацией, определяющей развитие теоретико-методологического основания кросс-культурной психологии, выделяют универсализм.

Представители универсализма [Дж. Берри, Г. Триандис] отстаивают тезис о единстве психики с возможными достаточно существенными внешними различиями. В частности, они отмечают, что основные психологические явления характерны для всех представителей вида и что культура по-разному влияет на развитие и проявление этих фундаментальных психологических феноменов. Как отмечает Дж. Берри культуры равные, внешне разные, но в своей основе одинаковые.

Оценки основываются на предположении о существовании фундаментального явления, но критерии этих оценок зависят от конкретной культуры. Сопоставления делаются осторожно, с использованием широкого спектра методологических принципов, а интерпретации сходства и различия предпринимаются с учетом альтернативных, культурно обусловленных значений.

В практике проведения кросс-культурных исследований, исследователи часто путаются в этих теоретических ориентациях.

Четко разграничивая универсализм с абсолютизмом, исследователю необходимо понимать, что, во-первых, универсализм в отличие от абсолютизма стремится понять роль культуры в стимулировании разнообразия поведения и не отрицает культуру, а, скорее, принимает ее как источник человеческого разнообразия.

Во-вторых, опираясь на предположение, что основные психологические явления и феномены должны быть общими для всех людей, универсализм позволяет открыть не только общее в поведении, так называемые универсалии, но также и специфические культурные особенности разных групп людей. Универсализм также отличается от релятивизма, тем, что  сравнения, проводимые в контексте этого направления, являются весьма значимыми для понимания особенностей человеческого поведения.

Следовательно, несмотря на свои особенности и различия релятивизм, абсолютизм и универсализм как основные теоретические ориентации, определяющие теоретико-методологическую основу кросс-культурной психологии, определяют ее содержание и дальнейшее развитие.

Обобщая особенности этих трех ориентаций кросс-культурной психологии, Дж.Берри отмечает, что эти три подхода имеют значение для теоретического определения психологических концептов, а также для психометрической оценки кросс-культурного сходства и различия. Они также важны для операционального определения универсальности. Вообще, психологическое понятие или связь между понятиями квалифицируют как универсальные, если их можно валидно использовать для описания поведения людей в любой культуре [2, с.353].

Определив в качестве предмета своего исследования поведение человека в контексте культуры, кросс-культурная психология использует данные биологии, которая информирует о структуре и функционировании человеческого организма, общей психологии, изучающей на индивидуальном уровне человеческое поведение в лабораторных и полевых условиях; на уровне популяций она опирается на социальные науки, к которым принадлежит, в частности, культурная антропология, использующая более естественные методы наблюдений.

Следовательно, кросс-культурная психология является междисциплинарной, самостоятельной и современной отраслью научного знания, представленной сотнями ученых из многих частей света. Она занимает не изучаемое другими дисциплинами пространство, представляющее особый интерес.

Еще в 1973 году, 1125 кросс-культурных психологов были внесены в список, опубликованный в Справочнике кросс-культурных исследований и исследователей.

Хотя большинство указанных ученых работают на факультетах психологии в североамериканских и европейских университетах, многих из них можно встретить в университетах Африки, Азии, Латинской Америки и Океании, сегодня и в России и в Казахстане, где кросс-культурная психология делает только свои первые шаги.

 

Список используемой литературы:

 

1.   Мацумото Д. Психология и культура. – СПб-М.: ЕВРОЗНАК, 2002. – 415 с.

2.   Берри Дж., Пуртинга А., М.Сигалл и др. Кросс-культурная психология /Пер. с англ. Харьков: Гум.Центр, 2007. – 560 с.

3.   Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Изд. Дом "Ключ", 1999. – 224 с.

4.   Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс,2006. - 386 с.